Деловая игра в рамках противодействия коррупции. Сценарий игры прилагается «Познавательная игра «Коррупция как есть …. «Не бывает дыма без огня»

УРОК – ИГРА «ГОРОД БЕЗ КОРРУПЦИИ»

(Номинация – внеклассное мероприятие)

Гостищева Тамара Александровна

учитель биологии и классный руководитель

МБОУ СОШ № 16 п. Тульского

Текнеджян Анжелика Артюшевна

педагог – библиотекарь

2015г.

Данное внеклассное мероприятие можно проводить в рамках классных часов, библиотечных уроков для учащихся 9 - 11 классов.

В начале занятия учащиеся сами формулируют цель. Опыт показывает, что люди добиваются большего, если они сами формируют цель. Форма проведения занятия игра, с использованием разных методических приёмов в течение всего занятия ("Мозговой штурм", "Источник информации", "Домино", "Эстафета", "Кластер", "Синквейн", "Поединок", "Активный концерт", "Интеллектуальная мишень"). Приведённые ниже методические приёмы мотивируют учащихся, вызывают интерес к рассматриваемой теме и формируют способы и пути решения проблемы, а так же способствуют социализации личности, что соответствует требованиям ФГОС.

Внеклассное мероприятие.

Урок – игра «Город без коррупции».

Оборудование: раздаточный материал, содержащий статьи ФЗ "О противодействии коррупции" (в электронном виде), Этимологический словарь, толковый словарь, презентация Microsoft Power Point, мишень, кружки красного и зелёного цвета, разноцветные домики из бумаги, видео отрывки фильма "Ты мне я тебе" (режиссёр Александр Серый)

    Этап. Организационный момент .

Войдя в класс, каждый ученик получает красный или зелёный кружок и в соответствии с цветом кружка учащиеся делятся на команды.

Добрый день уважаемые ребята, учителя. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре.

Правила игры в команде:

Выбрать капитана;

В обсуждении принимают участие все;

Высказать своё мнение и выступить перед всеми должен каждый участник команды;

Уметь выслушать каждого;

уважать мнение других.

2 Этап. Мотивация.

Приём – «Проблемная ситуация».

Мероприятие начинается с просмотра видео отрывков фильма «Ты мне я тебе».

Учитель: Как вы думаете, какой теме посвящено наше занятие?

Не случайно был выбран данный отрывок для обсуждения с учащимися, так рассматриваемый случай связан с явлением коррупции.

В ходе дискуссии, обсуждая отрывок, каждый участник высказывает своё мнение и учащимися формулируется тема занятия.

Учитель пишет на доске тему: Город без коррупции (Слайд 1.)

3 Этап. Определение цели.

Учитель предлагает учащимся прочитать цитату Томаса Гоббса (Слайд 2):

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам".
Томас Гоббс

и на основании рассмотренного отрывка из фильма и цитаты обсудить в группах и сформулировать цель занятия.

Вопросы:

В чем заключается важность данной темы? В чем заключается важность данной темы для вас лично? Какой результат вы должны получить в конце работы?

Цель:

1.Сформировать представление о том, что такое коррупция, ознакомиться с причинами возникновения коррупции. Как молодежь может помочь в борьбе с коррупцией. Формирование собственного мнения и позиции по отношению к этому вопросу.

2.Развить способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

3. Воспитать чувство ответственности перед своим государством. Основная задача - сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

4 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра (этап вызова).

Вступительное слово учителя: Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в группах в форме игры «Город без коррупции».

Учитель: Чтобы создать город без коррупции, мы должны понимать смысл понятия «коррупция».

Предлагаем вам игру

    «Снежный ком» Приём "Мозговой штурм"

Слепим «снежный ком» о понятии «коррупция».

Каждой команде даются листы бумаги, для написания слов.

Задание каждой команде: Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция» (Слайд 3)?

(взятка, подкуп, обман, мошенничество и т.д.) (Слайд 4).

Учащиеся пишут слова на отдельных листах бумаги.

Затем зачитывают слова, делают из них большой ком и символично выбрасывают.

    Работа со словарём. Приём "Источник информации

Командам раздаются этимологические словари и толковые словари русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.

Задание: Найти в словаре понятия «коррупция», «коррумпировать» и зачитать их.

Этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Толковый словарь:

Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

Коррумпированный - проникнутый коррупцией.

Учитель:

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

    О чем гласит народная мудрость… Приём "Домино"

Командам предлагают четыре незаконченные пословицы и поговорки. Их окончания написаны на других листах. Учащимся необходимо подобрать правильное окончание к этим фразам. Объясните смысл пословиц и поговорок?

Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество.

Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе.

Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией (Слайд 5).

Учитель: Историческая справка.

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. В древнеиндийском трактате по искусству управления государством подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.

Физкультминутка

Приём "Эстафета".

Ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Затем поднимают руки. Делают вращательные движения руками.

    Кластер.

Приём "Кластер".

Учитель: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции (Слайд 6)?

Задание: В течение 3-х минут учащиеся пишут на цветных кружочках, которые получили в начале занятия причины коррупции и размещают их на доске в форме виноградной грозди вокруг фразы «ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ». Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции (кластер):

Примерная схема-кластер

(Слайд 7)

Низкая заработная плата государственных служащих

Незнание законов

Желание легкой наживы

Частая сменяемость лиц на различных должностях

Нестабильность в стране

Коррупция как привычка

Низкий уровень жизни населения

Слабая развитость государственных институтов

Безработица

5. Литературная разминка.

Приём "Источник информации" - использование отрывков из художественной литературы.

Проблема взяточничества не нова для России. Над ней размышляют мастера слова ни одно столетие. Проведем литературную разминку. Определите автора и название произведения.

О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотреблении должностными полномочиями, хищении госбюджета)

    Подай, Фелица! наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть? Меня твой голос возбуждает, ; Но им последовать я слаб. Мятясь житейской суетою, Сегодня властвую собою, А завтра прихотям я раб. (Г.Р.Державин, «Фелица»)

    Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве… (А.С.Грибоедов, «Горе от ума»)

    В то время образовалось сильное общество контрабандистов

обдуманно-правильным образом; на миллионы сулило выгод дерзкое предприятие.

Он давно уже имел сведение о нем и даже отказал подосланным подкупить, сказавши сухо: "Еще не время".

Получив же в свое распоряжение все, в ту же минуту дал знать обществу, сказавши: "Теперь пора". Расчет был слишком верен. Тут в один год он мог получить то, чего не выиграл бы в двадцать лет самой ревностной службы.

(Н.В.Гоголь «Мёртвые души»)

    «… Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»

(Н.В. Гоголь «Ревизор»)

6. Ситуации.

Приём "Поединок"

Каждой команде в электронном варианте предлагается ФЗ «О противодействии коррупции» (электронное приложение).

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

В каждой команде назначают дуэлянтов, остальные ученики выполняют роль секундантов. Соперники от каждой команды сходятся по очереди в интеллектуальном поединке. Один ученик высказывает свою точку зрени, а его соперник, произносит контраргумент. При этом учитывается умение вести спор, корректность, аргументированность.

Ситуации:

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Петрова А. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

7. Памятка.

Задание: Составить памятки «Противодействие коррупции», в ней отразить понятие коррупция в форме синквейна и виды ответственности.

Приём "Синквейн".

Учащимся предлагается написать сикнвейн по теме «Коррупция»

по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) (Слайд 8).

Существует пять видов ответственности: уголовная , административная , гражданско-правовая , дисциплинарная и материальная .

К коррупционным преступлениям относятся:

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ),

дача взятки (ст. 291 УК РФ)

получение взятки (ст. 290 УК РФ)

злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ)

коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

5 Этап. Заключение.

Подведение итогов и награждение команд.

Учитель: Выскажите своё мнение «Что могу сделать я?»

На доске написана фраза «Город без коррупции».

На фоне музыкального произведения - Моцарт. Концерт для скрипки и оркестра № 7 D - dur , учащиеся пишут на листочках (в форме домиков) высказывания, читают их и крепят на доске, создавая город (приём "Активный концерт" - информацию, которую надо усвоить, читают в слух в сопровождении экспрессивной музыки).

Примерные высказывания:

    не давать и не брать взятки;

    стараться добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;

    предавать гласности случаи коррупции.

Мы также можем:

    изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;

    писать об известных случаях коррупции в местную газету;

    принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией;

    изучать данное явление;

    Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

Учитель: Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Рефлексия . Приём "Интеллектуальный тир".

Учащиеся в соответствующем поле мишени прикрепляют цветной магнит.


Активно участвовал (а) Было интересно

Было понятно Узнал (а) новое

Учитель: Считаю, сегодняшнее мероприятие затронуло очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и рассуждать. На этом наше мероприятие закончено (Слайд 9, 10).

Литература:

    Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".

    Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.

    Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок/ В.И. Садкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014г.

    Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.

    Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.

    Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.

    Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.

А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.

    Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и

системное решение. Центр «Стратегия». СПб, 2004.

    Гражданское образование: содержание и активные методы

обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.

    Словарь - справочник «Антикоррупционная политика»,

Издательство «Проспект», М., 2006.

Интернет-ресурсы:

http :// law . edu . ru - юридическая Россия Федеральный правовой портал

Урок-игра по программе антикоррупционного воспитания для 6-8 классов

– воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

  • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
  • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
  • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра по программе антикоррупционного воспитания для 6де и 7де,8д классов

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

  • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
  • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
  • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Методические комментарии

Основная воспитательная работа с учащимися 5 – 7-х классов направлена на формирование культуры взаимодействия. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры договора и взаимопонимания послужит основой для профилактики коррупционных действий. В практике работы с детьми этого возраста можно выделить ряд ситуаций, обусловливающих в будущем коррупционное поведение. Первая распространенная ситуация заключается в том, что родители выдают ребенку деньги за хорошие отметки, готовят человека, который считает, что каждый его шаг, а тем более созданный продукт, должен быть оплачен. Необходимо в регулярном общении с родителями отмечать вред данного способа взаимодействия с ребенком. Вторая ситуация связана с тем, что ребенок этого возраста получает незаслуженное вознаграждение за оказание определенных услуг. Примером должен стать учитель. Если ребенок понимает, что букет цветов, подаренный учителю, влияет на качество оценки, то это будет способствовать формированию коррупционного сознания. Третья ситуация связана с деятельностью педагогов и родителей по принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Когда учителя и родители, несмотря на существующие запреты, позволяют детям совершать запрещенные действия, то это приводит к формированию в сознании ребенка позиции, о том, что все можно купить и все можно сделать, если договориться с кем надо. Следующая ситуация заключается в отношениях между детьми в системе самоуправления. Наиболее острой ситуация становится, когда перед ребенком оказывается выбор между дружбой и порядком. Вполне естественно, что дети многое разрешают своим друзьям в отличие от других. К сожалению, в рамках общественного сознания помощь другу (даже за счет нарушения закона) является нормой. Явление «любимчиков», которым разрешено больше, чем остальным, получило широкое распространение в образовательных учреждениях. С учетом специфики возраста проведение педагогических бесед по данной теме становится неэффективным. Наиболее продуктивной становится организация групповой работы в процессе созидательной, обучающей и игровой видов деятельности. Поэтому проведение воспитательных дел, практикумов и сюжетно-ролевых игр оказывается наиболее действенным способом. В первую очередь необходимо организовывать имитационные и деловые игры, в рамках которых учащиеся получают определенные властные полномочия и реализуют их в ходе игры.

Вступление урока

Корру́пция (от лат . corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

В ыделяют отдельные проявления коррупции. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:

  • коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;
  • коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);
  • коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц;
  • коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.

Выделяются следующие признаки коррупции:

1. Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы.

2. Стороны действуют по обоюдному согласию.

3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества.

4. Обе стороны стараются скрыть свои действия .

На основе разобранных понятий, терминов и признаков связанных с коррупцией строится в дальнейшим игра.

Игра «Создание президентской команды» .

Ход игры: методом жеребьевки выбираются 5 6 детей, которые становятся президентами компаний. Им предлагается в течение 30 минут набрать себе команду помощников. Причем в эту команду должно входить 7 человек, каждый из которых получает определенный титул первого, второго, третьего и т. д. помощников. Первый помощник получает зарплату в размере 70 тысяч, второй 60 тысяч, третий 50 тысяч и т. д. с уменьшением на 10 тысяч. Каждому президенту выдается набор карточек со званиями помощников. По итогам 30-минутной работы каждый президент представляет свою команду и обосновывает свой выбор: «первым помощником я назначил Васю Иванова, потому что …, вторым помощником Петю Сидорова… и т. д.». Оценка деловых качеств учащихся, использование определенных заданий для испытуемых свидетельствует о культуре подбора специалистов. Подбор специалистов по причинам: «он мне нравится, он мне пообещал…» считается проявлением склонности к коррупционному образу действий. Следует заметить, что созданная в детстве модель поведения трудно поддается корректировке в будущем. С нашей точки зрения, именно в этом возрасте закладываются основные способы взаимодействия с окружающими людьми. В процессе обсуждения игры следует внимательно разобрать все случаи подбора советников на основе личных отношений и предложенных обещаний. При этом важно обсудить все случаи подбора специалистов на основе личных отношений и взяточничества, которые вспомнят учащиеся по рассказам родителей. Очень сложная задача педагога заключается в том, чтобы убедить учащихся в порочности подобной практики. Здесь очень важна убежденность самого педагога в необходимости бороться с коррупцией.

Деловая игра «Городская застройка».

В ходе игры выбираются 4 – 5 мэров города, которым необходимо построить ряд зданий. Рядом с каждым зданием написано количество прибыли. Например, постройка школы – прибыль 20 тысяч, постройка жилого дома – прибыль 500 тысяч и т. д. Все остальные учащиеся объявляются директорами строительных фирм, которые должны получить максимально выгодные заказы. Для этого выделяются 30 минут игрового времени. Затем каждый мэр обосновывает выдачу заказов, а каждый директор фирмы рассказывает, как и какие заказы, он получил. Проявление личных отношений, подкуп мэров какими-либо обещаниями оценивается как проявление коррупции. В процессе подведения итогов игры важно разобрать каждый случай незаконного получения выигрыша.

Варианты игр по выше предложенной схеме:

  • «Распределение премиального фонда». В ходе игры учащиеся делятся на группы – премиальные фонды и распределяют определенное количество премий (все премии разного денежного размера).
  • «Экзамен на знание правил школьной жизни» – выбирается 5 – 6 экзаменаторов, которые, получив экзаменационные билеты, принимают экзамен у остальных участников игра (каждый участник игры имеет право выбрать экзаменатора).
  • «Разрешенный запрет» поделившись на группы, участники игры находят 5–6 запретов, которые регулярно нарушаются. После изложения всех обнаруженных запретов выясняются причины их нарушения.
  • «Пропускной пункт» – выбираются 6 – 7 начальников пропускных пунктов, которым запрещается пропускать кого бы то ни было в определенное место. Задача остальных добиться разрешения на проход. Применение насилия к контролерам запрещается.
  • «Исключительные обстоятельства» выбираются 5–6 важных чиновников, которые не имеют права ставить подписи на карте участника. Задача остальных участников игры получить подпись чиновника любой ценой.
  • «Распределение путевок» в ходе игры выбираются 5 6 руководителей турфирм, которые имеют по три бесплатных туристических путевки. Их задача раздать эти путевки любым способом (жребий, голосование, личный выбор). Задача остальных участников игры получить максимальное число бесплатных путевок.

Анализ проведения урока-игры

Особенность этих игр заключается в их определенной провокационности. При наличии у педагога страхов перед возникновением конфликтов в этих играх их проводить не стоит. В целом, следует понимать, что стереотипы нашей жизни формируют готовность к коррупционному поведению. Поэтому разрушить эти стереотипы можно только в ситуации конфликта.

Следует заметить, что эффективным средством выстраивания отношения сотрудничества является прием организации системы дежурных командиров. В системе классного самоуправления дети по очереди в течение недели выполняют обязанности дежурного командира микрогруппы, в составе 5 – 7 человек. Необходимость взаимоподчинения порождает элементы сотрудничества. Одним из случаев коррупционного поведения является ситуация списывания. Обсуждение этой ситуации и ее преодоление способствует формированию осознанного отношения к проявлению коррупции. Еще одна ситуация, требующая обсуждения и анализа, связана с подкупом. Учащиеся этого возраста достаточно часто пользуются тем, что стараются подкупить окружающих и получить определенную выгоду.


Актуальность темы. В последнее время тема коррупции в России стала очень обсуждаемой. Еще весной 2008 года Д.А. Медведев заявил о том, что борьба с коррупцией становится одной из приоритетных задач. 25 декабря 2008 года принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ, где обозначены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Закон в большей мере сосредоточен на борьбе с коррупцией на государственной и муниципальной службе, однако коррупционные явления встречаются и во многих других сферах деятельности, связанных с доступом к различным материальным и нематериальным ценностям.

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся.

Таким образом, данное мероприятие разработано в рамках понимания необходимости антикоррупционного образования учащихся, так как наши студенты – будущие педагоги, которые не только сами должны иметь четкую гражданскую позицию, но им также предстоит воспитывать эту позицию у детей.

Цель: содействие формированию личности, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции, т.е. формирование антикоррупционной компетентности.

Задачи:
формирование неприятия коррупции, понимания важности антикоррупционной деятельности в сфере образования
воспитание чувства сопричастности и ответственности за все, что происходит в стране, в городе, в образовательном учреждении;
развитие коммуникативной компетентности, умения работать в команде, сотрудничать, договариваться;
правовое воспитание; развитие осознания необходимости соблюдать законы государства.

Организация игры:
В игре принимают участие группы первого курса колледжа. Группа делится на команды по 5-7 человек в команде. Для разделения на команды мы предлагали различные способы: по дружеским контактам (кто с кем хочет работать), случайный выбор (собрать разрезанную на части открытку, выбор цвета, по буквам разного цвета и величины – когда буквы одного цвета и величины складываются в слово, имеющее отношение к теме и т.д. Выбор способа у нас зависел от группы, в какой проводилась игра, ее особенностей).

В игре предусматривается выполнение шести заданий, каждое из которых оценивается определенным количеством баллов (от 3х до 5). Максимальное суммарное количество баллов — 25.

Игра сопровождается презентацией (Прил.1).

Для объективного судейства приглашается жюри. Баллы, набранные за игру, включаются в общий рейтинг группы (20 баллов за участие, 30 за победу).
Для проведения игры кабинет должен быть оборудован интерактивной доской или компьютером с мультимедийным проектором. Столы в кабинете расставляются так, чтобы можно было организовать групповую работу.

Подготавливаются раздаточные материалы.
По ходу игры ведется протокол с проставлением баллов каждой команде (Прил. 2).

Вступительное слово:
— актуальность проблемы в современных условиях;
— пояснение условий игры,
— представление жюри.

Задание 1
(Прил. 3). Собрать определение:
Определение напечатано на листе формата А4 и разрезано. Для сбора определения выдается конверт, в котором разрезанное определение, лист бумаги формата А4, на который необходимо наклеить получающееся определения, клей.

Задание выдается каждой группе.

Коррупция - (от лат. corruptio — разламывать, портить, повреждать) социальное явление, включающее совокупность этических и правовых нарушений, выражающееся в злоупотреблении государственной властью, положением, статусом для получения выгоды, преимуществ в личных целях в ущерб общественному благу и интересам государства.

Время на сбор определения – 6 минут.
Оценка: Кто сдал первым без ошибок – 4 балла, дальше – убавляется на 0,5 балла.

После того, когда все определения сданы, на экран выводится слайд с правильным определением. Проводится обсуждение, к которому подключаются члены жюри, комментируя сданные работы.

Задание 2. Подготовка выступления на заданную тему.
Согласны ли вы с утверждением: От коррупции рядовому гражданину нет особого вреда. Почему? Докажите.

На обдумывание – 2 минуты.
Оценка: Максимум 3 балла (логическая выстроенность выступления, количество аргументов, самостоятельные примеры, эмоциональность выступления).

В ходе работы мы пришли к выводу, что студенты достаточно активно включаются в обсуждение, поэтому предлагали не только выступить, но и ответить на вопросы, которые после выступления предлагали задать студентам других групп.

Задание 3. Просмотр мультфильма.
Демонстрируется мультфильм Взятка, авторы: Кирилл Засорин и Евгения Кулешова. Мультфильм снят в рамках проекта «Гражданская антикоррупционная инициатива», по заказу Центра Антикоррупционных исследований и инициатив.
Просмотрите мультфильм. Ответьте на вопросы:
О каком коррупционном действии идет речь?
Возможно ли это действие в сфере образования?
Как ему противостоять?

Время на подготовку – 2 минуты. Максимум баллов — 3

Задание 4. Определите, является данное явление коррупционным?
Описаны десять явлений. Ситуации предъявляются последовательно на экране. После предъявления каждой ситуации необходимо решить, является ли данное явление коррупционным и записать это на бланке для ответов. Бланк для ответов – 10 карточек с проставленными номерами заданий – от одного до десяти. В ходе работы мы поняли, что удобно выдать каждой группе карточки своего цвета (для простоты обработки в жюри).

Ответы сдаются в жюри через 30 секунд после предъявления каждой ситуации.
За правильный ответ – 0,5 балла. Максимум баллов – 5.

№ п/п Явление Правильный ответ
1 Чиновник берет деньги от родителей ребенка за то, что обещает содействие в получении места в детском саду Да
2 Учитель начальных классов объявляет на собрании, что если родители заботятся об успешном освоении учебной программы детьми, они обязательно должны приобрести комплект учебников определенного автора Да, если есть связь с этим автором
3 На сайте образовательного учреждения опубликован перечень услуг, оказываемых бесплатно, и тех, за которые предусматривается оплата (с указанием размера оплаты). Нет
4 Педагог предлагает «подтянуть» студента по своему предмету за счет дополнительных занятий По разному, в зависимости от того, предусматривается ли дополнительная плата за занятия
5 Педагог в столовой проходит без очереди Нет
6 Педагог ДОУ на собрании предлагает родителям поблагодарить детский сад, сотрудников за отличную подготовку детей к школе По разному. В зависимости от того, что понимается под благодарностью?
7 Студенты договариваются с педагогом о переносе экзамена на другое время без уведомления об этом учебной части Нет, если не было платы
8 Родители организуют поездку детей на экскурсию, педагог сопровождает детей бесплатно, не платит деньги за экскурсию Нет
9 Студенты преподносят цветы педагогу на экзамене Нет
10 Классный руководитель 7а класса собирает у детей деньги на подарок педагогу, который ведет у детей уроки в этом классе. У педагога в жизни предстоит важное событие (юбилей, свадьба, рождение ребенка и т.п.) Да

После того, как все работы сданы, на экран также выводится таблица с правильными ответами. И пока жюри подводит итоги, проводится обсуждение.

Задание 5 . Установить соответствие
На бланке – две графы. В левой части бланка – определяемые слова, в правой – определения. Необходимо установить соответствие.
На выполнение задания дается 6 минут.
1 слово – 0,5 балла. Максимум – 5 баллов

Название: Игра для школьников 9 класса и студентов первого курса «Что мы знаем о коррупции?»
Номинация: Школа, Методические разработки, Публикации педагогов, Студенты колледжа (1 курс, база 9 классов)
Авторы:
Гусева Елена Анатольевна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Дубровченко Татьяна Николаевна
педагог-психолог
Место работы: ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж
Месторасположение: город Рыбинск, Ярославская область

Деловая игра

«Нет коррупции!»

9-11 классы

Задачи:

Донести до подростков понятие о коррупции, о необходимости борьбы с коррупцией;

Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности;

Профилактика асоциального поведения, осознание понятий: соблюдение закона, честность и честь незапятнанная репутация,

Развивать умение рассуждать и критически мыслить.

Оформление: цитаты и плакаты по теме, статистические данные о коррупции в стране и в мире.

На доске: рисунок склона горы, у подножия «Коррумпированное общество», на вершине «Общество без коррупции», по склону отметки высоты от 0 до 10.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

II. Формирование новых знаний

1. Вступительное слово.

Я предлагаю вашему вниманию фрагмент клипа на песню Олега Газманова «Новая заря»

Подумайте, какую общественную проблему мы сегодня будем рассматривать?

Работа со схемой на доске: Посмотрите на вершину нашей горы - это идеал (Общество без коррупции), к которому мы стремимся. Возьмите листочек и напишите цифру, у какой отметки в плане приближения к этому идеалу мы сейчас находимся. Поднимите вверх. (Среднее значение записать на стикер и прикрепить на доску.)

По инициативе ООН 9 декабря отмечается «Международный день борьбы с коррупцией». В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция - первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. Россия в числе первых подписала Конвенцию.

В преддверии Международного Дня коррупции предметом нашего обсуждения является коррупция, ее причины, проявления, последствия и противодействие ей. Коррупция является сложным многоаспектным явлением. Несмотря на очевидную противозаконность, коррупция - это не просто преступление, это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, проституции. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, но и ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса.

Что же такое коррупция?

- В «Федеральном Законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" «Коррупция – это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов. Предлагаю продолжить исторический экскурс в коррупцию.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина - шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века д. н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции - «Артхашастра» - опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индия) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» Коран 2:188) и т. д.

2. «Информация к размышлению» Видеофрагмент.

3. Работа по группам

Каждая группа в течение 30 сек отвечает на вопрос, по команде передает по часовой стрелке:

1) Кто является субъектами коррупции?

2) Цель вступающих в коррупционные отношения?

3) Какие последствия для общества имеет коррупция?

4) Откуда вы знаете о коррупции?

Каждая последующая группа дополняет.

Затем каждая группа озвучивает ответы.

Уровень коррупции в России

Россия признана самой коррумпированной страной среди 22 крупнейших государств мира

    Менее склонны к подкупу бизнесмены из Бельгии и Канады (по 8,8 балла из 10 возможных).

    Третье место у Голландии и Швейцарии (8,7 балла).

    Россия с 5,9 баллами заняла последнее место, получив самый высокий национальный показатель взяткоёмкости

    По объему и частоте взяток Россия обогнала не только развитые государства Запада, но и своих коллег по группе БРИК – Бразилию (17-е место), Индию (19-е место) и Китай (21-е место).

Индекс оценки коррупции

Российские компании чаще других фирм из крупнейших стран-экспортеров дают взятки ради получения личной выгоды. (Слайд)

4. Опрос населения (слайд)

Если Вы давали взятку – Ваши ощущения?

5. Выявление причин коррупции

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями.

А как вы считаете, каковы причины коррупции? (Ответы записываются на доске, с краткими комментариями учителя.)

Низкий уровень заработной платы.

Двусмысленные законы. Консервативность закона.

Незнание или непонимание законов населением.

Нестабильная политическая ситуация в стране.

Профессиональная некомпетентность бюрократии.

Отсутствие единства в системе исполнительной власти.

Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Невозможность всеохватывающего контроля.

Зависимость граждан от чиновников.

К причинам распространенности коррупции в современной России относятся:

- отсутствие оптимальной работающей системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;

- существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;

- создание мощной, широко разветвленной теневой экономики и огромных незаконных доходов, значительная часть которых составляет основной источник финансирования коррупционеров;

- слабость и политическое безволие государственной власти;

слабая кадровая политика государства;

- неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней;

- криминализация значительной части политической элиты;

- широкий и беспрепятственный кадровый обмен между властными и коммерческими структурами;

- моральная деградация общества, устойчивая толерантность населения к коррупции, особенно на ее низшем уровне;

- стремительный количественный рост чиновничества как кадровой базы коррупции;

- чрезмерное вмешательство государства в жизнь общества, отсюда монополия чиновничества на слишком большой объем функциональных возможностей, так как привилегии на распоряжения собственностью и услугами находятся в руках бюрократов;

- высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств;

- недостаточная информированность населения о последствиях коррупции для общества, слабая правовая подготовка граждан;

- слабость институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций;

- отсутствие подлинной независимости средств массовой информации;

- достаточно устойчивая историческая традиция, укорененность коррупции в сознании россиян (достаточно посмотреть русские пословицы и поговорки - основная их часть с безнадежностью фиксирует факт присутствия мздоимства, продажности в повседневной жизни, в практике чиновников).

6. Опрос населения (слайд) Причины коррупции

7. Опрос учащихся из зрительного зала

Как вы думаете – какие сферы наиболее поражены коррупцией?

Давайте запишем ваши ответы:

ГАИ

Чиновники

Полиция

Медицина

Образование

Судебная система

Военкоматы

Шоу-бизнес

Сфера торговли

Армия

СМИ

СЛАЙД. Профессиональная коррумпированность по материалам СМИ

8. Последствия коррупции (Слайд)

За примером, к сожалению, далеко ходить не надо: «По данным исследователей Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) и фонда «Общественное мнение» (ФОМ), прошлым летом, когда шла «вступительная жатва», карманы родителей оскудели почти на 520 млн долларов. Потом начинается учебный процесс, за которым - контрольные, курсовые, сессии. Здесь «урожай» существенно ниже - примерно 98 млн долларов» ( Сайт Высшей школы экономики, 2008).

У всех живы еще в памяти трагические события в Перми унесшие жизни более чем 150 человек в результате пожара в клубе «Хромая лошадь». Дело о коррупции чиновников еще идет, вскрываются новые факты нарушений

9. Выступление Д.Медведева

- Вы все являетесь опытными пользователями интернет, как и наш премьер-министр, и знаете, что у его есть видеоблог, в котором обсуждается множество тем, актуальных для страны. Как вы думаете, какая из них самая популярная? ( Коррупция и борьба с ней.)

Более 7700 комментариев. Да и мы с вами об этом уже не раз говорили.

Посмотрите видеофрагмент выступления и определите: Прослеживается ли твердая позиция противодействовать коррупции?

Слайд «Шаги антикоррупционной политики на федеральном уровне»

1. Создан Совет при Президенте по противодействию коррупции;

2. Реализуется Национальный план противодействия коррупции;

3. В 2008 году принят антикоррупционный пакет законов

4. Вступили в силу указы Президента, обязывающие предоставлять сведения об имуществе и доходах чиновников, а также их жен и детей

5. Россия вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО)

Как вы считаете, кто должен бороться с коррупцией? Чья это проблема?

«Для современного общества враг №1 – коррупция»
«Речь идет об атмосфере в обществе. Мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не будет…»

Мы сегодня начнем создавать антикоррупционный стандарт поведения для себя.

Что включает понятие «стандарт поведения»? (знания, ценности, способы действия)

10. Жизненные ситуации.

Задание по группам: Как должен поступить настоящий гражданин? В следующей ситуации…(команды разыгрывают ситуации)

Как вы считаете, почему люди не заявляют в правоохранительные органы?

Варианты (от них требуют, а они боятся отказать; чтобы гарантировать успех дела; думают, что процедура заявления слишком трудна и утомительна и дать проще)

11. Работа с залом

Что же, по вашему мнению, нужно для победы над коррупцией? Давайте проведем мини-соцопрос: переверните листочек и закончите 3 предложения: (слайд)

1. Бороться с коррупцией возможно, если…

2. Противодействию коррупции способствуют такие качества людей как…

3. Борьбу с коррупцией затрудняют такие качества людей, как…

Специалисты считают, что для победы над коррупцией необходим ряд условий (слайд)

твердая позиция политической элиты противодействовать коррупции,

Ясно выраженная политическая воля государственных служащих и согласие самим стать объектом проверок,

Осознание необходимости противодействия коррупции как отношение общества в целом,

Готовность и возможность гражданских (общественных) структур контролировать ситуацию противодействия коррупции и другие.

Давайте вместе выясним сегодня на уроке, есть ли в России эти условия.

При этом в настоящее время процедура подачи заявления о коррупции очень проста (слайд) Помимо того, что можно обратиться в органы внутренних дел, органы безопасности, органы прокуратуры на всех уровнях (города, края, РФ), а также Общественный антикоррупционный комитет, либо оставить свое заявление на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

12. Как бороться с коррупцией? (Слайд)

· повысить зарплату и не только чиновникам;

· сделать стабильным социальный пакет;

· прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство;

· россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать;

· честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности

13. Изготовление антикоррупционных плакатов. Зал смотрит видеоролик «Скажи – нет!» Оценка плакатов.

14. Задание на дом: Создание памятки гражданину «Как противостоять коррупции». Основные направления разработки буклета.

15. Рефлексия. Создание синквейна.

16. Итог.

Сценарий проведения деловой игры

«Мы против коррупции»

Звучит ритмичная музыка на её фоне выходит ведущий.
Ведущий: Угрожает народ революцией –
В жизни много проблем и прорех:
Власть решила заняться коррупцией –
Есть уже в этом деле успех
По нашему короткому вступлению вы догадались, что наша программа посвящена – коррупции, одной из наиболее актуальных проблем нашего общества. Коррупция – явление неоднозначное и очень сложное для понимания. Вот одно из его определений:

"Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других".

Коррупция – это достаточно широкое явление во всем мире. В общественно-политической и социально-экономической жизни оно проявляется в различных формах: давайте сейчас с вами проведём небольшой аукцион СЛОВ связанных с коррупцией. Участника, назвавшего слово последним ждёт небольшое вознаграждение.

(Взяточничество, растрата, мошенничество, вымогательство, произвол, злоупотребление служебным положением, получение незаконного пособия, льготы, или вознаграждения, назначение чиновником своих родственников и знакомых на служебные посты называют, фаворитизмом, получение незаконного пособия, льготы или вознаграждения)

1. Аукцион определений на тему КОРРУПЦИЯ.
Ведущий: Итак, мы с вами определили основные слова, связанные с коррупцией: это Взяточничество, Растрата, Мошенничество, Вымогательство, Злоупотребление служебным положением, Получение незаконного пособия, льготы, или вознаграждения, Фаворитизм. А теперь мы просим подняться на сцену по три человека от каждой команды, причём это могут быть не только участники акции, но и ребята из группы поддержки.

Ведущий: Итак – вы рабочая группа, задача, которой за 20 минут сделать плакат в виде коллажа, и дать своё определение, то есть, так как это вы понимаете слову определяющее коррупцию. Например: Произвол – это произвольное использование служебных полномочий для предоставления неоправданных льгот любой группе или индивидууму, или их дискриминация. У каждой рабочей группы будет своё задание, которое вы прямо сейчас и получите.

(выносится поднос с конвертами, в которых находятся задания)

Ведущий: Задание получено, и вы можете отправляться в фойе, где вас ждут подручные материалы.

(Участники уходят выполнять задание)

Ведущий: Ну, давайте вернёмся к нашей с вами теме – КОРРУПЦИЯ. Мошенничество. Что говорит нам определение этого слова? Мошенничество - это любое поведение, направленное на обман или на одурачивание человека или юридического лица, для собственной выгоды. В простонародье – это называется НАДУВАТЕЛЬСТВО. Что бы это подтвердить я прошу подняться на сцену по одному представителю команды.

(участники поднимаются на сцену им ВЫДАЁТСЯ ПО ОДНОМУ ВОЗДУШНОМУ ШАРИКУ)

Ведущий: Возьмите по одному шарику в руки и по моей команде вы будете их надувать. Кто надует шар самого большого размера, получит вознаграждение. Ваше время 30 секунд. Итак, начали!

Звучит музыкальная фонограмма

По истечению времени, игра останавливается. Если за время у игроков лопаются шары, ведущий говорит, что их мошенничество ЛОПНУЛО! Если все шары остаются целыми, ведущий предлагает разоблачить мошенничество и лопнуть все шары одновременно.
Ведущий: Что ж, с первым заданием все справились, и мы переходим ко второму определению коррупции – Взяточничество. Что является определением этого слова? Взяточничество включает влияние на действия или решения должностного лица путем обещания, предложения или предоставления ему какой-либо выгоды. Чаще всего взятки предлагаются в денежном выражении, и мы попробуем с вами сейчас это проиграть.

Приглашаем на сцену по два участника от команды, желательно чтобы это были юноша и девушка.

(участники поднимаются на сцену, им раздают денежные купюры)
Ведущий: Прошу вас встать лицом друг к другу. Как вы уже догадались одному из вас, будут давать взятку. Лицу, который будет давать взятку, выдаются денежные купюры. За время пока будет звучать музыка, ваша задача, быстро спрятать своему напарнику в разные места по одной купюре. Задача ясна? Готовы? Начали!
Музыкальная фонограмма звучит одну минуту
Ведущий: Стоп игра! Итак, один из наших участников получил взятку. А теперь мы поменяем вас местами.(помощники разбивают пары) Следующая задача: выступить в роли правоохранительных органов и найти деньги, которые ваши соперники успели спрятать. Внимание, начали!

4. Игра «Дать взятку!»

Ведущий: Спасибо за участие. Вы на себе испытали, что давать и искать взятки не простая задача.

(участникам раздаются сладкие призы)
Ведущий: Продолжим наши познания в коррупционных деяниях и даём определение слову Фаворитизм. Назначение чиновником своих родственников и знакомых на служебные посты называют, фаворитизмом.

Поскольку все вы здесь объединены одной целью, вас можно назвать родственниками. Мы приглашаем от каждой команды по два участника.

(собираются две команды по 7 человек)

Ведущий: Первый участник является тем самым чиновником, который будет продвигать своих родственников по служебной лестнице. Итак, задача: по сигналу «чиновник» бежит к стулу, обегает его и возвращается в команду. Берёт паровозиком следующего участника и бежит по тому же маршруту. Возвращается и к ним присоединяется следующий участник и итак до тех пор, пока все «родственники» не прибегут к «финишу первыми». Напоминаю, что бежать надо строго паровозиком, не размыкая цепочку. Готовы? Начали.

Музыкальная фонограмма

7. Игра «Собери, команду!»

Ведущий: Первой собрала всех своих родственников команда_______. Получите вознаграждение и проходите на свои места.

(участники проходят на место)

Ведущий: Есть в зале участники, кто ещё не поднимался на сцену? Мы просим командам направить на сцену по одному человеку.

(участники поднимаются на сцену)

Ведущий: В любом учреждении есть тёплое местечко, на которые каждый из карьеристов метит попасть. Давайте проведём такой эксперимент и выясним, кто из наших участников самый шустрый. Пока звучит музыка, все бегают вокруг стульев, как только музыка остановится – нужно занять свободный стул. Участник, которому стула не достанется, выбывает из игры. Задание ясно? Приготовились, начали!

8. Игра «Тёплое место!»

Ведущий: Дорогие друзья, вот так в шуточной, игровой форме мы с вами затронули проблемы коррупции и шуточные «механизмы» борьбы с ней. Но на самом деле коррупция – это большая, нешуточная проблема, которая оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни людей.

Пришла пора пригласить наши рабочие команды, которые пытались по своему объяснить значение форм коррупции. Ребята, мы ждём вас на сцене.

Вверх