Президент и народный герой. Авраам Линкольн. Президент и народный герой Умение следовать поставленным целям

Авраа́м Ли́нкольн (англ. Abraham Lincoln ,12 февраля 1809 -15 апреля 1865 ) -американский государственный деятель, 16-йпрезидент США (1861 -1865 ), первый президент отреспубликанской партии , освободитель американскихрабов , национальный герой американского народа.

Родился в бедной крестьянской семье. С ранних лет занимался физическим трудом. Из-за тяжелого материального положения семьи посещал школу не более года, но сумел выучитьсяграмоте и полюбил книги. Ставсовершеннолетним , начал самостоятельную жизнь, занимался самообразованием, сдал экзамены и получил разрешение на адвокатскую практику. Во время восстанияиндейцев вИллинойсе вступил вополчение , был избранкапитаном , но в боевых действиях не участвовал. Был также членомЗаконодательного Собрания Иллинойса,Палаты Представителей Конгресса США , в которой выступал противамерикано-мексиканской войны . В1858 году стал кандидатом всенаторы США , но проиграл выборы.

Как противник расширения рабства на новые территории, выступил одним из инициаторов созданияРеспубликанской партии , был выбран ее кандидатом впрезиденты и выигралвыборы 1860 года . Его избрание послужило сигналом к отделению южных штатов, образовавших еще до вступления Линкольна в должность и появлениюКонфедерации . В своейинаугурационной речи призвал к воссоединению страны, однако не смог предотвратить конфликт.

Линкольн лично направлял военные действия, которые привели к победе над Конфедерацией во времяГражданской войны 1861 -1865 гг. Его президентская деятельность привела к усилению исполнительной власти и отмене рабства на территории США. Линкольн включил в составправительства своих противников и смог привлечь их к работе над общей целью . Президент на всем протяжении войны удерживалВеликобританию и другие европейские страны отинтервенции . В его президентство построена трансконтинентальнаяжелезная дорога , принятГомстед-акт , решивший аграрный вопрос. Линкольн был выдающимсяоратором , его речи вдохновляли северян и являются ярким наследием до сих пор . По окончании войны предложил план умереннойРеконструкции , связанный с национальным согласием и отказом от мести. Являлся сторонникоминтеграции негров в американское общество [ источник? ] .14 апреля 1865 года Линкольн был смертельно ранен в театре, став первым убитым президентом США. Согласно общепринятой точке зрения и социальным опросам, он по-прежнему остаётся одним из самых лучших и любимых президентов Америки , хотя во время президентства подвергался суровой критике .

    1. Детство

Предки Линкольна по отцу прослежены до Сэмюэля Линкольна (англ. Samuel Lincoln ), ткача, который1637 году эмигрировал изХингэма в британскомНорфолке вХингэм вМассачусетсе . Линкольн родился12 февраля 1809 года в семье необразованныхфермеров -Томаса Линкольна иНэнси Хэнкс , живших в маленькой бревенчатой хижине на ферме в округеГардин , штатКентукки (недалеко от городка Ходженвиль). Он был назван в честь дедушки, убитого индейцами. Когда Аврааму было семь лет (1816 год ), семья перебралась вИндиану , а чуть позже - в Иллинойс. В девять лет (1818 ) Авраам потерял мать, после чего его отец женился на вдове Саре-Буш Джонстон.

Мачеха, имевшая троих детей от первого брака, считала, что дети должны получить образование . Линкольн стал первым в семье, кто научился писать и считать, хотя, по его же признаниям, он посещал школу не более года из-за необходимости помогать семье. С детства он пристрастился ккнигам , пронёс любовь к ним через всю свою жизнь. Деннис, друг его детства, впоследствии писал:

«После того, как Эйбу исполнилось 12 лет, не было случая, когда бы я его видел без книги в руках… По ночам в хижине он опрокидывал стул, заслонял им свет, усаживался на ребро и читал. Это было просто странно, чтобы парень мог столько читать» .

В детстве Линкольном были прочитаныБиблия , «Робинзон Крузо », «ИсторияДжорджа Вашингтона », басниЭзопа . В бытность свою политиком, он удивлял многих знанием Священного писания, цитаты из которого он вставлял в свои речи. Ярким примером является речь Линкольна «Дом разделённый», лейтмотивом которой была невозможность дальнейшего существования молодой страны в состоянии «полурабства и полусвободы»; впоследствии речь эта стала хрестоматийной . Кроме того, Линкольн помогал соседям писать письма, оттачивая, таким образом,грамматику истилистику . Иногда он ходил за 30миль в суд для того, чтобы послушать выступления адвокатов.

С ранних лет Авраам помогал семье в полевых работах, а, став постарше, подрабатывал разнообразными способами - на почте, лесорубом, землемером и лодочником. Особенно ему хорошо давалась рубка дров, за что он получил прозвище «щепкоруб». Охоты же и ловли рыбы Линкольн избегал из-за своих моральных убеждений. Физически Авраам был гораздо более развит, чем его сверстники.

Рабство занимало значительное место в мировоззрении Линкольна. Его дядя и отец дяди владели рабами. Отец Линкольна отвергал рабство как поморальным , так и по материальным соображениям: будучи рабочим, он не мог конкурировать с рабским трудом.

В1830 году Авраам Линкольн сталсовершеннолетним , его семья снова переехала, однако Линкольн решил начать самостоятельную жизнь. Он нашел временную работу, во время которой ему довелось проплыть вниз по рекеМиссисипи и побывать вНовом Орлеане , где Линкольн посетил невольничий рынок и на всю жизнь сохранил неприязнь к рабству . Вскоре он поселился в деревне Нью-Сейлем, в штатеИллинойс . Там все свободные часы он посвящал самообразованию и занятиям с учителем местнойшколы . По ночам будущийпрезидент читал книги при свете лучины.

В 1832 году Линкольн баллотировался в членызаконодательного собрания Иллинойса, но потерпел поражение. После этого он начал систематически изучать науки. Первоначально Линкольн желал стать кузнецом, но после знакомства смировым судьёй , он принялся за право. В это же время он со своим компаньоном пытался зарабатывать на торговой лавке, но дела шли плохо.Сэндберг , автор популярной биографии президента, пишет:

«…Линкольн занимался тем, что читал и мечтал. У него не было никаких дел, и он мог днями сидеть со своими думами, никто не отрывал его. Под этой внешней неподвижностью проходило умственное и моральное созревание, медленно и неуклонно» .

В 1832 году в Иллинойсе вспыхнуло восстание индейцев, не желавших покидать родные места и переселяться назапад , за рекуМиссисипи . Линкольн вступил вополчение , был избранкапитаном , но в боевых действиях не участвовал. В1833 году Линкольн был назначен почтмейстером в Нью-Сейлеме. Благодаря этому он получил больше свободного времени, которое посвящал занятиям. Новая должность позволяла ему перед отправкой читать газеты политического содержания.

В конце 1833 года Линкольн получил должность землемера. Согласившись на эту работу, он в течение шести недель усиленно изучал «Теорию и практику топографического дела» Гибсона и «Курс геометрии, тригонометрии и топографии» Флинта.

В годы проживания в Нью-Сейлеме Линкольну часто приходилось занимать деньги. Своей привычкой полностью отдавать долги он заслужил одно из самых известных своих прозвищ - «Честный Эйб» .

Анацкая А.

Линкольн Авраам (Abraham Lincoln) (1809-1865), 16-й президент США (1861-65), один из организаторов Республиканской партии (1854), выступившей против рабства.

«Молва гласит: "Дом, поделенный надвое, не может стоять". Так и наше государство, и я в этом убежден, не сможет постоянно быть наполовину рабовладельческим, наполовину свободным». Авраам Линкольн. Спрингфилд, штат Иллинойс (17 июня 1858 г.)

Он родился в штате Кентукки в бедной семье. Жизнь Авраама была трудной и тяжелой, в связи с частыми переездами мальчик часто пропускал школу, но, зато, прилежно занимался самообразованием, очень любил читать книги. В 1830 году Линкольны переехали в Иллинойс, где молодой Авраам выдвинул свою кандидатуру на выборах в палату представителей штата. С первого раза покорить сердца избирателей Иллинойса ему не удалось. Однако последующие попытки оказались успешными, и Авраам Линкольн добился сначала места в палате штата, а потом и вовсе был избран как член партии вигов в Конгресс США.

В 1856 г. он примкнул к только что созданной Республиканской партии. Республиканцы мечтали покончить с распространением рабства, они стремились поддерживать промышленность Соединенных Штатов, поэтому всячески содействовали введению высоких тарифов. Важной частью их программы стало создание закона о бесплатной раздаче земли поселенцам, который помог бы открыть Запад для страны.

Линкольн становится президентом

В 1860 году наступило время для очередных президентских выборов. Линкольн был представлен в качестве кандидата от республиканской партии. Именно в это время в прорабовладельческой демократической партии произошел раскол, что способствовало успеху едва оперившихся республиканцев.

Линкольн сумел победить трех своих соперников. Его пребывание в Белом доме с 4 марта 1861 по 15 апреля 1865 совпало с самым трагическим периодом в истории США - Гражданской войной. Во время этой войны погибло более 600 тысяч человек (360 000 со стороны союза, 260 000 на Юге).

На избрание Авраама Линкольна рабовладельческие штаты ответили сецессией - выходом из состава Союза и провозглашением в феврале 1861 Конфедеративных Штатов Америки. Практически все шаги, предпринятые в период первого президенства Линкольна связаны с Гражданской войной.

Был решен вопрос о повышении таможенных тарифов. Конгресс США принял Закон Моррилла – Morrill Tariff Act. По этому закону вдвое повышались таможенные ставки 1857 года до почти 47 % стоимости импортируемых продуктов. Такое решение сделало примирение с Югом практически не возможным.

Новый президент-республиканец отстаивал активную роль правительства в сфере стимулирования экономического развития. Важно отметить, что главную роль в экономическом развитии он отводил энергии мелких предпринимателей, а не крупных капиталистов. Линкольн был резким критиком власти экономической элиты.

“Эти капиталисты обычно действуют согласованно и дружно, поставив себе цель обобрать народ”.

Авраам Линкольн был против распространения рабства на новые территории, что подрывало основы рабовладения, ибо его экстенсивный характер неминуемо требовал продвижения на неосвоенные земли Запада.

Важным достижением администрации Линкольна стало принятие в мае 1862 Гомстед-акта, предусматривавшего возможность приобретения каждым гражданина земельного надела в 160 акров (64 га) за символическую плату. Закон наносил сильнейший удар по рабовладению. Гомстед-акт стимулировал радикальное решение аграрной проблемы - развитие сельского хозяйства по фермерскому пути.

Начало Гражданской войны

Победа республиканцев на президентских выборах сплотила южные штаты в борьбе против антирабовладельческих сил. Южная Каролина принимает ордананс о сецессии 20 декабря 1860 года. Другие штаты Юга (Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана и Техас) поддержали отделение, образовав 8 февраля 1861 года Конфедерацию Штатов Америки.

Линкольн хранил молчание, а тем временем отделившиеся штаты захватили почти все федеральные форты, арсеналы, почтовые отделения и таможни в пределах своих территорий. В инаугурационной речи 1861 года Линкольн избрал метод убеждения, заверив население южных штатов, что им нечего опасаться республиканской администрации.

Однако южане остались глухи к этому заявлению и 12 апреля 1861 г. обстреляли форт Самтер в бухте Чарлстона (Южная Каролина), где оставался гарнизон федеральных войск. Так началась самая кровопролитная в американской истории война.

Начало боевых действий усилило движение за сецессию. Виргиния, которая, как надеялся Линкольн, сохранит верность Союзу, отделилась 17 апреля, а за ней в течение двух месяцев последовали Арканзас и Теннесси.

Управление страной во время Гражданской войны стало для президента тяжким бременем. Круг его обязанностей был чрезвычайно широк – он разрабатывал военную стратегию, отвечал за набор сотен тысяч солдат в армию, вступал в ожесточенные споры с конгрессом по поводу освобождения негров и смены внутренней политики.

По мере развития событий достаточно умеренная, компромиссная позиция Авраама Линкольна по вопросу рабовладения менялась. Основная цель администрации - восстановление Союза - оказалась недостижимой без уничтожения рабства в масштабах всей страны.

Президент осознал, что "рабство должно умереть, чтобы нация могла жить".

Линкольн издает предварительную Прокламацию об освобождении рабов. Она провозглашала, что с 1 января 1863 г. все рабы в мятежных штатах станут свободными. В политическом отношении Прокламация означала, что цель войны с Югом заключалась не только в сохранении союза, но и в отмене рабства, а также и вела к принятию 13-й поправки к Конституции США, ликвидировавшей рабство по всей стране.

Президент во второй раз

В 1864 г. Линкольна второй раз выиграл борьбу за президентское кресло, получив на 400 тыс. голосов больше, чем его соперник от демократов генерал Дж. Макклеллан.

Президент был убежден, что освобождение рабов должно быть закреплено юридически. По его настоянию конгресс 31 января 1865 принял XIII-ю поправку к конституции, запрещавшую рабство на территории США и вступившую в силу после ратификации ее штатами в декабре того же года. Однажды он сказал: « Когда я слышу, что кто-то выступает в защиту рабства, у меня появляется сильнейшее желание увидеть, как бы он чувствовал себя на месте раба».

В начале 1865 г. скорая победа северян уже не вызывала сомнений. На повестке дня стояли проблемы восстановления 11 отделившихся штатов как полноправных субъектов федерации. Линкольн еще в декабре 1863 обещал амнистию всем мятежникам при условии признания отмены рабства.

Второе инаугурационное обращение Линкольна заканчивалось словами: "Не питая ни к кому злобы, преисполненные милосердия, твердые в истине" американцы должны "перевязать стране ее раны… сделать все возможное, чтобы завоевать и сохранить справедливый и длительный мир в своем доме и со всеми народами мира".

Political assassination – политическое убийство

По случаю капитуляции конфедератов в Вашингтоне состоялось народное гулянье. На следующий день 14 апреля 1865 г. семья Авраама Линкольна отправилась в театр Форда на спектакль. Там, в президентской ложе, на президента было совершено покушение. Убийцей, смертельно ранившим Линкольна, был фанатичный сторонник южан, актер Джон Уилкс Бут; ему удалось выпрыгнуть из ложи, добежать до сцены и скрыться. Через несколько дней Бута выследили в Виргинии и убили в перестрелке.

Утром следующего дня, не приходя в сознание, президент скончался. Миллионы американцев, белых и черных, пришли отдать последний долг своему президенту во время длившегося две с половиной недели путешествия траурного поезда из Вашингтона в Спрингфилд, где Линкольн был похоронен на кладбище Оук-Ридж.

Поэт Джеймс Рассел Лоуэлл посвятил этому трагическому событию такие слова: "Никогда еще так много людей не оплакивали кончину того, кого они даже не знали в лицо. Как будто в это страшное апрельское утро они потеряли близкого друга, без которого их жизнь стала холодной и мрачной. Красноречивее любых похоронных речей были те взгляды, которыми молча обменивались незнакомые люди на улицах. В их глазах светилось сострадание друг другу - ведь род человеческий осиротел".

Авраам Линкольн является яркой политической личностью в истории США и всего мира. Этот человек - яркий пример воплощения «американской мечты». Линкольну удалось пройти путь от сына обычного фермера до одного из известнейших президентов США. С детства он все свободное время занимался самообразованием, хотя и редко посещал школу.

Авраам не только успешно сдал экзамены, но и заинтересовавшись юридическим правом, получил лицензию и сделал успешную карьеру адвоката. Успехи на правовом поприще принесли ему безупречную репутацию и навык, который в дальнейшем повлиял на ход истории - ораторское искусство. В жизни он был примерным семьянином, воспитывающим с супругой Мэри четырех сыновей.

Политический путь

Карьера Линкольна как политика началась в 1846 году, когда его благодаря юридической репутации, избрали представителем партии вигов в Конгресс. Через три года, в 1849 году, он на время оставил политику и несколько лет активно занимался юридической практикой. В 1856 году он стал членом еще молодой на то время Республиканской партии, посредством которой был выдвинут кандидатом на выборах в сенаторы. В тот раз выборы он проиграл, но дебаты привлекли к Линкольну внимание как к яркому оратору и заметной политической фигуре. В следующих, уже президентских выборах 1860 года, представитель Республиканской партии Авраам Линкольн одержал победу, став шестнадцатым президентом в истории США. На этот пост Линкольн был избран повторно на следующих выборах, однако служить стране ему довелось недолго - он стал первым из американских президентов, убитым в результате намеренного покушения.

Достижения в политике

Шестнадцатый президент сделал многое для становления и защиты демократии. В списке его заслуг значимые достижения, которые сделали США такой, какой мы знаем эту страну сегодня. Одним из первых глобальных изменений стало принятие гомстед-акта в 1862 году. Благодаря этому закону сельское хозяйство стало развиваться в новом, фермерском направлении, а использование рабского труда стало терять свою актуальность. Согласно нововведению, каждый свободный гражданин мог получить в свое распоряжение земельный надел размером в 160 акров. Это решение обеспечило Линкольну активную поддержку среди простого населения в последующей деятельности.

Наиболее известной и передовой реформой того времени стала отмена рабства, вызвавшая невиданный резонанс в обществе. Подготовка к этому событию была постепенной, на начальном этапе Линкольн выступал за компенсационное освобождение из рабства. Иными словами, раб мог купить свою свободу. Со временем, президент пришел к выводу, что рабство в корне тормозит развитие нации, в результате, 30 декабря 1862 года была подписана «Прокламация об освобождении». В итоге, ряды армии пополнились тысячами чернокожих солдат, что обеспечило еще одно достижение администрации Линкольна - победу в гражданской войне. Само по себе окончание войны было самостоятельной победой, которую с нетерпением ждали граждане всей страны. Этому человеку удалось объединить враждующие штаты в одно целое, под общей национальной идеей, и обеспечить государству дальнейшее развитие и процветание.

Урок по всеобщей истории XIX века в 8 классе.

Тема: «США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики».

Особая роль отводится решеню воспитательной задачи:

Роль личности в истории: вклад Авраама Линкольна в спасение и сохранение принципов американской республики, изложенных в Декларации независимости и конституции.

Осуждение расизма, понимание его антигуманной сущности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «США в XIX веке: модернизация,

Отмена рабства и сохранение республики»

Тема урока: “Авраам Линкольн – президент,сохранивший республику “.

Цель урока: «Выявить причины гражданской войны в США 1861-1865 г.г. Определить роль Авраама Линкольна в сохранении территориальной целостности государства и отмене рабства».

Образовательные задачи :

1)Учатся переносить знания в новые ситуации; решать проблемные задания; аргументировать свою точку зрения; сравнивать; делать выводы; участвовать в дискуссии.

2)На основе самостоятельного изучения исторической литературы готовят сообщения по отдельным проблемам изучаемой темы.

3)Работа с исторической картой и историческими документами (фото)

Развивающая задача:

Развитие познавательной активности, критического мышления, коммуникативных умений и творческого потенциала учащихся.

Воспитательная задача :

Роль личности в истории: вклад Авраама Линкольна в спасение и сохранение принципов американской республики, изложенных в Декларации независимости и конституции.

Осуждение расизма, понимание его антигуманной сущности.

Предварительная подготовка.

1. Создание презентации.

2. Самостоятельная работа учащихся с исторической литературой по темам:

а) «Авраам Линкольн – легендарный президент Америки»

б) «Генерал Улисс Грант»

в) «Генерал Роберт Ли»

г) «Суд Линча: история возникновения»

д) «Ку-клукс-клан»

Слайд № 1.

«США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики»

Вступительное слово учителя:

Аврааму Линкольну (1809-1865) выпал жребий быть президентом США во время одного из важнейших событий в истории этой страны – Гражданской войны между Севером и Югом. Гражданская война сыграла роль революции в американской истории, так как уничтожила многие препятствия, стоявшие на пути модернизации, в значительной мере определила пути дальнейшего развития США: ликвидировала позорное для американцев рабство негров, решила аграрный вопрос (все желающие получили наделы на Западе). В ходе войны решался вопрос о целостности североамериканской республики и сохранении демократии. Победа северян была достигнута под руководством Авраама Линкольна, и он до сих пор остаётся центральной исторической фигурой в сознании американского народа, его считают человеком, сохранившим республику и возродившим американскую нацию. Во время кризиса союза все мысли президента были направлены на то, чтобы спасти и продемонстрировать наследие отцов-основателей – ценности и принципы республики, изложенные в Декларации независимости и в конституции. Личность Авраама Линкольна за полтора столетия стала мифом.

Объявляется тема урока.

Слайд №2.

Портрет А.Линкольна»

Учитель:

Таким образом, мы можем выделить основные проблемы, которые стояли перед президентом А.Линкольном:

Слайд №3.

«1. Сохранение целостности республики.

2.Отмена рабства.

Учитель:

Для того, чтобы понять, почему Авраам Линкольн в сознании американцев является самым великим из всех президентов, мы должны рассмотреть историю США с начала и до середины 60-х г.г. XIX века, так как жизнь и политическая деятельность этого человека неотделима от его страны и его народа.

Дальнейшая работа проходит в группах.

Стратегия «Как вы думаете?» (технология критического мышления)

Учащимся предлагается на игровом поле разложить карточки с высказываниями.

Высказывания не должны подразумевать однозначного ответа, а носить дискуссионный характер.

Игровое поле:

Примерные высказывания для игры:

«Рабство – это насилие над личностью»

«В мире существуют ”неполноценные” расы. Они слабы и беспомощны, их должны опекать более сильные и развитые народы»

«Война – это всегда зло. Она несёт только беды и разрушения. Результаты победы не могут компенсировать потерь»

«Гражданская война – это один из путей решения назревших проблем в обществе»

«Негр не равен белому человеку. Рабское подчинение высшей расе является его естественным и нормальным состоянием. /А.Стефенс/»

«В одной стране могут существовать разные уклады: феодальный и капиталистический. Это никаким образом не влияет на экономическое и политическое развитие страны»

Стратегия «Вопросительные слова» (технология критического мышления)

Учащимся предлагается заполнить таблицу по образцу:

Слайд №4.

Вопросы

Слова в рамках темы «США в XIXвеке»

Кто?

Республика

Где?

Рабство

Почему?

Президент

С какой целью?

И т.д.

Гражданская война

И т.д.

После того, как все предложенные вопросы и слова записаны на доске, учащимся предлагается сформулировать по 1-2 вопроса от группы, которые возникли на основе таблицы.

Все вопросы группируются и записываются на доске. Это делает каждого активным участником и стимулирует познавательную активность. Учащиеся сами определяют круг интересующих их вопросов.

По мере поступления информации в ходе урока мы возвращаемся к вопросам, и учащиеся дают на них ответы.

Работа в группах по направлениям:

I. «Земельная лихорадка»

«Американский идеал – человек, у которого нет хозяина»

Слайд №5.

Примерные задания:

1)Покажите на карте территории, присоединённые к США в первой половине XIX века. Какие методы использовало правительство США для присоединения новых земель?

2)Объясните термин ”гомстед”. В чём заключался конфликт между фермерским населением и плантаторами-рабовладельцами?

II. «Промышленная революция и её особенности»

Слайд №6.

Примерные задания:

1)Объясните термины “бизнес” и “бизнесмен”.

2)Назовите особенности промышленной революции в США.

III. «Нужно ли “белой” Америке рабство негров?»

Слайд №7.

«Карта ”США в конце XVIII века – первой половине XIX века”»

Примерные задания:

1)Объясните термин “аболиционизм”. Какие методы применяли аболиционисты в борьбе против рабства?

2)Какие противоречия в политической и экономической жизни страны рождало рабство негров?

Учитель: Какие ещё понятия вам известны, связанные с темой аболиционизма? (расизм, резервация, суд Линча, ку-клукс-клан). Что вы об этом знаете?

IV. «”Честный Эйб” становится президентом»

Слайд №8.

«Портрет Авраама Линкольна»

Слайд №9.

«Портрет Авраама Линкольна

1854 год – образование республиканской партии

1860 год – избрание А.Линкольна президентом»

Примерные задания:

1)Когда возникла демократическая партия и чьи интересы выражала?

2)Когда была образована республиканская партия и чьи интересы она выражала?

3)В каком году А.Линкольн был избран президентом? К какой партии он принадлежал?

Учитель: Вернёмся к вопросам на доске. На какие из них мы уже готовы дать ответ?

Проблемные задания.

Каждая группа получает задание и должна дать ответ через 2-3 минуты.

Слайд №10.

Фото.

Слайд №11.

«Как вы полагаете, могло ли рабство в США существовать без распространения на новые территории?»

Слайд №12.

«Какие мотивы, на ваш взгляд, преобладали в аболиционистском движении–

моральные или экономические?

Свой ответ обоснуйте»

Слайд №13.

«Как вы думаете, что имел в виду А.Линкольн, утверждая: « Я уверен, что нынешнее правительство не может быть устойчивым, оставаясь наполовину рабовладельческим, наполовину свободным?»

Слайд №14.

«В чем заключался политический кризис в США в 50-е годы XIX века?
Возможно ли было, на ваш взгляд, избежать гражданской войны?»

Обобщение и вывод: усиливающиеся противоречия в обществе вели к гражданской войне.

Слайд №15

« Гражданская война в США 1861-1865 г.г.

(Война между Севером и Югом)»

Учитель: Прошу вас сформулировать причины, которые привели Америку к гражданской войне?

Слайд №16.

«Причины гражданской войны в США:

*Быстрый рост капитализма в промышленности и в фермерском хозяйстве привел к росту противоречий между промышленным Севером и рабовладельческим Югом

*Резко усилилась вражда между рабовладельцами и фермерами из-за земли

*Проблема рабства и распространения его на новые земли»

Предъявление нового материала.

I.Мятеж рабовладельческого юга.

Слайд №17.

«Карта ”США в первой половине XIX века. Гражданская война в США 1861-1865 г.г.”»

Учитель:

Плантаторы не хотели мириться с тем, что президентом стал противник рабства, что политическая власть перешла к республиканцам. Восемь южных штатов заявили об отделении от США (показать на карте).

Так возникла Южная Конфедерация с центром в Ричмонде (карта).

Президентом избрали крупного плантатора Дэвиса.

Мятежники руководствовались убеждением «Рабство – нормальное состояние для негров».

После вступления А.Линкольна на пост президента, войска Конфедерации 12-13 апреля1861 года обстреляли и захватили форт Самтер возле Чарльстона (карта).

1)«Война по-конституционному

Первый период: 1861-1862г.г.»

Учитель: 15 апреля 1861 года Авраам Линкольн объявил южан мятежниками и провозгласил набор ополчения в 75 тысяч человек. Так началась гражданская война.

Слайд №18.Фото.

Слайд №19.Фото.

Учитель: Но южане тоже готовились к войне и нанесли первый удар.

Слайд №20.Фото.

Слайд №21. Фото.

Слайд №22. Фото.

Проблемные задания.

Слайд №23.

«Соотношение сил накануне войны»

ПОКАЗАТЕЛЬ

СЕВЕР

ЮГ

Население

22 млн. человек

9 млн. человек

(из них - 4 млн. рабов)

Наемные рабочие

1200 тыс. и

700 тыс. батраков

170 тыс.

Капитал промышленных предприятий

850 млн. долларов

170 млн. долларов

Капитал банков

400 млн. долларов

22 млн. долларов

Учитель: Какие выводы можно сделать?

Для кого военные действия будут складываться более удачно? (анализ таблицы)

В/Ф (фрагмент из к/ф “Унесённые ветром” или фрагмент из книги М.Митчелл“Унесённые ветром”)

Рассуждения Ретта Батлера о победе северян и причинах этой победы.

Учитель: Разделяете ли вы точку зрения героя Ретта Батлера?

Основные события I периода:

Слайд №24.

«Карта ”США в первой половине XIX века. Гражданская война в США 1861-1865 г.г.”»

Летом 1861 года южане создали 120-тысячную армию и наголову разбили северян.

В1861-1862г.г. южане путём неожиданных рейдов едва не захватили Вашингтон.

Надежды северян на быструю победу рухнули. Почему военные действия на первом этапе Гражданской войны складывались более удачно для южных штатов?

Армия южан была лучше организована и имела более квалифицированный офицерский состав – большинство кадровых офицеров американской армии были южане. Многие офицеры сочувствовали мятежникам. Военные действия велись северянами нерешительно. Кроме того, северяне приняли неудачный план военных действий – план ”удавного окружения” (сжимать юг со всех сторон). План предусматривал морскую блокаду южных штатов и давление на мятежников вдоль всей сухопутной границы.

В первый период гражданской войны 1861-1862 г.г. буржуазия севера ставила только цель воссоединения страны и не добивалась отмены рабства.

Итак, северяне потерпели поражение, они не смогли добиться успеха, несмотря на преимущество своей экономики и большое количество населения.

2. Переход к войне по-революционному.

Под напором народных масс и в силу военной необходимости правительство А.Линкольна постепенно стало переходить к решительным мерам, выходившим за рамки Конституции США.

1) В 1863г. были введены новые налоги на богачей и проведён закон о конфискации имущества мятежников. В армии проводилась чистка – увольнение сторонников Конфедерации, шпионов, а на руководящие посты выдвигались способные, демократически настроенные офицеры.

2) 20 мая 1862 г. был принят закон о гомстедах, дававший право всякому гражданину США, имевшему 10 долларов, получить на Западе участок земли в 160 акров(1акр=0,4га). Через пять лет участок переходил в собственность поселенца.

3) Президентская прокламация об освобождении рабов. Согласно ей, с 1 января 1863 года рабство отменялось без всякого выкупа.

Какие меры, по вашему мнению, были наиболее важны и значимы?

Закон о гомстедах и ликвидация рабства поставили Линкольна в ряд наиболее выдающихся и передовых буржуазно-демократических деятелей XIX века.

3.«Война по-революционному

Второй период: 1863-1865г.г.»

Слайд №25 Фото (генерал Грант и генерал Ли).

Основные события II периода:

Работа с исторической картой.

Слайд №26.

«Карта ”США в первой половине XIX века. Гражданская война в США 1861-1865 г.г.”»

Революционные методы ведения войны резко изменили ход военных действий.

В 1864 году войска Севера под общим командованием генерала Гранта приступили к окончательному разгрому армии юга.

Необходимо было отрезать армию южан под командованием генерала Ли, находившуюся в районе г. Ричмонда (карта), от Юга и зайти ей в тыл.

В мае 1864 г. войска генерала Шермана (Север) начали свой знаменитый “рейд к морю” через Джорджию (карта) и в сентябре заняли г. Атланту (карта).

В конце 1864 г. армия Севера заняла г. Саванну, а оттуда генерал Шерман двинулся на соединение с генералом Грантом.

В апреле 1865 г. армия Гранта окружила г. Ричмонд и взяла его.

Вскоре войска генерала Ли были окружены и капитулировали.

Север одержал победу.

Но через пять дней после капитуляции Юга произошла трагедия – Авраам Линкольн был убит в театральной ложе сторонником рабовладельцев – актёром Бутом. Это произошло 14 апреля 1865 года в Вашингтоне.

Учитель: А сейчас вы просмотрите ряд фотографий периода гражданской войны в США. Обратите внимание, как были одеты люди, какое вооружение было использовано, в каких условиях они воевали. Это вещественные исторические источники.

Слайд №27.Фото.

Слайд №128.Фото.

Слайд №29.Фото.

Слайд №30.Фото.

Слайд №31.Фото.

Учитель: Итак, Юг капитулировал. Предстояло организовать жизнь здесь по новым правилам. Этот процесс получил название «реконструкция Юга»

III. Итоги и значение гражданской войны.

Слайд №32. Фото.

Учитель: Вернёмся к нашим вопросам, которые мы поставили в начале урока (доска).

А теперь вспомним проблемы, которые стояли перед президентом А.Линкольном.

Слайд №33.

«1.Сохранение целостности республики.

2.Отмена рабства.

3.Завершение промышленного переворота и модернизация общества.»

Были ли решены эти проблемы?

Можем ли мы согласиться с тем, что Авраам Линкольн – самый великий из американских президентов?

Слайд №34.

« Тема урока: Авраам Линкольн – президент, сохранивший республику.

Портрет А.Линкольна»

Стратегия «Синквейн» (технология критического мышления)

По группам даётся задание на сочинение “синквейна” (пятистишия), выражающего личную оценку учащихся событий периода гражданской войны в США и личности Авраама Линкольна.

Примерные темы для “синквейна”:

  1. Авраам Линкольн
  2. Гражданская война
  3. Рабство
  4. Америка

Учитель: Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.

Слайд №35.

«О капитан, мой капитан! Сквозь бурю мы прошли.

Изведан каждый ураган, и клад мы обрели.

И гавань ждет, бурлит народ, колокола трезвонят,

И все глядят на твой фрегат, отчаянный и грозный!

Мой капитан ни слова, уста его застыли.

Моей руки не чувствует, безмолвен и бессилен.

До гавани довел он свой боевой фрегат,

Провез он через бурю свой драгоценный клад.

Уолт Уитмен»

В качестве домашнего задания или (урок- 2 часа) предложить учащимся написать эссе на тему: « Авраам Линкольн – президент, сохранивший республику».


Краткая биография. Ключевые моменты жизни

Авраам Линкольн родился 12 февраля 1809 г. в штате Кентукки в семье бедного фермера. Всё его благосостояние зависело от клочка земли, на котором работали родители Авраама, Томас и Нэнси Линкольны. С детства Авраам привык трудиться, помогая родителям обрабатывать землю, охотясь и собирая лесные ягоды. Американских фермеров в начале 19 в. подстерегало много опасностей. Нападения индейцев, эпидемии, истощение земли заставляли их часто переезжать с места на место. Не была исключением и семья Линкольнов. Это помешало получить Аврааму даже начальное образование. Сам он об этом говорил так: «Бесспорно, что, когда я достиг совершеннолетия, я знал немного. Однако я кое-как читал, считал и писал, и это было всё, что я мог». Выручали его природная любознательность, отличная память, постоянная тяга к самообразованию. Он очень любил читать. Любимыми книгами его детства были «Робинзон Крузо», «Басни Эзопа» и «История Соединённых штатов».
Первые шаги в политике Линкольн сделал в 1834 г., когда был избран в законодательное собрание штата Иллинойс, пройдя здесь отличную политическую школу, завоевав авторитет среди коллег. В 1836 г. Линкольн сдал сложный экзамен и получил право на собственную адвокатскую практику.
Следующей ступенькой в политической карьере Авраама Линкольна стало его избрание в палату представителей конгресса США в 1847 г.
Неудачная проба сил в конгрессе не заставила Линкольна отказаться от политической деятельности. Он вовсе не собирался ограничивать себя работой адвоката и присоединился к образовавшейся 25 февраля 1854 г. Республиканской партии.
Конец 50-х гг. 19 в. был поворотным моментом в жизни Линкольна. Активно участвуя в политических спорах, он приобрёл широкую известность в стране. Выступая в различных уголках страны, Линкольн проявил себя как умный и осторожный политик. Он не стал поддерживать требование отмены рабства и стремился всеми силами не допустить гражданской войны. На собрании республиканской партии в Чикаго Линкольн был выдвинут кандидатом в президенты. Теперь предстояла трудная борьба с кандидатами демократов, поддерживающих рабовладельцев Юга. В ходе предвыборной компании Линкольн сдержанностью и умением избегать крайностей сумел убедить избирателей и, победив на выборах 6 ноября 1860 г., стал президентом США.
Избрание республиканца послужило толчком к отделению восьми рабовладельческих штатов, объявивших 4 февраля 1861 г. о создании независимого государства – Конфедеративных Штатов Америки со столицей в Ричмонде, избравших своим президентом Джефферсона Девиса.
Два закона, принятых Авраамом Линкольном в ходе войны, имели решающее значение для победы северян и последующего развития США. По закону о гомстедах каждый желающий мог получить за символическую плату в 10 долларов земельный надел в 65 га.
Линкольн понимал и любил свой народ, и американские граждане ответили ему всеобщей поддержкой. 8 ноября 1864 г. на очередных выборах он был избран президентом на второй срок. 9 апреля 1865 г. войска южан под командованием генерала Роберта Ли капитулировали. Гражданская война в США закончилась, но президент стал одной из последних жертв этой кровопролитной войны. 14 апреля 1865 г., когда страна праздновала победу, в Вашингтоне, в театре Форда, Авраам Линкольн был убит выстрелом в голову. Совершив злодеяние, убийца, актёр Джон Бутс, фанатичный сторонник южан, выскочил на сцену и выкрикнул: «Так погибают тираны. Юг отомщён!».
Смерть Авраама Линкольна буквально потрясла весь мир. Нескончаемым потоком шли люди в Белый дом, чтобы проститься с человеком, который вывел страну из тяжелейшего кризиса, сплотив сторонников единства страны и уничтожения рабства. Только сохранив единое государство, США смогли впоследствии стать ведущей державой мира. Оценивая заслуги Линкольна, великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал так: «Он был тем, чем Бетховен был в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни».
Смерть Авраама Линкольна буквально потрясла весь мир.
Вверх