Презентация "Анализ стихотворения «Три ровесницы»". Анализ стихотворения М.В. Исаковского «Три ровесницы Исаковский три ровесницы анализ

Анализ
стихотворения
«Три ровесницы»
Автор: Долотовская Ирина
Петровна,
учитель русского языка и
литературы
МКОУ Юшинская ООШ
Сычёвского района
Смоленской области

Прочитаем внимательно стихотворение
и ответим на вопросы:

За плотиною, за
мельницей,
Где шаткие мостки,
На закате три ровесницы
Гуляют у реки.
То пройдут себе по берегу,
То станут над водой,
То сорвут они по веточке
С берёзки молодой.
То попробуют, потрогают,
Тепла ль в реке вода,
Будто только ради этого
Пришли они сюда.
А вдали туман лишь стелется,
Над речкою дымит.
А вдали одно лишь слышится Как мельница шумит.
А на небе нет ни месяца,
Ни месяца, ни звёзд.
И пошли обратно девушки,
Обиженны до слёз.
За плотиною, за мельницей,
Где шаткие мостки,
На закате три ровесницы
Гуляли у реки.
Три высоких чистых голоса
А уж сумерки спускаются,
Над речкой проплыли До дому не пора ль?
Что ж вы, мальчики-обманщики,
И всё чаще три ровесницы
Забыли, не пришли!
Посматривают вдаль.
1953

Лирика М.В. Исаковского соединена с устной
народной поэзией глубинными связями. Народные
представления, приметы, склад и образ мыслей живут
в поэтическом мироощущении Исаковского. Поэтому,
читая его стихи, важно для более глубокого
проникновения в тайны замысла видеть изнутри тот
или иной образ, представлять не только прямое
значение слова, но и формы его бытования в народнопоэтическом сознании. При осмыслении содержания
стихотворного текста необходим принцип медленного,
а чаще всего и возвратного, повторного чтения.

1. Что значит для героинь место действия?
2. Как вы думаете, почему «за плотиною, за
мельницей» у шатких мостков гуляют девушки?
2. Какой второй план кроется за словами,
указывающими на время и место действия?
3. Сделайте микровывод: где и когда происходит
действие?
4. С какой целью пришли «Три ровесницы»?

5. Девушки проходят по берегу над водой.
Вернитесь к характеристике символики берега, туман,
воды, рассмотренной выше. Это поможет
охарактеризовать новый текст. Подумайте: случайно
ли, что в стихотворении «Три ровесницы» специально
не подчеркнута крутизна берега? Но зато в этой же
строфе есть другой «прозрачный» образ. Он
«спрятан» в строках «То сорвут они по веточке / С
березки молодой...». Вспомните другие произведения
русской поэзии. Какие ассоциации должен вызвать
образ, связанный с веточкой молодой кудрявой
березки?

6.Девушки «то попробуют, потрогают / тепла ль в реке
вода...»; в другом месте стихотворения говорится, что
«Вдали туман лишь стелется...». Это предвестники
разных явлений: холодная вода и стелющийся туман
предвещают беду; тёплая вода и поднимающийся
туман-радость. Так, может быть, и в самом деле «...
Только ради этого / И пришли они сюда»? Зачем же
М. Исаковскому понадобилось слово «будто»? И еще:
что же хотела узнать девушка, пробуя «тепла ль в
реке вода»?

7. Вчитайтесь ещё раз в строфу:
А на небе нет ни месяца,
Ни месяца, ни звёзд...
И пошли обратно девушки,
Обижены до слёз.
Что означает «на небе нет ни месяца, / Ни месяца, ни звёзд»?
8. Сделайте ещё один микровывод: почему же не пришли «мальчикиобманщики»? Где остались они? Что ещё раз с горечью и болью
ощутили «три ровесницы»?
9. Сформулируйте тему стихотворения М.В. Исаковского «Три
ровесницы». Следуя примерно таким же путём, охарактеризуйте
стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

А.И.Исаковская «Исаковский М.В.» Стихотворения. М.: Издательство
Московский рабочий,1980.
---А.И.Исаковская «Воспоминания о М.Исаковском». Сборник.Москва,
Советский писатель, 1986.
---В.Дворецкий «Дорогие сердцу имена…», изд. «Московский рабочий», М.
1987.
---М. Исаковский «Лирика», изд. «Детская литература», М. 1974.
---М. Исаковский «О поэтическом мастерстве», изд. «Экспресс», 1970.
---А. Поликанов «М. Исаковский»; изд. «Просвещение», М. 1989.
---Н. Рыленков «Народный поэт», изд. «Просвещение», М. 1992.
---Е.Евтушенко. «Строфы века». Антология русской поэзии. Минск, Москва:
Полифакт, 1995.
---Составитель Николай Банников. «Три века русской поэзии». Москва:
Просвещение, 1968

Анализ стихотворения

«Три ровесницы»

учитель русского языка и литературы МКОУ Юшинская ООШ Сычёвского района Смоленской области

Прочитаем внимательно стихотворение

и ответим на вопросы:

За плотиною, за мельницей, Где шаткие мостки, На закате три ровесницы Гуляют у реки. То пройдут себе по берегу, То станут над водой, То сорвут они по веточке С берёзки молодой. То попробуют, потрогают, Тепла ль в реке вода, Будто только ради этого Пришли они сюда. А уж сумерки спускаются, До дому не пора ль? И всё чаще три ровесницы Посматривают вдаль.

А вдали туман лишь стелется, Над речкою дымит. А вдали одно лишь слышится - Как мельница шумит. А на небе нет ни месяца, Ни месяца, ни звёзд. И пошли обратно девушки, Обиженны до слёз. За плотиною, за мельницей, Где шаткие мостки, На закате три ровесницы Гуляли у реки. Три высоких чистых голоса Над речкой проплыли - Что ж вы, мальчики-обманщики, Забыли, не пришли!

Лирика М.В. Исаковского соединена с устной народной поэзией глубинными связями. Народные представления, приметы, склад и образ мыслей живут в поэтическом мироощущении Исаковского. Поэтому, читая его стихи, важно для более глубокого проникновения в тайны замысла видеть изнутри тот или иной образ, представлять не только прямое значение слова, но и формы его бытования в народно-поэтическом сознании. При осмыслении содержания стихотворного текста необходим принцип медленного, а чаще всего и возвратного, повторного чтения.

  • Что значит для героинь место действия?
  • Как вы думаете, почему «за плотиною, за мельницей» у шатких мостков гуляют девушки?
  • 2. Какой второй план кроется за словами, указывающими на время и место действия?

    3. Сделайте микровывод: где и когда происходит действие?

    4. С какой целью пришли «Три ровесницы»?

5. Девушки проходят по берегу над водой.

Вернитесь к характеристике символики берега, туман, воды, рассмотренной выше. Это поможет охарактеризовать новый текст. Подумайте: случайно ли, что в стихотворении «Три ровесницы» специально не подчеркнута крутизна берега? Но зато в этой же строфе есть другой «прозрачный» образ. Он «спрятан» в строках «То сорвут они по веточке / С березки молодой...». Вспомните другие произведения русской поэзии. Какие ассоциации должен вызвать образ, связанный с веточкой молодой кудрявой березки?

6.Девушки «то попробуют, потрогают / тепла ль в реке вода...»; в другом месте стихотворения говорится, что «Вдали туман лишь стелется...». Это предвестники разных явлений: холодная вода и стелющийся туман предвещают беду; тёплая вода и поднимающийся туман-радость. Так, может быть, и в самом деле «... Только ради этого / И пришли они сюда»? Зачем же М. Исаковскому понадобилось слово «будто»? И еще: что же хотела узнать девушка, пробуя «тепла ль в реке вода»?

7. Вчитайтесь ещё раз в строфу:

А на небе нет ни месяца, Ни месяца, ни звёзд... И пошли обратно девушки, Обижены до слёз.

Что означает «на небе нет ни месяца, / Ни месяца, ни звёзд»?

8. Сделайте ещё один микровывод: почему же не пришли «мальчики-обманщики»? Где остались они? Что ещё раз с горечью и болью ощутили «три ровесницы»?

9. Сформулируйте тему стихотворения М.В. Исаковского «Три ровесницы». Следуя примерно таким же путём, охарактеризуйте стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

  • ---А.И.Исаковская «Исаковский М.В.» Стихотворения. М.: Издательство Московский рабочий,1980.
  • ---А.И.Исаковская «Воспоминания о М.Исаковском». Сборник.Москва, Советский писатель, 1986.
  • ---В.Дворецкий «Дорогие сердцу имена…», изд. «Московский рабочий», М. 1987.
  • ---М. Исаковский «Лирика», изд. «Детская литература», М. 1974.
  • ---М. Исаковский «О поэтическом мастерстве», изд. «Экспресс», 1970.
  • ---А. Поликанов «М. Исаковский»; изд. «Просвещение», М. 1989.
  • ---Н. Рыленков «Народный поэт», изд. «Просвещение», М. 1992.
  • ---Е.Евтушенко. «Строфы века». Антология русской поэзии. Минск, Москва: Полифакт, 1995.
  • ---Составитель Николай Банников. «Три века русской поэзии». Москва: Просвещение, 1968

Лирика М.В. Исаковского соединена с устной народной поэзией глубинными связями. Народные представления, приметы, склад и образ мыслей живут в поэтическом мироощущении Исаковского. Поэтому, читая его стихи, важно для более глубокого проникновения в тайны замысла видеть изнутри тот или иной образ, представлять не только прямое значение слова, но и формы его бытования в народно-поэтическом сознании. При осмыслении содержания стихотворного текста необходим принцип медленного, а чаще всего и возвратного, повторного чтения.

  1. Как вы думаете, где и когда происходит действие? С какой целью пришли «три ровесницы»?
  2. Высокий берег в народной поэтике - место любовного свидания. Вспомните фрагмент из стихотворения «Катюша»: «Выходи-ла на берег Катюша, / На высокий берег на крутой...» В стихотворении «Три ровесницы» крутизна берега не подчёркнута. Случайно ли это? Зато в этой же строфе есть другой «прозрачный» образ. Он «спрятан» в строках: «То сорвут они по веточке / С берёзки молодой...» Вспомните другие произведения русской поэзии. Какие ассоциации должна вызывать веточка молодой кудрявой березы?
  3. Девушки пробуют, «Тепла ль в реке вода...»; в другом месте стихотворения говорится, что «вдали туман лишь стелется...». Холодная вода и стелющийся туман, по народным поверьям, предвещают беду; тёплая вода и поднимающийся туман - радость. Так, может быть, и в самом деле «...только ради этого / И шли они сюда»? Зачем же М.В. Исаковскому понадобилось слово «будто»? И ещё: что же хотели узнать девушки, пробуя «тепла ль в реке вода»?
  4. Вчитайтесь ещё раз в строфу:

        А на небе нет ни месяца,
        Ни месяца, ни звёзд...
        И пошли обратно девушки,
        Обижены до слёз.

    Что означает «на небе нет ни месяца, / Ни месяца, ни звёзд»?

  5. Сделайте ещё один микровывод: почему же не пришли «мальчики-обманщики»? Где остались они? Что ещё раз с горечью и болью ощутили «три ровесницы»?
  6. Сформулируйте тему стихотворения М.В. Исаковского «Три ровесницы». Следуя примерно таким же путём, охарактеризуйте стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

Для вас, любознательные

Познакомьтесь с фрагментами статьи А.Т. Твардовского «Поэзия Михаила Исаковского».

«Слова песен Исаковского это, за немногими исключениями, стихи, имеющие самостоятельное содержание и звучание, живой поэтический организм, сам собой как бы предполагающий ту мелодию, с которой ему суждено слиться и существовать вместе. Исаковский - не „автор текстов" и не „поэт-песенник", а поэт, стихам которого органически присуще начало песенности, что, кстати сказать, всегда было одной из характернейших черт-русской лирики.

Эта черта сближает Исаковского как автора популярнейших песен с классиками русской поэзии, Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, стихи которых поются, что называется, через страницу. И среди них столько ставших широко известными народными песнями (тоже часто утратившими принадлежность именам своих великих авторов). Это поэтические произведения, созданные без обязательной их песенной предназначенности, но потом призвавшие к себе и музыкальную их интерпретацию. <...>

Слова лучших песен Исаковского содержательны, пусть даже это содержание забавное, шуточное, что, между прочим, не редкость и в народной песне, или раздумчиво-лирическое и трогательное. Но вершинные его вещи этого жанра, приобретшие широчайшую известность, поражают значительностью, сосредоточенностью и глубиной гражданской, патриотической мысли. <...>

Среди родных. Художник Е.М. Чепцов. 1945 г.

Удивительно послевоенное стихотворение Исаковского, тоже ставшее широко известной песней „Враги сожгли родную хату", сочетанием в ней традиционно-песенных, даже стилизованных приёмов с остросовременным трагическим содержанием. С какой немногословной и опять-таки негромогласной силой передана здесь в образе горького солдатского сиротства великая мера страдании и жертв народа-победителя в его правой войне против вражеского нашествия. <...>

Лирика Исаковского свидетельствует о цельности его душевного склада, о скромности и достоинстве, о добром, отзывчивом сердце, не склонном, однако, к сентиментальности, вернее, защищенном от неё врождённым чувством юмора. Личный облик поэта представляется в органическом единстве с его творчеством. <...>

Целостный дух и склад его поэзии, характеристические черты её формы как нельзя более близки духу и складу народного труженического характера, чуждого горлопанству и красносло-вию, более способного высказаться на деле, чем на словах, отнюдь не лишённого, однако, чувства юмора. <...>

Поэт обладает способностью даже в самой непритязательной на первый взгляд форме как бы ненароком отозваться на острые и глубоко существенные стороны народной жизни. Вот песенка - не песенка, лирическая зарисовка позднего гулянья „трёх ровесниц", поджидающих обещанной парнями встречи.

      А уж сумерки спускаются, -
      До дому не пора ль?
      И всё чаще три ровесницы
      Посматривают вдаль. .

Эту простенькую частушечного лада вещицу с её как бы шуточной интонацией можно по внешнему содержанию отнести и к довоенной поре, и к ещё более дальним временам сельской жизни. Но написана она в самом начале пятидесятых годов, когда ещё горькая намять войны сказывалась в особой горечи послевоенного деревенского девичества -- преизбытке невест и нехватке женихов. И стихи, в которых как будто и нет речи об этом, пронизаны болью за судьбы „ровесниц" с их сердечной обидой и робким упрёком:

      Что ж вы, мальчики-обманщики,
      Забыли - не пришли?!

Так в незатейливой и почти что пасторальной форме „Трёх ровесниц" вмещается содержание, может быть, не меньшей жизненной остроты, чем в таком сильном стихотворении Исаковского послевоенных лет, как „Враги сожгли родную хату"...»

Вопросы и задания

  1. Какие черты поэзии М.В. Исаковского отмечены в статье А.Т. Твардовского?
  2. Какой образ Исаковского - поэта и человека - сложился у вас после чтения его стихотворений и биографических материалов о нём?

Кошелев Я.Р. Живое наследие // Михаил Исаковский. Сто песен. Смоленск, 2000. С. 3-6.

После уроков

Подготовьте и проведите литературно-музыкальный вечер «Живое наследие» (песни М.В. Исаковского в моей семье и в моей стране).

8 класс Дата __________________ русская литература

Цели:

Познакомиться с творчеством замечательного поэта-песенника, Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими народными, любимыми народом;

Помочь увидеть, что творчество поэта связано с родиной, событиями в стране, что его произведения отражают жизнь народа и его чаяния, чувства;

Учиться выражать чувства поэта: выразительно читать стихотворения, исполнять его песни;

Содействовать воспитанию любви к Отечеству, к родной земле,

к народной песне.

Развивать творческие способности учащихся, умение работать с текстом;

Воспитывать познавательный интерес к предмету, чувство гордости и патриотизма.

Оборудование : тематическая презентация, иллюстрации к творчеству

М. Исаковского, портрет поэта.

Ход урока

    Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация опорных знаний учащихся.

    Проверка домашнего задания.

    Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Слово учителя.

В истории русской советской литературы Михаил Васильевич Исаковский стоит в одном ряду с такими поэтами, как В. Маяковский, С. Есенин, Н. Тихонов, А. Асеев, М. Светлов, А. Прокофьев, А. Твардовский… Каждый из них в индивидуально-неповторимых образах и формах выразил жизнь народа и страны. Своеобразие Исаковского, поэта мягкого и нежного голоса, - в тёплом проникновенном и светлом лиризме, в берущей за душу искренности, лёгкости и выразительности его внешне скромных творений.

В 30-ые годы XX века Исаковский стал одним из основоположников массовой лирической песни, а в военные и послевоенные годы достиг в этом жанре новых, невиданных высот.

    Объявление темы и цели урока.

    Изучение нового материала.

    Слово учителя.

Высокий, широкоплечий, с крупными чертами лица и проницательными глазами, глядевшими сквозь толстые стёкла очков, Михаил Исаковский родился 20 января 1900 года в смоленской деревушке. Навсегда поэт приник сердцем к родным краям и не раз воспевал их в стихах и песнях:

Есть во Всходском районе деревня такая,

Где оставил я детство своё;

И, куда б я ни шёл, мне звучал, не смолкая,

Край мой смоленский,

Край мой родимый!

Здесь моя юность

Когда-то бродила…

По перелескам

Костры разводила.

В жите высоком

Венки заплетала.

Встречи нежданной

Здесь ожидала,

В дальние дали

Отсюда стремилась.

    Сообщения учащихся.

1-й учащийся: Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из 13-ти их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним, 12-ым ребёнком.

Мать Михаила – Дарья Григорьевна – терпеливо сносила бесконечные тяготы и заботы многодетной семьи. Она не умела ни читать, ни писать.

Отец поэта – Василий Назарович – труженик, пахарь, печник, плотник, предприимчивый, хозяйственный человек. Он владел начатками грамоты и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился быстро к грамоте, самостоятельно научился читать, а затем и писать.

Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Тем самым Миша учился выражать чувства на бумаге, раскрывать душу. Не случайно своеобразный жанр «лирического письма» займёт впоследствии большое место в поэзии Исаковского.

2-й учащийся: Осенью 1910 года Михаил идёт в школу, которая находилась в соседнем селе. Идёт сразу во 2-ой класс, так как умеет и читать, и писать. Однако вскоре школу пришлось оставить. «Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем, - вспоминает он впоследствии. – Лапти, правда, я умел плести, так что с обувью дело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму, как говорится, на печке». К тому же была ещё одна тяжёлая причина: с 7-летнего возраста у него развивалась острая хроническая близорукость с воспалением сетчатки и кровоизлияниями в глазном дне. На помощь пришла учительница, Екатерина Сергеевна Горанская. Она прислала мальчику комплект учебников за 2-ой класс, и Михаил стал заниматься дома.

3-й учащийся: Спустя некоторое время он вновь пошёл в школу, и уже тогда у Михаила Исаковского стала обнаруживаться литературная одарённость. А в 1914 году одно из его ученических стихотворений увидело свет. Это была «Просьба солдата», напечатанная в московской газете «Новь». Так, уже подростком, будущий поэт приобрёл первую публикацию.

В 1921 году вышли первые сборники стихов Исаковского, а в 1927 – книга М. Исаковского. Вот они…

4-й учащийся: К середине 30-ых годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране.

Песенность, мелодичность была органически присуща стихам Исаковского уже в 20-ые годы, а одно из них – «Вдоль деревни» - стало своеобразным родником, истоком песенной реки в 30-ые годы. А как она начиналась, он и сам этого не ведал, для него это было полной неожиданностью.

Со второй половины 30-ых годов Исаковский становится одним из самых популярных и любимых в народе поэтов-песенников.

Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Михаилу Исаковскому тяжёлая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель.

В Глотовке, в его деревне, был сожжён врагами отчий дом. Смоленщина оказалась под пятой фашистских оккупантов. Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе Татарской АССР.

Отцовский дом разгромлен и разрушен,

В огне, в дыму Смоленщина моя.

Кругом война, и, в руки взяв оружие,

Спешат на фронт и братья, и друзья.

И горько мне, что я – больной и хворый,

Что без меня идут они на бой.

На бой за Родину, судьба которой

Навеки стала нашею судьбой.

    Просмотр презентации.

    Слово учителя.

Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны.

Необычную судьбу и всемирную славу, не увядшую поныне, имела песня «Катюша» . Созданная в 1938 – 39 –х годах, в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку. Уже тогда, в те мирные, но уже пахнущие порохом времена «Катюша» была самой популярной из всех песен.

    Прослушивание песни «Катюша».

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла.

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой ты песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед,

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поёт.

Пусть он землю бережёт родную,

А любовь Катюша сбережёт.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Уходила с берега Катюша,

Уносила песню за собой.

    Обсуждение стихотворения.

    Слово учителя.

В послевоенные годы судьба песни пролегла через десятилетия, через страны и континенты. Её знали и пели во многих уголках нашей Земли.

«Катюша» была песней-воительницей, песней-героиней. Недаром, когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие – гвардейские реактивные миномёты, бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша». По заказу командовавшего этим родом войск, генерала А.И. Нестеренко, Исаковский написал новое стихотворение – «Песня про «Катюшу» . В нём были слова:

И на море, и на суше –

По дорогам фронтовым

Ходит русская «Катюша»,

Ходит шагом боевым.

Подчистую немцев косит,

Подчистую гадов бьёт,

И фамилии не спросит,

И поплакать не даёт.

На родине Исаковского, там, где поднимается над Угрой «берег крутой», стоит сегодня оригинальный памятник песне «Катюша»: на прикреплённой к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом – беседка из бревенчатых скамеек под навесом. Это не просто благодарная дань памяти славному земляку. Памятник выполняет жизнесозидающую роль. По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова.

Но самым сильным, самым примечательным было написанное к концу войны стихотворение «Враги сожгли родную хату» , ставшее впоследствии известнейшей песней.

    Прослушивание песни «Враги сожгли родную хату».

    Обсуждение стихотворения.

Перед нами история солдата-героя, который, пройдя со славой долгий путь войны, возвращается в родные края и ничего не находит, кроме пепелища на месте своей хаты и могильного холмика, укрывшего любимую жену.

Ученица: Как видим, поэзия Исаковского военных лет обладала большой мобилизующей силой. Об этом свидетельствуют и многочисленные письма фронтовиков, хранящиеся в личном архиве поэта.

Стихи и песни Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений: Летят перелётные птицы…», поэма «Песня о Родине», «Славься, Россия!», «Слава народу», «Пробилась зелень полевая…». Замечательны и другие песни Михаила Исаковского послевоенных лет: «Каким ты был», «Услышь меня, хорошая» и в особенности чудесная песня на музыку Б. Мокроусова «Одинокая гармонь» .

10. Чтение учителем стихотворения «Три ровесницы»

11. Просмотр презентации « Анализ стихотворения «Три ровесницы»

    Закрепление изученного материала.

    Работа на карточках в парах.

Учащиеся получают вопросы для обсуждения и готовят ответы.

    Заключительное слово учителя.

Михаил Исаковский прожил 73 года. Последние пять лет из-за тяжёлой болезни он писал совсем немного.

Осенью 1967 года Исаковский написал такие проникновенно чистые и очень печальные строчки, которые посвятил своей жене, верному другу и помощнику, Антонине Ивановне.

В дни осени.

Не жаркие, не летние

Встают из-за реки –

Осенние, последние

Останные деньки.

Ещё и солнце радует

И синий воздух чист.

Но падает и падает

С деревьев мёртвый лист.

Ещё рябины алые

Всё ждут к себе девчат,

Но гуси запоздалые

«Прости, прощай!» кричат.

* * *

И рощи запустелые

Мне глухо шепчут вслед,

Что скоро мухи белые

Закроют белый свет…

Нет, я не огорчаюся,

Напрасно не скорблю,

Я лишь хожу прощаюся

Со всем, что так люблю!

Хожу, как в годы ранние, -

Хожу, брожу, смотрю.

Но только «до свидания!»

Уже не говорю.

22 июня 1973 года Михаила Васильевича Исаковского не стало. Среди всего случайного, несущественного, что нередко засоряет нашу словесность, эстраду, творения Исаковского воспринимаешь как глоток родниковой воды с её чистотой и свежестью.

В русской поэзии Исаковский остаётся хранителем и продолжателем классических и народно-песенных лирических традиций. Поэзия Исаковского давно уже стала неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа. Не «облетает цвет» с тихого и проникновенного творчества этого поэта, который выразил душу народную, простую и мудрую, как жизнь, красивую, как песню, и любовь народа к своему прекрасному поэту «не проходит, нет!».

    Подведение итогов урока.

    Выставление оценок.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Враги сожгли родную хату»

Вверх