Явление божией матери на афоне. Явление светописанного образа божией матери

Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря (21 августа / 3 сентября 1903 г.) во время раздачи милостыни является действием промышления Матери Божией о Своем Жребии во исполнение данных Ею обетований, и находится в неразрывной цепи подобных чудесных событий, бывших в разное время истории Афона.

Особенностью всех этих чудесных событий является то, что Пресвятая Богородица всякий раз удостоверяла действие Своего промышления знаменательным образом - явлением новой чудотворной иконы. Так было во время явления Матери Божией преп. Афанасию Афонскому, который, не выдержав испытаний, малодушно вознамерился покинуть Афон. Явившись ему, Пресвятая Игумения Святой Горы отвратила его от этого, напомнив, что Сама печется о всех нуждах монастырских и является не только Игуменией, но и экономиссою. Напоминает нам об этом явлении икона Великой Лавры Икономисса. Примечательно, что преп. Афанасий не узнал поначалу Пресвятой Богородицы, и лишь после чудесного изведения воды из камня, понял, Кому предстоит. В Ватопедской обители Матерь Божия взяла на Себя обязанности дохиарские (то есть - кладовщика), о чем свидетельствует чудотворная икона Дохиарная. В Ивероне Пресвятая Дева возвестила, что Сама является хранительницею Своего Удела, видимым знамением чего является Иверская икона.

Но не только о земном благе насельников Своего Удела печется Пресвятая Богородица, наиболее же о дарованиях духовных, о чем также сохранена память во многих чудотворных иконах. Так и ныне Пресвятая Игумения явилась, чтобы удостоверить Свое неусыпное промышление и исполнить одно из Своих обетований - быть не только врачевательницей, питательницей и наставницей Своих иноков, но и разрешительницей в различных недоразумениях и искушениях. Суть настоящего недоразумения заключалась в том, что Протат Святой Горы запретил Русской святогорской обители раздавать милостыню в виде пособий для нуждающихся келлиотов. Обитель не могла выполнить этого требования. Милостыня всем неимущим насельникам Афона разных национальностей и, в особенности поддержка русских пустынников - были заповедью великих старцев Русской святогорской Обители Иеронима и Макария. Угасшая в конце XVIII века по причине Петровских реформ и русско-турецких войн, и совершенно утраченная для русского монашества, Обитель была восстановлена и возвращена русским насельникам, не имевшим более своего пристанища на Афоне, по единой только милости Божией, что и обязывало ее иноков к милостыни и поддержке нуждающихся. Обитель выполняла эту заповедь во все дни своего бытия, как во время достатка, так и во времена нужды.

В описываемое время игуменствовал ближайший ученик и помощник Игумена Макария схиархимандрит Андрей (Веревкин) - верный последователь заветов своих великих старцев. Особенно о. Андрей ревновал о милостыни. Получив письмо Протата о запрете раздачи милостыни неимущим сиромахам и келлиотам, он собрал Собор старцев Обители для принятия общего решения. Однако мнения на Соборе разделились. Большинство отцов считали невозможным оставить милостыню и нарушить тем самым благословение старцев Иеронима и Макария. Недовольные же, воспользовавшись письмом из Протата, просили немедленно прекратить, как они считали, "расточительство" казны. Выслушав всех, отец Андрей, положившись на волю Божией Матери, велел всеже раздачу милостыни в последний раз провести, невзирая на запрещение, ради бедных сиромахов, ничего не знавших об этом обстоятельстве.

Во время последней раздачи милостыни была сделана фотография, на которой проявился образ Божией Матери в иноческом одеянии, подходящей за подаянием. Общее удивление и ликование охватило всех - и насельников монастыря и бедных келлиотов. Сам о. Андрей после очевидного чуда посчитал вопрос исчерпанным. Собор поручил иеросхимонаху Агафодору составить донесение в Кинот Святой Горы о совершившемся чудесном событии, с приложением фотографии, и с прошением продолжать выдавать милостыню, что и было исполнено. Ответа из Кинота не последовало. Милостыня не была отменена, но продолжалась даже в самые трудные для Обители времена, и была засвидетельствована новым чудом.

После начала Первой мировой войны и разрыва связей с Отечеством, афонские русские обители (да и греческие тоже) попали в большую нужду, особенно не хватало продовольствия, особенно бедствовали сиромахи - бедные странствующие пустынники. Монах Сергий (Токарев) заведовал тогда раздачей бесплатных пайков муки бедным пустынникам. Обладая добрым сердцем и видя тяжкое положение сиромахов, он не мог отказать в просьбе о надбавке горстки муки. Раздача подходила к концу. В спешной работе о. Сергий не обращал внимания на количество, остающееся в ларях отпущенной для бедных муки. Когда же последний инок-пустынник получил свою долю, тогда только о. Сергий заглянул туда, где была мука, надеясь найти лари пустыми. Но они оказались полными, как были в начале раздачи.

Своим явлением Пресвятая Богородица поддержала русскую святогорскую обитель в добродетели, утешила пустынников и безмолвно вразумила старцев Кинота, удостоверила Свое Верховное Игуменство и засвидетельствовала неусыпность Своего промышления.

По словам нынешнего Игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря Схи-Архимандрита Иеремии, именно милостыня и верность заветам старцев сохранили Обитель в тяжкие времена XX века, именно милостыня стала тем елеем, который не дал русской лампаде на Афоне затухнуть.

Не так давно в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре был обретен и сам оригинальный негатив чудотворного Светописанного образа Пресвятой Богородицы - фотографии, зафиксировавшей в 1903 г. явление Божией Матери. Негатив был найден во время работ со старым фотоархивом монастыря. Эту находку, совершившуюся спустя более 110 лет, без сомнения можно считать чудом, учитывая все бедственные обстоятельства, постигшие русскую святогорскую обитель за вековой временной промежуток. Много негативов погибло во время пожаров 1968 года, какая-то часть попала в частные коллекции. Найти эту ценную реликвию после стольких лет упадка не было даже надежды.

По словам Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), «обретение негатива - первообраза Светописанной иконы Божией Матери, - это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что Игумения Афонская благоволит к Обители и принимает посильный подвиг ее насельников».

О совершившимся чуде было сообщено всей братии для утешения и укрепления в подвиге. По случаю этого чудесного события в русском святогорском монастыре были вознесены благодарственные молитвы ко Пресвятой Богородице, а всем насельникам обители и присутствовавшим паломникам были розданы фотографии, сделанные с обретенного негатива 1903 года.

Икона Богородицы Светописанная (Светописанный образ)

История

Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимонове монастыре

3 сен-тяб-ря 2013 го-да ис-пол-нилось 110 лет яв-ле-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри в Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-на-сты-ре на Афоне. Празд-но-ва-ние в честь Све-то-пи-сан-но-го об-ра-за бы-ло уста-нов-ле-но Со-бо-ром стар-цев мо-на-сты-ря в 100-лет-нюю го-дов-щи-ну это-го чу-дес-но-го со-бы-тия.

27 июля 2013 го-да на за-се-да-нии Свя-щен-но-го Си-но-да в Ки-е-во-Пе-чер-ской лав-ре бы-ло при-ня-то ре-ше-ние (жур-нал № 97) вклю-чить в ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви празд-но-ва-ние вос-по-ми-на-ния яв-ле-ния Све-то-пи-сан-но-го об-ра-за Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, быв-ше-го в Рус-ском на Афоне Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-на-сты-ре в 1903-м го-ду.

Ис-то-рия со-бы-тия

21 ав-гу-ста/3 сен-тяб-ря 1903 го-да во вре-мя раз-да-чи ми-ло-сты-ни убо-гим мо-на-хам у Ве-ли-ких мо-на-стыр-ских во-рот Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря инок Гав-ри-ил сде-лал фо-то-сни-мок и, ко-гда его про-явил, на чер-но-бе-лой фо-то-гра-фии, к сво-е-му ве-ли-чай-ше-му удив-ле-нию, уви-дел об-раз Бо-го-ма-те-ри, сми-рен-но по-лу-чав-шей бла-го-сло-вен-ный укрух хле-ба.


Мо-на-стыр-ские ар-хи-вы сви-де-тель-ству-ют, что в пе-ри-од с кон-ца XIX по на-ча-ло XX ве-ка рус-ские мо-на-хи еже-не-дель-но раз-да-ва-ли ми-ло-сты-ню нуж-да-ю-щим-ся. Еже-не-дель-но из двух юж-ных рос-сий-ских пор-тов Одес-сы и Та-ган-ро-га, где на-хо-ди-лись афон-ские по-дво-рья Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря, при-хо-ди-ли к афон-ской при-ста-ни боль-шие и ма-лые ко-раб-ли с про-дук-та-ми пи-та-ния и жиз-нен-но необ-хо-ди-мы-ми ма-те-ри-а-ла-ми. Они пред-на-зна-ча-лись для 3 000 на-сель-ни-ков Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря и 4 000 рус-ско-языч-ных бра-тьев, под-ви-зав-ших-ся в раз-лич-ных ски-тах, ме-то-хах, кел-ли-ях и ка-ли-вах Свя-той Го-ры.

У Ве-ли-ких во-рот оби-те-ли со-би-ра-лась тол-па бед-ных мо-на-хов-си-ро-ма-хов и бла-го-че-сти-вых стран-ни-ков. Со-хра-ни-лись дан-ные о том, что око-ло 600-800 че-ло-век по-лу-ча-ли из рук мо-на-хов хлеб-ные ле-пеш-ки — че-ре-ки. В уроч-ные дни за ми-ло-сты-нею к мо-на-стыр-ским вра-там ста-ли при-хо-дить ни-чем не за-ни-ма-ю-щи-е-ся, упи-ва-ю-щи-е-ся и ни-ко-му не под-чи-ня-ю-щи-е-ся лю-ди. 14 ав-гу-ста 1903 го-да в мо-на-стырь по-сту-пи-ло пись-мо из Ки-но-та, в ко-то-ром вы-ра-жа-лось недо-воль-ство от-но-си-тель-но «бес-по-лез-ной» и «вред-ной», по его мне-нию, ми-ло-сты-ни. Выс-шее Свя-щен-ное управ-ле-ние Свя-той Го-ры по-тре-бо-ва-ло от Свя-щен-но-на-ча-лия Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря от-ме-нить раз-да-чу ми-ло-сты-ни и най-ти бо-лее при-ем-ле-мую и несо-блаз-ни-тель-ную фор-му по-мо-щи. В по-сла-нии, в част-но-сти, го-во-ри-лось: «По-да-ва-е-мая еван-гель-ски ми-ло-сты-ня толь-ко то-гда бы-ва-ет при-ят-на и лю-без-на Бо-гу, ко-гда по-да-ет-ся в ра-зу-ме — лю-дям, до-стой-ным ми-ло-сты-ни и нуж-да-ю-щим-ся в оной. Да-ва-е-мая же лю-дям, ко-то-рые недо-стой-но пред-став-ля-ют со-бой про-си-те-лей ми-ло-сты-ни и ко-то-рые толь-ко на это по-се-ще-ние и рас-счи-ты-ва-ют, и ра-ди это-го и про-жи-ва-ют здесь, то-гда уж та-кая по-да-ча ми-ло-сты-ни ста-но-вит-ся при-чи-ной вре-да».


Увеличенная копия снимка с образом
Богоматери ныне помещена у врат русского
святогорского монастыря святого
Пантелеимона

21 ав-гу-ста 1903 го-да, ров-но через неде-лю по-сле по-лу-че-ния ки-нот-ско-го пись-ма, мо-на-хи Рус-ской оби-те-ли ре-ши-ли в по-след-ний раз со-блю-сти тра-ди-цию и раз-дать ми-ло-сты-ню, а уже по-том за-чи-тать при-сут-ству-ю-щим со-дер-жа-ние пись-ма из Ки-но-та. В это вре-мя по обык-но-ве-нию у глав-ной пор-ты уже со-бра-лись в ожи-да-нии ми-ло-сты-ни сот-ни нуж-да-ю-щих-ся и стран-ству-ю-щих лю-дей. Во вре-мя раз-да-чи че-ре-ков иеро-мо-нах Гав-ри-ил сде-лал фо-то-сни-мок, на ко-то-ром про-явил-ся об-раз Бо-го-ма-те-ри, сми-рен-но по-лу-чав-шей вме-сте с дру-ги-ми про-си-те-ля-ми бла-го-сло-вен-ную ми-ло-сты-ню. Гля-дя на необыч-ный сни-мок, мо-на-хи тут же вспом-ни-ли рас-сказ ино-ка Се-ва-сти-а-на, слы-шав-ше-го от пор-та-рей, буд-то «один пу-стын-ник ви-дел несколь-ко раз жен-щи-ну при раз-да-че че-ре-ков». Неко-то-рые из по-движ-ни-ков, то-же ви-дев-ших на-яву Див-ную Де-ву сре-ди убо-гих мо-на-хов и про-си-те-лей ми-ло-сты-ни, хо-те-ли ска-зать об этом при-врат-ни-ку, од-на-ко в са-мый день фо-то-гра-фи-ро-ва-ния Ее ни-кто не ви-дел.

Бо-го-ро-ди-ца неиз-мен-но про-мыш-ля-ла о под-ви-за-ю-щих-ся в Сво-ем зем-ном жре-бии. По ве-ле-нию Ца-ри-цы Небес-ной мо-на-стырь про-дол-жил удо-вле-тво-рять нуж-ды бед-ной бра-тии: по-сле брат-ских тра-пез в оби-те-ли устра-и-ва-ли тра-пезы для бед-ня-ков, а ке-ларь вы-да-вал им со скла-да про-дук-ты пи-та-ния.

Ис-то-рия по-чи-та-ния

В кон-це 1980-х го-дов, с на-ча-лом вос-ста-нов-ле-ния оби-те-ли, чу-дес-ная фо-то-гра-фия бы-ла раз-мно-же-на с при-ло-же-ни-ем крат-ко-го опи-са-ния со-бы-тия и рас-про-стра-ня-лась сре-ди па-лом-ни-ков. Для но-во-го по-ко-ле-ния рус-ских лю-дей, по-стра-дав-ших от ате-и-сти-че-ской про-па-ган-ды, фо-то-гра-фия по-слу-жи-ла фак-то-ром уве-ре-ния в бы-тии ду-хов-но-го ми-ра, о чем мно-го-крат-но удо-сто-ве-ря-ли оби-тель па-лом-ни-ки.

Празд-но-ва-ние в честь Све-то-пи-сан-но-го об-ра-за бы-ло уста-нов-ле-но Со-бо-ром стар-цев мо-на-сты-ря в 2003 го-ду с бла-го-сло-ве-ния игу-ме-на ар-хи-манд-ри-та Иере-мии в 100-лет-нюю го-дов-щи-ну яв-ле-ния для бо-го-слу-жеб-но-го уве-ко-ве-чи-ва-ния па-мя-ти чу-дес-но-го со-бы-тия. На-име-но-ва-ние «Све-то-пи-сан-ный об-раз» ро-ди-лось в хо-де со-став-ле-ния бо-го-слу-жеб-но-го по-сле-до-ва-ния (сло-во «све-то-пи-са-ние» пред-став-ля-ет со-бой бук-валь-ный пе-ре-вод гре-че-ско-го слова «фо-то-гра-фия»). То-гда же бы-ло со-зда-но ико-но-пис-ное изо-бра-же-ние явления для бо-го-слу-жеб-но-го ис-поль-зо-ва-ния. На ос-но-ва-нии ле-то-пис-ных за-пи-сей и до-шед-ших уст-ных вос-по-ми-на-ний бы-ла вос-со-зда-на ис-то-ри-че-ская кан-ва со-бы-тия.

Текст по-сле-до-ва-ния одоб-рен Си-но-даль-ной бо-го-слу-жеб-ной ко-мис-си-ей.

В 2011 го-ду на ме-сте яв-ле-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри бы-ла со-ору-же-на па-мят-ная ча-сов-ня, в ко-то-рую был под-ве-ден ис-точ-ник во-ды для со-вер-ше-ния во-до-свят-ных мо-леб-нов. За-фик-си-ро-ва-ны слу-чаи об-лег-че-ния те-лес-ных и ду-шев-ных неду-гов от упо-треб-ле-ния во-ды это-го ис-точ-ни-ка.

В том же го-ду в пер-вом эта-же брат-ско-го По-кров-ско-го кор-пу-са был устро-ен и освя-щен храм-па-рак-лис в честь Све-то-пи-сан-ной ико-ны.

В 2011 го-ду изо-бра-же-ние ис-то-ри-че-ской фо-то-гра-фии на мра-мор-ной дос-ке бы-ло уста-нов-ле-но в мо-на-сты-ре Афон-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри в с. Чо-по-ви-ки Жи-то-мир-ской об-ла-сти.

По-доб-ная мра-мор-ная дос-ка с изо-бра-же-ни-ем фо-то-гра-фи-че-ско-го об-ра-за бы-ла уста-нов-ле-на в 2012 го-ду на при-хо-де Фе-о-до-ров-ско-го со-бо-ра в Цар-ском Се-ле.

21 ав-гу-ста/3 сен-тяб-ря 2013 го-да ис-пол-ня-ет-ся 110 лет со дня яв-ле-ния Бо-го-ма-те-ри.

27 июля 2013 го-да на оче-ред-ном за-се-да-нии Свя-щен-но-го Си-но-да в Ки-е-во-Пе-чер-ской лав-ре бы-ло при-ня-то ре-ше-ние (жур-нал № 97) вклю-чить в ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви празд-но-ва-ние вос-по-ми-на-ния яв-ле-ния Све-то-пи-сан-но-го об-ра-за Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, быв-ше-го в Рус-ском на Афоне Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-на-сты-ре в 1903-м го-ду.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Светописанной»

Пречи́стому Ли́ку Твоему́ поклоня́емся, Блага́я,/ прося́ще предста́тельства о нас, Ма́ти Бо́жия,/ во́лею бо благоволи́ла еси́ яви́тися среди́ бра́тии,/ да изба́виши от печа́ли, и́хже собра́ла еси́. Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости исполня́еши всех, Пресвята́я Де́во,// вверя́ющих себе́ покро́ву Твоему́.

Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благая, просящая покровительства о нас, Матерь Божия, ибо ты по своей воле изъявила милость явиться среди братии, чтобы избавить от печали тех, кого собрала Ты. Потому с благодарностью взываем к Тебе: «Ты наполняешь радостью всех, Пресвятая Дева, вверяющих себя защите твоей».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Светописанной»

О, неизрече́ннаго и благосе́рдаго Твоего́ смотре́ния,/ Честне́йшая Херуви́м и Сла́внейшая без сравне́ния Серафи́м!/ О́браз Твой Светоявле́нный, и самоизображе́нный/ свиде́тельство яви́ся/ Твоея́ неизрече́нныя любве́ и милосе́рдия,// почита́ем той, лобыза́юще.

Перевод: О, неизреченна и милосердна Твоя забота, почтеннейшая и несравненно славнейшая ! Образ Твой явленный светом и самонаписанный, стал свидетельством Твоей неизреченной любви и милосердия, почитаем его, целуя.

Афонский церковный календарь на 2007 год Русского Свято-Пантелеимонова монастыря посвящен удивительному событию, произошедшему более ста лет назад - 21 августа / 3 сентября 1903 года. В одной из монастырских рукописей повествуется о том, что в этот день во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот инок Гавриил сделал фотоснимок и когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба.

Духовник обители отец Макарий (Макиенко) рассказывает: "В наших архивах сохранились письменные воспоминания о том, что незадолго до этого события некоторые из подвижников видели наяву Дивную Жену среди монахов. Они хотели показать Ея привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел. Это событие открыло еще одну страничку в священной летописи не только нашей обители, но летописи всей Святой Афонской горы. Можно сказать и так: это - новая глава в достопамятной истории неисчислимых благодеяний Богоматери всему человеческому роду".

В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне появилась новая икона, посвященная этому явлению Пресвятой Богородицы, - "Образ Божией Матери Светописанный" (см. Фотокопию). Подготовлена и служба, посвященная чудесному явлению светописанного и самоизображенного образа Пресвятыя Богородицы. Она также опубликована в календаре на страницах 189 - 241.

Эта служба - наше благодарное приношение Богоматери за недоразумеваемое проявление Ея милости. Верим, - продолжает отец Макарий, - что все искренне любящие Пресвятую Богородицу как Богоданную Мать с радостью воспримут в свои сердце и память это новое празднование. Верим также, что молитвами и благодатию Пресвятой Девы это новоявленное чудо послужит многим недугующим сомнением для укрепления веры.

Отцом Макарием также написано на церковно-славянском языке "Слово в день празднования светописанного образа Божией Матери" (помещено в календаре на страницах 242 - 262).

В конце каждого месяца объемного календаря перечислены престольные праздники ("панигиры") монастырей и скитов, находящихся на Святой горе Афон. В августе месяце (21/ 3 сентября) обозначен новый Святогорский панигир, посвященный иконе Божией Матери Светописанной в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. По словам насельника обители отца Философа, панагир в честь иконы Пресвятой Богородицы Светописанной широко опубликован впервые; Престольный праздник в память о чудесном явлении Божией Матери этом году будет отмечаться уже второй раз.

2. "Сия гора, - рекла Царица, - да будет жребием Моим..."

- Всемилостивейшая Госпожа наша Богородица неоднократно повторяла Своим подвижникам радостное обетование о Ея Жребии, - писал иеромонах Пантелеимон (Сапожников). - Основателю и начальнику общаго иноческого жития на Афоне преподобному Афанасию изрекла Она: "Аз отселе буду вам Икономисса, имущая о вас попечение". Потом чрез преподобного Гавриила (Грузина), сподобившагося принять на море чудотворную икону, Преблагословенная Владычица повелела объявить: "Рцы монахом: не приидох хранима быти от вас, но наипаче да буду Аз Хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Елицы убо монаси жительствовати будут в сей горе со страхом Божиим и благоговением, и не пренебрегут еже по силе о добродетели, да имут дерзновение и надежду на благоутробие Сына Моего и Владыки, якоже испросих и даде Мне сие дарование". За два же века пред сим (1664 г.) Заступница иноков и всего рода христианского, по дарованию зрения молившемуся о том монаху Нилу, благоизволила в Своем Жребии нарещися Скоропослушницею (т.е. скорою послушательницею молящихся к Ней), причем изречены Ею следующия умилительные слова, полные Материнской любви и великого ко всем милосердия: "Пусть иноки и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства о них пред Ним" (См.: О чудесах Божией Матери. - В кн.: Афонский церковный календарь, 2003, с 177).

Промыслом Божиим Святой горе Афон предназначена особая роль в истории спасения человечества, и сюда не иссякает поток паломников со всех континентов. Здесь, в Уделе Пресвятой Богородицы, под Ее покровом, вот уже более тысячи лет непрестанно возносятся молитвы к Богу. По преданию, сама Божия Матерь указала место для монашеского подвига первому Афонскому святому - преподобному Петру: "Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как гора Афонская. Сему месту Я буду Заступница и теплая о нем Ходатаица к Богу, и не оскудеет на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего милость Его до скончания века".

Гонения на христиан привели в малодоступные места Афона первых отшельников. Число страждущих послужить Богу в ангельском чине в этом земном уделе Божией Матери множилось с каждым годом. Под благодатным покровом Богородицы и ныне пребывает монашеское братство Святой горы Афон, а Саму Пречистую Деву называют Игуменьей всех святогорцев.

Некогда святитель Филарет, архиепископ Черниговский, зная о благодеяниях Владычицы насельникам Ея Жребия, и как бы провидя своими прозорливыми очами будущее событие, воспел гимн земному Уделу Божией Матери:

Сия гора, - рекла Царица, -
Да будет жребием Моим.
Отсель прострет Моя десница
Всегдашний кров над местом сим.

Сего Я места не забуду,
Всегда Заступница ему,
О нем ходатайствовать буду
Во веки Сыну Моему.

Святые отцы, удостоившиеся духовными очами видеть нашу землю, свидетельствуют, что она связана с небом одинокими световыми столпами. Одно из таких мест, постоянно излучающих это незримое сияние, - Святая гора Афон.

Царит Афон мой вожделенный
Над морем огненным столпом,
Пустынным инокам смиренным
На все века родимый дом,

Многие поколения христианских подвижников подвизаются здесь в непрерывных трудах, посте и ночном молитвенном бдении. Со времен византийских императоров Афон представляет собой отдельное самостоятельное монашеское государство, совершенно автономное в своей внутренней жизни, управляемое Священным Кинотом, состоящим из представителей двадцати главных монастырей. По Божьему Промыслу Святая гора стала приютом и рассадником иноческой жизни не только для греков, но и для славян, подвизающихся в монастырях святых великомучеников Пантелеимона, Георгия и Богородичной Обители Хиландарь.

Глубокой ночью Святая гора с ее двадцатью монастырями, множеством скитов и каллив объята пламенем молитв, разгоняющих тьму. В нашем сознании навеки запечатлен образ Афона как некоего удивительного места на Земной шаре, где и мраморная вершина Святой горы, и православные кресты на монастырских куполах и колокольнях дотрагиваются до самого Неба. А ранним утром с мерцающей поверхности Эгейского моря срывается розово-желтая дымка или поднимается легкий туман. В этот час они нежно обволакивают зеленые горы Афона и белые монастырские постройки. Розовеющие с первыми лучами колокольня соборов и разновысокие позолоченные кресты Русского Свято-Пантелеимонового монастыря, кажется, вырастают у тебя на глазах. Они плывут вместе с розовыми чайками в перламутровом небе навстречу поднимающемуся солнцу, а потом, постепенно уменьшаясь, тают и совсем исчезают в поднебесной выси.

Заоблачные братья-монахи Афона, имеющие в душе мир, в уме - ясность, а в сердце - смирение и любовь, после длинной ночной службы и последующего за ней краткого сна приступают к дневному труду, выполняя возложенные на них послушания. Оставив навсегда мир, они посвящают свою жизнь на Афоне только молитве, богослужению и труду. Сердце, воля и желание у них едины, а молчание уст является ключом их святогорской жизни.

Ежедневно в первой половине дня белой птицей из Уранополиса подплывает к монастырской пристани паром с паломниками на борту. Ослепительно голубое небо контрастирует с оранжево-желтыми цветами лимонов и апельсинов, воздух напоен тонкими ароматами афонских растений.

Монахи-афониты, радушно принимая гостей, угощают их, по старому обычаю, кристально чистой водой, стопочкой ракии и рахат-лукумом. На столе - чай из горных трав и ломти монастырского хлеба, пахнущего яблоками. Неукоснительно соблюдается и иное правило: говорить с гостями - хорошо, а молча молиться за них, укоряя и смиряя себя, - еще лучше, ибо это душеполезно и спасительно паломникам, и хозяевам обители.

И тогда понимаешь, почему иные паломники не только останавливаются на несколько дней на Святой горе, но и воле Божией остаются здесь навсегда.

3. "И лик Свой там Она являет"

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с его сияющими на солнце куполами и маковками, позолоченными шарами и разновысокими крестами среди пальм и кипарисов создает у прибывающих на Святую гору паломников торжественно-приподнятое настроение. С монастырской пристани на территорию самой Обители можно попасть только через Великие монастырские ворота, устроенные в толще южной стены. Главный вход, именуемый по афонской традиции "порта", обрамлен куполообразной сенью, опирающейся на две мраморные колонны. Над аркой самого входа, в нише - величественный образ небесного покровителя русской обители св. великомученика и целителя Пантелеимона, чьи цельбоносные мощи находятся в главном соборе на монастырской площади. Слева на стене у Великих ворот висит большая каменная плита из лабрадора с черно-белыми силуэтами Богородицы, монахов и странников. Мемориальная плита на русском и греческом языках рассказывает о дивном чуде явления Божией Матери, произошедшем на этом месте ровно сто лет назад - 21 августа/ 3 сентября 1903 года. Само изображение на каменной плите является увеличенной копией старой фотографии, запечатлевшей чудо явления Святейшего Облика Пресвятой Богородицы, как сказал один из старых монахов, "в утешение и подтверждение Своего Промышления о нас, грешных".

Столетней давности монастырские рукописи, бережно хранящиеся ныне в библиотеке, повествуют о том, что Свято-Пантелеимонов монастырь, принимавший из России пожертвования, щедро делился милостынею с нуждающимися собратиями. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно-необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, метохах (сельскохяйственных угодьях обители. - Примечание автора), келлиях (отдельная постройка из нескольких комнат. - Примечание автора) и каливах (монашеский домик без храма. - Примечание автора.) Святой горы.

Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца 19-го по начало 20-го века русские монахи еженедельно раздавали у порты милостыню. У Великих ворот собиралась толпа бедных монахов-сиромахов (отшельник-странник, не имеющий постоянного убежища и паломничающий из монастыря в монастырь, из келлию в келлию. - Примечание автора) и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600 - 800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки - череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. 14 августа того же года из Кареи - своеобразной столицы монашеской "республики" и центра самоуправления Афона, где обычно в здании Протата заседает Священное собрание, или Кинот, поступило в монастырь письмо, в котором Кинот выразил недовольство относительно "бесполезной" и "вредной", по его мнению, милостыни. Высшее Священное управление Святой горы своим официальным письмом потребовало от Священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря отменить доселе практикуемую раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи, что, кстати, со временем и было осуществлено. В послании, в частности, говорилось: "Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме - людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда". Тем самым Кинот довел до руководства монастыря свое определение "о прекращении на будущее время раздаваемой таким бесполезным образом милостыни".

21 августа 1903 года, ровно через неделю после получения кинотского письма, монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил неожиданно решил сделать фотоснимок на память.

Когда проявляли эту черно-белую, по тем временам, фотографию, то, к величайшему всех удивлению, на ней проявился... образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастьяна, слышавшего от портарей, будто "один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков". Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел. Один из афонских поэтов написал такие стихи о произошедшем чуде:

Получен снимок без обмана.
Он святогорцев поразил:
Без всякой лжи или тумана
Он Божью Мать изобразил.

Царица в длинном одеяньи,
Неизреченной красоты,
В чудесно-благостном сияньи
Полна Любви и чистоты.

Укрух смиренно получила,
За ней - афонцы-бедняки,
Сим чудом братию учила
Не отвергать Ее руки.

Она и прежде обещала
Афон до века соблюдать.
Гора досель не обнищала.
Не оскудела благодать.

Богородица неизменно промышляла о подвизающихся в Своем земном жребии. По велению Царицы Небесной, монастырь продолжал удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

Монастырские рукописи свидетельствуют, что Богоматерь часто являлась святогорцам и в наши дни, что подтверждается устными и письменными преданиями.

Однажды я попросил монастырского духовника отца Макария поведать что-либо о других известных ему или братии явлениях Божией Матери в наше время. Улыбнувшись, тот ответил:

Монахи без нужды об этом не говорят...

А потом, заметив мое смущение и, наверно, не желая опечалить паломника, отец Макарий продолжил:

У нас в обители издавна существует такой благочестивый обычай: когда братия замечает или слышит, что земные дни у такого-то брата уже сочтены, они собираются у его кельи и расспрашивают о прожитой жизни в монастыре, о допущенных ошибках и об исправлении их. О том, какое, кроме общего келейного, он имел еще и свое молитвенное правило, как боролся за стяжание благодатной молитвы, как преодолевал уныние и тоску по Родине, особенно в первые свои годы жизни на Афоне. И старцы назидают жаждущих спасения своими душеполезными наставлениями и примерами, предостерегают их от тайных бесовских козней. Для пользы братии они рассказывают о наставлениях и вразумлениях, полученных ими от святых угодников Божиих или досточтимых старцев, о Божией помощи и о пережитых ими явлениях Богородицы...

Два рассказа о явлениях Божией Матери в Русском монастыре на Афоне мне, с Божией помощью, удалось записать. Дело было так... Однажды у монастырских ворот, где более ста лет назад произошло чудо, я с несколькими паломниками обсуждал: промышляет ли Богоматерь и в наши дни о подвижниках Своего Земного Удела; является ли Она им во сне или наяву, утешает ли и каким образом наставляет их? Рассуждая об этом вслух, мы не заметили подошедшего к нам пожилого монаха. Заметив нашу праздность, он строго оглядел нас, а потом спешно направился в сторону монастырского кладбища. Почувствовав свою неловкость и даже вину, я бросился его догонять, чтобы не только извиниться, но и спросить у него о чуде явления Богоматери. Тогда он пристально посмотрел на меня и спросил:

Скажите, разве Бог не обещал любящим Его пребывать с ними "во вся дни до скончания века" (Мф. 28: 20)? Разве Пречистая и Преблагословенная Его Матерь не промышляет, подобно Сыну Своему, обо всех людях, призывающих Ее на помощь и посильно прославляющих Ее? Помните, уже в десятом веке, в Константинополе святой Андрей, Христа ради юродивый, лицезревший Небесные обители, не сподобился там увидеть вожделенную Заступницу рода человеческого? "Божия Матерь сошла на землю помогать призывающим Ее", - отвечали ему небожители.

А Вам лично удавалось когда-либо видеть Пречистую Деву на Святой горе? - робко спросил я.

Да, - ответил он. - Однажды, на Новый год, после Всенощного бдения, я видел во сне великое множество монахов, поднимающихся к столице Афона, а впереди этого монашеского полка величественно, с букетом лилий в руках, шествовала Богоматерь. Я не видел Ее лица, но, следуя за Нею, дивился Ее неземной легкости: Она слегка касалась земли, и все впереди расступалось перед Нею. В другой раз, не так уж давно, накануне Престольного праздника обители, совершив келейное правило, я задремал со скорбью о том, что совсем скоро уже будет праздник, а в моем послушании весьма многое еще не готово. В дремоте вижу, а это было как наяву, будто нахожусь я где-то за монастырем со стороны моря, а по верхней дороге вереницею тянутся в нашу обитель гости. От всего увиденного я еще сильнее стал скорбеть, мол, праздник уже начинается, а я еще к нему должным образом не подготовился. Вдруг замечаю, как, поспешно обгоняя других, в черной монашеской одежде и с корзинкою в руке приближается к обители Женщина, похожая на Богоматерь, точно такая, как Она запечатлена на чудесной фотографии. От радости я воскликнул: "Матерь Божия!" Остановившись на мой зов, Она посмотрела на меня, как бы спрашивая: "Что тебе нужно?" У меня тогда не нашлось слов, что сказать Ей, ибо я был несказанно рад, что опознал в идущей Женщине Богоматерь. Она поспешно повернулась в сторону спешащих гостей и вскоре оказалась в потоке людей, уже входивших в обитель. В этот миг ударили в монастырский колокол к началу утреннего Богослужения, а сердце мое ликовало от необыкновенной радости. Во время праздника я надеялся еще раз, уже наяву, увидеть Нашу Небесную Афонскую Игуменью, но, по грехам своим, не сподобился. Я убедился, однако, что Она действительно присутствовала на панегире, так называется наш Престольный праздник. Днем и ночью во время самого праздника я везде ходил по обители и удивлялся, как слаженно он проходит. Я чувствовал, что Кто-то чудесным образом организовывает сам праздник, хотя никаких словесных указаний не было слышно. Вся братия трудилась по зову своей совести, особенно на кухонно-трапезном послушании, о котором я переживал...

Мой собеседник на некоторое время умолк, глубоко вздохнул и, глядя в морскую даль, продолжил:

Чудесного в моем рассказе, кажется, ничего и нет. Просто Матерь Божия по Своему величайшему смирению пришла в трудную минуту помочь нашей братии достойно провести Престольный праздник и утешить гостей. Она ведь - Хозяйка этого Святого места.

Во время моего пребывания в Обители я как-то заметил в одном их углов монастырского двора монаха преклонных лет, спешно перекладывающего и перебирающего какие-то вещи. Я подошел поближе и выразил свое желание помочь ему. Это был иеромонах Иаков, около двух десятков лет проживший в монастырском скиту Ксилургу, называемый греками "скитом Богородицы" из-за главного собора в честь Успения Божией Матери. Отец Иаков уезжал в метох Хромица, и он с радостью принял мое предложение помочь ему. И вот, взвалив на себя вещи, мы вышли из монастыря и, проходя мимо знаменитого места явления Богоматери, я спросил у отца Иакова, слышал ли он прежде от подвизавшихся здесь братьев о чуде этого явления и как он сам относится к нему?

Известное дело. Все это происходило здесь. И старцы не раз об этом говорили. Да и сам я получил подарок от Божьей Матери, - признался отец Иаков.

Перекрестившись и поклонившись на том месте, мы стали медленно спускаться от монастыря к морскому причалу. Отец Иаков далее поведал следующее:

Когда я один жил в скиту Ксилургу, то поставил себе за правило во время утреннего Богослужения на 9-й песни уходить в соборный храм и там с каждением петь перед чудотворною иконою Богоматери "Честнейшую". В одну из ночей, покадив всю церковь, я присел в стасидии и незаметно уснул. Во сне вижу, как в величественном соборе восседает на архиерейской кафедре Божия Матерь и пред Нею в большой очереди стоит множество людей. В руках у каждого - приношение, как будто желают поздравить Богоматерь. Стал в эту очередь последним и я. Глядя на других, мною овладело чувство неловкости и за самого себя и за то, что я стою с пустыми руками, то есть без подарка. "Что же я принесу в дар Царице и Владычице?" - эта мысль особенно беспокоила меня. Когда же, наконец, приблизилась моя очередь, то я произнес со слезами: "Матерь Божия, у меня с собою ничего нет, чтобы я мог подарить Тебе. Можно, я пропою "Честнейшую"? Она ласково улыбнулась и одобрительно кивнула головой. И я запел... Окончив пение, я посмотрел на Нее. Она же в благостном сиянии протянула мне в Своей руке монету со словами: "Как хорошо ты поешь! Возьми за это монету." Я проснулся, а в руках у меня был Ее подарок...

Закончив повествование, отец Иаков прослезился, а вместе с ним и я: так тронула мое сердце его история. Гудок рейсового судна разрядил длинную паузу. Я помог внести преклонному старцу его вещи на паром, и мы спешно простились...

Особые чувства и отрешенность от всего земного и суетного пережил и автор этих строк, слушая рассказы современных монахов Русской обители о чудесных явлениях Божией Матери уже в наши дни.

4. Даждь силу рабом Твоим, Мати Пресвятая, и благословение славящим и хвалящим Тя

Монахи-афониты называют Святую гору Афон "вертоградом, земным уделом или жребием Богородицы". Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, уподобляя Святую Афонскую гору земному раю, писал в 1876 году:

Я знаю, Кто тобой владеет,
Кому в удел досталась ты:
Тебя хранит, тебя лелеет
Царица Горней высоты.

Этот духоносный Владыка воспел и явление Богородицы, запечатленное на чудесной фотографии:

И лик Свой там Она являет,
Беседует к рабам Своим;
Сама судьбы их управляет
И бдит над бытом их земным.

Под благодатным покровом Божией Матери - Игуменьи всех святогорцев - пребывает и ныне монашеское братство Свято-Пантелеимонова монастыря. Длинные ночные богослужения в нем, поучительные рассказы его монахов и чуде явления Божией Матери у Главных монастырских ворот, произошедшее более ста лет назад и запечатленное на необыкновенной фотографии, укрепляют нашу веру в непостижимый Промысл Божий и попечение Царицы неба и земли о верных рабах Ея. Они врачуют наши духовные и телесные немощи, вселяют надежду в исполнение обетований Матери Господа, вызывают у паломников сильное эмоциональное и духовное переживание, молитвенно воздействуют на их душу, возводя ее от суетного мира к вечности.

Тропарь явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного

Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного

Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=46251&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)

Из Священного Кинота пришло распоряжение: более милостыню не раздавать

Ровно 112 лет тому назад, 3 сентября (21 августа по старому стилю) 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне произошло незаметное для мира событие. В этот день братия в последний раз должна была раздать у монастырских ворот милостыню убогим монахам-сиромахам (странствующим по Афону «без определенного места жительства»), паломникам и странникам. В последний раз - потому что из Священного Кинота (святогорского правительства) пришло распоряжение: более милостыню не раздавать. Это неэффективно. Это развращает шатающихся из монастыря в монастырь иноков, здоровых и еще не старых, но склонных жить за чужой счет, вместо того, чтобы трудиться и творить послушание... (Не правда ли, знакомая ситуация? Сколько встречаешь бомжей - не на Афоне, а в московском метро, на улицах - и каждый раз нравственная проблема: дать или не дать? Особенно, когда очевидно: человек пропьет «милостыню», и ничего, кроме вреда, твоя «помощь» вроде бы не принесет).

Инок Гавриил увидел на фотографии фигуру Женщины, смиренно получавшей укрух хлеба

Но судьба афонских бездомных и нуждающихся резко изменилась под влиянием одной фотографии. Раздачу милостыни в тот день запечатлевал инок Гавриил. Проявив негатив, он, к своему величайшему удивлению, увидел на черно-белой фотографии фигуру бедно одетой Женщины, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба. Новость быстро распространилась по обители, передавали, что один пустынник также несколько раз видел во время раздачи милостыни у монастырских ворот благолепную Жену. Нечего и говорить, что после этого о запрете раздавать милостыню было забыто.

Явления Божией Матери на Святой Горе - события нередкие. Раз или несколько раз в жизни, во сне или наяву, Ее видят многие афонские подвижники. Но когда Богородица оставляет видимый знак своего присутствия - это означает некое послание: предупреждение, вразумление, явление милости. Так было со знаменитой Ватопедской иконой Божией Матери, так произошло и на сей раз. Фотография инока Гавриила в увеличенном виде висит сейчас на стене Свято-Пантелеимонова монастыря, к месту явления подведен источник, зафиксированы случаи облегчения в болезнях после принятия воды из него. Родился из этой истории и новый, Светописанный образ Богородицы. Однако негатив фотографии был утерян, а после многочисленных потрясений (в т.ч. пожаров), испытанных обителью в XX веке, не было надежды вернуть его.

Тропарь явлению Светописанного Лика Пресвятой Богородицы

Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себя Покрову Твоему.

Кондак явлению Светописанного Лика Пресвятой Богородицы

Неизреченнаго и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой светоявленный и самоизображенный свидетельство явися Твоея неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.

21 августа / 3 сентября 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот Свято-Пантелеимонова монастыря инок Гавриил сделал фотоснимок и, когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба.

Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца XIX по начало XX века русские монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, метохах, келлиях и каливах Святой Горы.

У Великих ворот обители собиралась толпа бедных монахов-сиромахов и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600-800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки - череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. Накануне Успения, 14 августа 1903 года в монастырь поступило письмо из Священного Кинота, в котором выражалось недовольство относительно «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни, которая может приучить молодых и здоровых монахов к тунеядству. Высшее Священное управление Святой Горы попросило Священноначалие Свято-Пантелеимонова монастыря отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме - людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».

По другим данным решение прекратить раздачу милостыни было принято не под влиянием кинотского письма, а самими насельниками Свято-Пантелеимонова монастыря в связи с тем, что монастырские запасы оскудели вследствие сокращения материальной помощи из России.

21 августа 1903 года монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором проявился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

Богородица неизменно промышляла о подвизающихся в Своем земном жребии. По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

История почитания

Некогда святый Андрей, Христа ради юродивый, обходя Небесныя Обители, желал видеть там Божию Матерь, но услышал голос, говорящий ему, что Пресвятая Богородица снизошла в многобедный мир на помощь всем призывающим имя Ея.

Будучи причастницей неизреченной славы Божества, Она снизходит во юдоль земных скорбей, чтобы помогать страждущим людям. Пресвятая Богородица соучаствует в домостроительстве человеческого спасения, которое совершил Сын Ея. Для того, чтобы спасти человека, Господь снизошел на землю не в виде Владыки и Повелителя, но в образе раба, истощив, или уничижив Себя даже до смерти (Фил. 2, 7-11). Это самоуничижение или вольное истощание именуется в богословии кеносис (греч. κένωσις – уничижение, умаление, истощание). Подобно Сыну Своему, Пресвятая Богородица нередко является, особенно на Святой Горе Афон, “просто”, скрывая Свою славу. Так и в этом случае, Божия Матерь снизошла в виде убогой просительницы, приняла из рук старца-монаха милостыню, чтобы утешить неимущих братий, поддержать добрую традицию Обители и уладить неожиданное недоразумение. Своим снисхождением Матерь Божия вновь подтвердила Свои обетования о Святой Горе Афон.

Сразу же после чудесного события, весть о котором обошла всю Святую Гору, началось почитание образа-фотографии. Были сделаны копии, которые хранились иноками в святых углах среди икон. Фотография попала и в Россию, найдя и там своих почитателей.

В конце 1980-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Для нового поколения русских людей, пострадавших от атеистической пропаганды, фотография послужила фактором уверения в бытии духовного мира, о чем многократно удостоверяли обитель паломники.

Празднование в честь Светописанного образа было установлено Собором старцев монастыря в 2003 году с благословения игумена архимандрита Иеремии в 100-летнюю годовщину явления для богослужебного увековечивания памяти чудесного события. Наименование «Светописанный образ» родилось в ходе составления богослужебного последования (слово «светописание» представляет собой буквальный перевод греческого слова «фотография»). Тогда же было создано иконописное изображение падения для богослужебного использования. На основании летописных записей и дошедших устных воспоминаний была воссоздана историческая канва события.

В 2011 году на месте явления Божией Матери была сооружена памятная часовня, в которую был подведен источник воды для совершения водосвятных молебнов. Зафиксированы случаи облегчения телесных и душевных недугов от употребления воды этого источника.

В том же году в первом этаже братского Покровского корпуса был устроен и освящен храм-параклис в честь Светописанной иконы.

В 2011 году изображение исторической фотографии на мраморной доске было установлено в монастыре Афонской иконы Божией Матери в с. Чоповики Житомирской области.

Подобная мраморная доска с изображением фотографического образа была установлена в 2012 году на приходе Феодоровского собора в Царском Селе.

В 2013 году на очередном заседании Священного Синода в Киево-Печерской лавре было принято решение включить в месяцеслов Русской Православной Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903-м году.

В этом же году был освящен первый храм в честь светописанной иконы Божией Матери за пределами Святой Горы в городе Киеве.

Почитание светописанных икон известно с древнейших времен христианской истории. Нерукотворенный образ и Константинопольская Плащаница (так называемая Туринская) относятся именно к этому типу изображений. Собственно, именно на них и основано иконописание и иконопочитание. Оба изображения Спасителя представляли собой один и тот же лик. По пропорциям с ними полностью совпадала Синайская икона Спасителя, что свидетельствует о несомненном заимствовании. С VI века во множестве списков распространились они и получили широкую известность, полностью вытеснив древний античный тип лика Христа, и стимулировав развитие канона иконописания на всем Православном востоке.

Относительно Нерукотворенного образа необходимо заметить, что он существует в двух видах. Это, так называемые Убрус (слав.) или Мандилион (греч. – плат), представляющий изображение Господа на убрусе или плате, и Чрепие (слав.) или Керамидион (греч. – черепица), представляющий лик Господа на кирпиче. Что такое Убрус, наверное, известно всем. А вот что такое Чрепие? Это светописанная копия самого Убруса, то есть – Нерукотворенного лика, на кирпиче или черепице. Дело в том, что Убрус был спрятан с зажженной лампадой от идолопоклонников в нише над вратами Эдессы и заложен кирпичем, то есть чрепием. В VI веке Пресвятая Богородица явилась Эдесскому епископу Евлавию и указала место сокрытия образа и благословила вновь его обрести. Когда вскрыли кладку, обнаружили, что лампада продолжала гореть, а на кирпиче, закрывавшем нишу, было точное отображение Нерукотворенного лика Спасителя. Таким образом, можно сказать, что Спас на чрепии – это светописанное отображение светописанного лика Господа на убрусе или плате. Это, как бы, вторичное светописанное отображение.

К типу вторичных светописанных изображений можно отнести такие известные в Церкви явления, как отображения оригинальных икон на стекле, обрамляющих их киоты. Например, икона “Призри на смирение”. В 1993 году лик Пресвятой Богородицы с младенцем чудесно отобразился на стекле, не соприкасаясь с ним.

К этому же типу следует отнести и другую икону. Как говорилось выше, в 1903 году копии чудесной афонской фотографии попали в Россию. С одной из них, по заказу петербургского купца Григория Григорьевича Елисеева, была написана икона, сохранившаяся до сих пор в эстонском городе Кохтла-Ярве. Икона была заказана Григорьевым для его домовой церкви в местечке Тойла. Позже она была перенесена вместе с иконостасом в православный храм Преображения Господня кохтла-ярвеского района Прованду. 13 декабря 2011 года во время реставрации в храме было снято стекло с иконы и оказалось, что образ Божией Матери отобразился на нем. Таким образом, можно говорить о явлении светописанной копии светописанного образа Пресвятой Богородицы, или вторичного светописанного образа, по аналогии с нерукотворенным ликом Господа.

Оригинальные светописанные иконы имеют для Церкви особое значение, особый статус. Они не просто возносят наш ум к первообразу, но являют нам божественные черты самих первообразов. Это первоисточники иконописного канона, формирующие представление Церкви о ликах Господа и Его Пречистой Матери. Без преувеличения можно сказать, что светописанные иконы являются одним из видов Божественного откровения.

Тропарь: Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак:
 Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.

“В убогой келии монаха
Я образ дивный увидал.
Душа исполнилася страха,
Когда о чуде сем узнал.

Получен снимок без обмана
Он святогорцев поразил:
Без всякой лжи или тумана
Он Божью Мать изобразил.

Царица в длинном одеяньи,
Неизречённой красоты,
В чудесно-благостном сияньи
Полна любви и чистоты.

Укрух смиренно получила,
За ней афонцы-бедняки,
Сим чудом братию учила
Не отвергать Её руки.

Она и прежде обещала,
Афон до века соблюдать.
Гора досель не обнищала
Не оскудела благодать.

В келье Афонского монаха
Я лицезрел оригинал.
Душа исполнилася страха,
И я невольно зарыдал”.

Игумен Виссарион (Остапенко)

Вверх