Презентация - первые библиотеки на руси. Ярослав мудрый - основатель первой билиотеки древней руси 980 лет первой библиотеке

В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии и книги любил, читал их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди. Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам »…

Само слово «библиотека » в Древней Руси поначалу почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской библии » (по имени архиепископа Геннадия Новгородского), которая была окончательно переведена и переписана в Новгороде к самому концу XV века. Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: «книжный дом ». Во второй раз термин встречается в начале XVII века в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки ».

Что же касается первого летописного указания на библиотеки, оно относится к упомянутому 1037-му году, когда князь Ярослав Мудрый «собрал писцов многих » для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском Соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого уникального книжного собрания. Есть данные, что оно насчитывало «великие тысячи книг на разных языках». Историк Русской Церкви и церковной архитектуры Евгений Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки всего в 500 томов. Несомненно одно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и фонд её непрерывно увеличивался. В память об этом на Софийском подворье, недалеко от входа в собор, в 1969-м году поставлен символический камень. На камне помещён портрет Ярослава Мудрого и летописный текст: «В лето 6545 (по современному летосчислению 1037). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного ».

Что же читали наши давние предки? Что вообще могло быть в фондах княжеской библиотеки? Первыми на Руси начали переводить отдельные части Библии; так появились апракосны (неполные) Евангелия и Апостолы, которые читались во время богослужения. Из книг Старого Завета особое распространение приобрёл «Псалтырь». Необходимую науку для священнических божественных служб можно было почерпнуть из первых «Служебников» и «Требников». Из раздела канонической литературы в то время охотно читали различные «Жития святых », переводившиеся непосредственно с греческих оригиналов, чрезвычайно разнообразные по содержанию и подающие большую галерею типов «христианских героев». Имелись сочинения и энциклопедического характера – «», «Шестидневы », «», в которых содержались разнообразные сведения по истории, философии, географии, астрономии, зоологии. Относящиеся к светской переводной литературе «Шестидневы » представляли собой сборник популярных произведений, трактовавших происхождение мира по христианскому вероучению. Причём трактовка эта имела очевидный литературно-художественный характер, то есть наряду с бытующими христианскими догмами просматривались и самостоятельные авторские мысли. В основе «Шестидневов » — в определённой мере соответствующий господствующим общественным настроениям рассказ о шести днях сотворения мира Богом, откуда и походит само название книги. Помимо этого «Шестидневы » синтезировали на своих страницах элементы светской науки: философские учения о движении небесных светил, рассказы о животном и растительном мире с поучительными выводами религиозного характера. В целом, «Шестидневы » были проникнуты идеологией и духом христианства, их главной общественной задачей было формирование нового мировоззрения, соответствующего принципам христианского государства.

» — это своеобразный сборник сведений о зверях, птицах, насекомых, рыбах и иных видах жизни в окружающем мире. В аллегорически-символической форме в книге описываются настоящие и придуманные приметы и свойства реальных и фантастических животных, подаются образцы для исследования и поучения. Материалы по большей части черпались из Библии, из известных произведений античных писателей, обрабатывались переводчиками и переписчиками и подавались в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения. Каждая статья «» посвящалась отдельному представителю животного или растительного мира и делилась на две части: в одной из них описывались реальные свойства изучаемого объекта, а в другой излагались символические толкования его сущности с вводом определённой морали. Среди авторов «» называют знаменитых отцов церкви – Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвросия, Иеронима.

А что такое «»? Это один из самых исконных и преобладающих видов древнерусской письменности и литературы на протяжении XI-XVII веков. «Избор от мног отец и мног книг » представляет собой обширное собрание отдельных небольших произведений (их количество могло доходить до 900-т), связанных единством содержания, иногда являющих род примитивной энциклопедии, подчас мозаики, состав которой нередко был обусловлен личными вкусами «списателя » — составителя. В эту книгу входило изложение «Категорий» Аристотеля, церковные сочинения, статьи по грамматике, логике и поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими моральными правилами должен руководствоваться человек в жизни). «» призывали читателя к чистоте помыслов, совестливости, сочувствию, умеренности и кротости, а также к преодолению таких тяжких грехов, как хула, клевета, зависть, татьба , прелюбодейство, пьянство, объедение.

К слову, книги в то время имели не только духовную, но и большую материальную ценность: их переплёты изготавливались из сафьяновой кожи, украшались золотом и серебром со вставками из жемчуга и драгоценных камней.

О читателях библиотеки Ярослава Мудрого достоверных сведений мало. По всей вероятности, её богатствами постоянно пользовался один из составителей «Изборников », дьяк по имени Иоанн. Он сам написал в конце своего труда: «Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна… » Дан здесь и один из древнейших советов, как нужно читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чём говорят книги и словеса те ».

Сохранить библиотеку было в те далёкие времена делом весьма сложным. Можно даже сказать, что Софийский собор насчитывает целый ряд библиотек: одна гибла, на её месте возникала новая. Например, в 1169-м году Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203-м году Софию грабили половцы — и опять серьёзно пострадал фонд библиотеки. Есть свидетельства, что часть драгоценной библиотеки отца ещё в 1048-м году увезла с собой в качестве приданого младшая княжеская дочь Анна, будущая королева Франции. В 1240-м году город захватили войска хана Батыя, и с той поры библиотека Ярослава окончательно исчезла из поля зрения. Семь столетий потомки пытались её разыскать. Поиски велись и на территории Святой Софии Киевской, и в Киево-Печерской Лавре, и в Зверинецких пещерах близ древнего Выдубицкого монастыря. Особенно упорные слухи ходили о том, что книги успели спрятать в Межигорье, где находился центральный монастырь запорожского казачества.

Конечно, вопрос о точном времени появления на Руси библиотек нельзя считать решённым основательно. Предполагается, что они существовали в Киеве ещё в 10-м веке. Свою библиотеку вполне могла иметь основанная в 988-м году школа для обучения детей, поскольку там требовалось наличие определённого числа книг по нескольким темам. Библиотеки могли быть открываемы и при строительстве храмов. Так, на Подоле, ещё до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996-м году было закончено возведение величественной Десятинной церкви, первой каменной церкви Древней Руси, воздвигнутой Владимиром Святославичем на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. В некоторых источниках говорится, что князь Владимир украсил эту церковь не только иконами и драгоценными сосудами, но и книгами, привезёнными из Корсуня…

Очевидно и ясно одно: благим усердием просветителей, с течением лет всё больше и больше становилось на Руси людей, «насыщающихся сладостью книжной »…

Подготовила Яна Андриенко

Демченко М.

Появление и развитие библиотек на территории Киевской Руси.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Библиотеки Древней Руси

Демченко Максим

ученик 7 класса Б

МАОУ «СОШ №18»

города Магадана

Китаева Оксана Ивановна,

учитель русского языка и

литературы,

МАОУ СОШ №18

В тысячелетней истории человеческого общества сменилось много эпох. Изменился строй жизни, но, как и много сотен лет тому назад, современного человека волнуют и радуют дивные творения материальной и духовной культуры, созданные давным-давно.

Библиотека - самое благоустроенное учреждение. Начиная с внешнего вида и кончая порядком размещения книг и хранения рукописей, здесь все носит отпечаток заботливости, порядка и особого библиотечного уюта…

Появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь. Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад. А рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад. Если древнерусское язычество было бескнижным, то для совершения церковной службы в православном храме обязательно требовались книги. Поначалу книги привозились из православных стран - Византии и Болгарии. Затем их стали писать и на Руси.

Все рукописные книги ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента.

Рукопись, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории народа, его языка, литературы и искусства.

Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний.

Из «Летописи временных лет» известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их на «учение книжное». Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек.

Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница", "книгохранилище", "книгохранильня", "книгохранилица", "хранильная казна", "книжная клеть", "книжная палата". Впервые слово "библиотека" встречается в знаменитой Геннадиевской библии, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин "библиотека" был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - "книжный дом". Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки». Во время правления великого князя киевского Ярослава Владимировича, прозванного впоследствии "Мудрым», Киев становится заметным политическим и культурным центром, имевшим значение не только для древнерусского государства. По образцу Константинополя Ярослав Мудрый строит в Киеве новый Кремль и храм. Св. Софии, и первой русской библиотекой считается библиотека при Софийском соборе в Киеве, основанная, предположительно, в 1037г. Здесь хранилось самое полное собрание письменных памятников древней Руси – Евангелия, Книги пророков, жития святых; хранились и важные государственные документы. Таким собранием в то время могли похвастаться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара 1124 г., возможно, была уничтожена в 1240 г. во время разгрома Киева войсками Батыя.

Более 200 лет татаро-монгольского ига на Руси привели к тому, что большая часть монастырских библиотек погибли, а книг до монгольского периода фактически не осталось. Сохранились, в основном, те библиотеки, которые находились на севере и на новгородских землях.

Вторая крупная библиотека Киевской Руси была создана в Новгороде при храме, также получившем название «Софийский собор». Этот собор был построен новгородским князем Владимиром (сыном Ярослава) в 1045-1051 годах Владимир Святославович стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в978 году. В 988 году выбрал христианство в качестве государственной религии Древнерусского государства. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей “учите книгами”.

Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это также привело к возникновению первых библиотек.

Исследователями установлено, что совокупный объем книжного фонда Древней Руси с 988 г. до середины XIII в. составлял 130-140 тыс. томов. При этом в обращении находилось не менее 90 тыс. богослужебных книг. В целом на Руси было построено и снабжено книгами около 10 000 церквей, в том числе примерно 300-500 церквей в монастырях.

Первые христианские монастыри появились в Западной Европе в V-VI веках, а широкое распространение получили в IX-X веках.

Поначалу монастырские библиотеки были настолько малы, что весь фонд библиотеки мог уместиться в одном сундуке. Книги, что хранились в них, носили исключительно религиозный характер: это были копии библейских текстов, писания отцов церкви и требники, необходимые для церковных служб. Церковь внимательно следила за содержанием книжных фондов. В 325 году был принят первый «Индекс» (список) запрещенных книг», в котором указывались книги, запрещенные церковью для чтения.

Библиотеки были введены в русские монастыри вместе с монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении брата - библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”. Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки.

В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком монастыре, например, для библиотек выстроили специальное каменное здание.

На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи.

Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.

Исследователи древнерусской книги установили, что в княжеских и церковных библиотеках находились сотни и тысячи рукописных книг. Но большинство из них, к сожалению, не сохранились. Многие древние рукописи погибли во время монгола - татарского нашествия на Русь и по разным причинам - в последующие столетия. Очень много старинных книг было утрачено уже в нынешнем столетии.

От XI века, когда жили великие князья Владимир Красное Солнышко и

Ярослав Мудрый, сохранилось чуть более двух десятков книг. Среди дошедших до нас книг - Евангелия несколько богослужебных книг, жизнеописания святых и сочинения церковных писателей.

Одной из наиболее крупных русских библиотек была библиотека Кирилло-Белозерского монастыря. Начало ей положил основатель монастыря преподобный Кирилл Белозерский. Принеся с собой книги из Москвы, а также занимаясь книгописанием, он ввел переписывание книг в своей обители как одно из послушаний грамотных иноков. Другой традиционный путь роста монастырского книжного собрания - вклады и дарения. В обитель преподобного Кирилла жаловали книги цари, князья, бояре. Книги также покупались на монастырские деньги.

Самый северный в России Соловецкий монастырь был крупнейшим культурным центром и центром книжности. Обитель имела крупнейшую библиотеку, в ней работали летописцы, иконописцы, действовала книгописная мастерская. У некоторых иноков книги были и в кельях. Самую необходимую для богослужения литературу принесли с собой еще основатели монастыря – Савватий и Зосима. В конце XV в. игумен Досифей специально отправился в Новгород Великий, чтобы пополнить библиотеку. В течение нескольких лет он самолично и с помощью приглашенных мастеров отбирал и переписывал лучшие, наиболее авторитетные рукописи. Этот фонд в описях монастырской библиотеки имеет название «Досифеева данья». Книги, присланные из Новгорода, Досифеем помечены его книжным знаком. Это был первый в России экслибрис. Соловецкую библиотеку можно сравнить по числу томов только с библиотеками трех монастырей: Троице-Сергиева, Кирилло - Белозерского и Иосифо - Волоколамского. Последним ученым, который видел помещение библиотеки в самом монастыре, был Б.Д. Греков, командированный туда Археографической комиссией в 1917 году для обозрения архива. В истории нет точных данных о времени создания библиотеки Соловецкого монастыря.

Троице-Сергиева лавра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Сергиева лавра - крупнейший православный мужской монастырь России . Библиотека Троице-Сергиева монастыря ведет свое начало от самого Сергия, который пришел сюда, «в пустыню», с двумя книгами. В первое время книги писались и переписывались на бересте. А в начале ХV в. здесь уже была «книгописная палата» – мастерская по изготовлению книг. Их переписывали, украшали заставками, золотыми буквами, изящными миниатюрами. Настоящими произведениями искусства были переплеты – с драгоценными камнями, жемчугом, серебряной чеканкой, бархатным шитьем. В 1337 году Сергий Радонежский , тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, поселились на холме Маковиц , в десяти верстах от Хотьково . Это событие и считается датой основания Троице-Сергиева монастыря. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы . Троицкий монастырь стал духовным центром московских земель, поддержкой московских князей. В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Троицкий монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ. монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву, а также в архив Санкт-Петербургского отделения Института российской истории.

Предполагается, что библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не только иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни. Все больше и больше становилось на Руси людей, “насыщающихся сладостью книжной”.

К 16 веку сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечами библиотечных каталогов. По ним можно проследить и динамику роста фондов библиотек. Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысяч книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана-3, Василия-3, Ивана Грозного.

Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. Но эта библиотека вовсе не была единственной в Киеве.

Обширное собрание книг - не только русских, но и греческих, имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на “полатях"- хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 веку книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах.

Значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Они были основными хранилищами памятников древнерусской письменности.

Список литературы

1.Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек. - М., 1992

2.Кашурникова Т.М. Чудо. Имя которому- книга. - М., 2006

3.Энциклопедия для детей. Т.5.Ч.2.История России. - М., 1997

4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М, 1990

5.Электронные образовательные ресурсы

6. Д.С.Лихачев. Из «Повести временных лет»» (Пер. с древнерусского). Хрестоматия для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 1995.

К 975-летию (1037) основания первой библиотеки Древней Руси

«Добро есть, братие, почитание книжное... Красота воину оружие, кораблю - ветрила, так и праведнику почитание книжное»

(«Слово о почитании книжном», Изборник 1076 года)

«Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное»

(из сборника древнерусских изречений «Пчела»)

«К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем…»

(«Повесть временных лет»)

«Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам»

(«Повесть временных лет»)

"Реки, напояющие Вселенную". Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый на памятнике "Тысячелетию России" в Великом Новгороде

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес". И похвала ей проходит через века нашей страны. Книга - это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, "напояющими Вселенную", то с солнечным светом. "Красота воину оружие, и кораблю - ветрило, так и праведнику - почитание книжное, - наставляет некий монах читателей в "Слове о чтении книг", которое открывает "Изборник" 1076 года.

В сборнике "Пчела" (древнерусский сборник изречений) отмечалось: "Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное". В "Поучении соловецкой библиотеки" книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель "выносит жемчуг драгий". После такого сравнения автор с удовлетворением добавляет: Добро есть, братие, почитание книжное".

Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси

«Учение книжное подобно солнечному свету» - говорили наши предки.

Трудами многих мастеров книжного дела накапливались в библиотеках бесценные сокровища. Сколько книг бытовало в эпоху до татаро-монгольского разорения?

Подсчитано: до нас дошло не больше тысячи средневековых русских рукописей XI - XIII веков. Лишь малая часть от былого богатства! Исследования показали, что в домонгольской Руси бытовало около 200 тыс. книг. Им знали цену, дорожили, бережно хранили.

С увеличением числа книг появились и первые библиотеки, тогда их называли книгохранительницами или книжными палатами. Как правило, их основателями становились великие князья, митрополиты, игумены монастырей.

«Реки, напояющие Вселенную» - это образное, широко известное сравнение книг с реками, наполняющими Вселенную запечатлено в «Повести временных лет» под 1037 годом. В ней раскрывается строительная и книжная деятельность киевского князя Ярослава Мудрого.

Вершины своего могущества Киевское государство достигло во времена правления Владимира Святославича и его сына Ярослава, прозванного Мудрым. При князе Владимире на Руси было введено христианство, что имело огромное значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства государства, подъема культуры, расширения политических и культурных связей Руси с европейскими странами. Владимир широко отворил Киевской Руси двери для всех достояний мировой культуры.

Дело Владимира продолжил Ярослав Мудрый. Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета - ведь нередко тут были самые знающие соотечественники.

В период правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могущественную феодальную державу, еще больше возросло величие Киева; здесь расцветают ремесла, торговля, появляются художественные школы.

Об уровне культуры того времени можно судить и по Киевской Софии - самом величественном и роскошном храме XI века. Софию Киевскую возвели там, где древнерусские войска во главе с Ярославом окончательно разбили печенегов. Она не уступает ни одному из самых выдающихся архитектурных памятников мира, возведенных в тот период. Напомним, что «София» в переводе означает «Мудрость».

Знаменитая София Киевская - главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.

Храм Софии - символ могущества и силы первого древнерусского государства.

Здесь проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека. Здесь Иларион - один из первых русских писателей - произнес свое знаменитое «Слово о законе и благодати». (Предполагают, что именно Иларион вместе с Ярославом стал инициатором сооружения Киевской Софии.)

Храм и был рассчитан на то, чтобы поразить воображение современников, внушить народу веру в незыблемость княжеской власти и религии. Вместе с тем, он - показатель уровня мудрости и мастерства. В его создании участвовали самые разные художники: зодчие организовали архитектурную форму; живописцы расписали стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел готовили церковную утварь; художники написали иконы; вышивальщицы украшали ткани; писцы и миниатюристы готовили необходимые книги.

На территории Софийского заповедника у входа в собор в 1967 году установлен мемориальный знак , на нем - портрет Ярослава Мудрого с книгой в руке и текст из летописи «Повесть временных лет».

Он гласит: «В лето 1037 заложил Ярослав град великий, у этого же града Златые ворота. Заложил и церковь святой Софии... И к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди... Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам».

В историю культуры нашей страны этот просвещенный правитель вошел прежде всего как создатель и организатор первой на Руси государственной библиотеки.

C ero именем связаны и многие другие «книжные» начинания.

Жизнь и деятельность Ярослава Мудрого издавна привлекала внимание, о нем рассказывали летописи, зарубежные хроники, в наше время написаны научные исследования, популярные работы, созданы художественные произведения и кинофильмы.

Летописные известия о Ярославе начинаются с 1014 года - последнего года княжения Владимира. До этого времени - лишь предположения, догадки, косвенные свидетельства. Родился он около 978 года с врожденной хромотой, что не могло не отразиться на его характере, на его воспитании. Он рано начал читать и на всю жизнь полюбил книги.

Ценя знание, понимая, что для управления княжеством нужны грамотные, образованные люди, молодой князь организовал в Новгороде школу для детей, приказав «учить книгам их». Он не был в этом первопроходцем: заботясь о распространении просвещения Владимир распорядился «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», создавать государственные школы.

Вдумаемся в строку: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Совершенно очевидно, что в конце X - начале XI века на Руси уже были книги - привезенные из Византии, из Болгарии или переписанные в Киеве, Новгороде, в других крупных городах. И великий князь - суровый военачальник, крупный государственный деятель, дипломат и градостроитель был, говоря современным языком, страстным книголюбом.

Пристрастие к книгам возникло у него в раннем детстве. Ведь и отец Ярослава Владимир «любил словеса книжные», владел библиотекой, эту любовь он передал и сыну, который в связи с хромотой не мог предаваться детским забавам. Его мать - гордая полоцкая княжна Рогнеда с четырех лет приставила к сыну учителей греческих, болгарских, варяжских и даже латинских. Ярослав все больше и больше привязывался к чтению, овладевал «книжной премудростью», читал о великомучениках, о подвигах и страданиях, о великих страстях. Приходил к убеждению - это можно предположить с большой долей вероятности, - что в знании заключена большая сила. Так. в книге Иоанна Дамаскина он мог прочитать: «Нет ничего выше разума, ибо разум - свет души, а неразум - тьма. Как лишение света творит тьму, так и лишение разума затемняет смысл. Бессмысленность присуща тварям, человек же без разума - немыслим. Но разум не развивается сам собою, а требует наставника... Приблизившись же к дверям мудрости, не удовольствуемся этим, но с надеждой на успех будем толкаться в нее».

Сам Ярослав не удовольствовался тем, что уже в ранней юности приблизился к дверям мудрости, а пошел дальше. Всей душой отдавался он любимому делу, эту черту его и выделил летописец, когда не без уважения отметил: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Любовь к книгам он привил и своим детям. Можно лишь пред­положительно судить о круге чтения Ярослава Мудрого на протяжении его продол­жительной жизни. В него входили библейские книги и примыкавшие к ним апокрифические сказания, труды «отцов церкви», сочинения по вопросам миротворения и устройства вселенной, исторические и юридические труды.

Удивительно, но современные ученые знают о том времени больше летописца. Оказывается, не только переводили, но и копировали, просто переписывали болгарские книги, а переводили не только с греческого, но и с других языков. Более того, из разных зарубежных книг брали отдельные отрывки и составляли «изборники». И уже в это время возникают не только переводные, но и свои собственные, оригинальные произведения.

Когда была основана библиотека?

Казалось бы ответ прост - в 1037 году, так как именно в это «лето», свидетельствует летопись, «Ярослав же, книги многие написав, положил в... Софии». Верно, но смущала первая строка, гласящая, что в это «лето» был заложен собор, т. е. началось его строительство. А завершение - к 40-м и даже 50-м годам. И на протяжении длительного времени шли дискуссии по этому вопросу. Усилиями археологов, архитекторов, историков удалось доказать, что в 1037 году не началось, а завершилось строительство Софии, в этом же году была основана и библиотека. Размещалась она или в одной из аспид, или в башне.

Итак, Ярослав Мудрый собрал писцов и они приступили к делу.

А где они работали, в каком месте располагалась книгописная мастерская? Как была устроена? Летопись об этом ничего не сообщает. Вполне возможно, что она находилась в самой Софии, рядом с книгами, но могла быть и вне собора, в специальном помещении на митрополичьей усадьбе. Скрипторий при Софийском соборе продолжал действовать и в 70-е годы XI века.

Об устройстве мастерской-скриптория мы ничего не знаем. Правда; в хорошо иллюстрированной Радзивиловской летописи есть миниатюра, на которой запечатлена подго­товка книжного фонда библиотеки Киевской Софии.

Книгописная мастерская Ярослава Мудрого. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Миниатюра иллюстрирует летописный текст о создании первой, дошедшей до нас государственной библиотеки на Руси. Вглядимся в нее. По краям иллюстрации нарисованы две фигуры, сидящие перед столами на плетеных креслах со спинками. Человек, изображенный слева, держит в руках книгу, только что снятую с массивного пюпитра и жестом приказания вручает ее молодому человеку. Стоящие рядом двое пожилых людей обращены к человеку, сидящему справа и держащему в руках длинную полосу пергамента, на которой написано несколько строк текста. Сидящие на флангах фигуры - в плащах, это явно светские люди, а фигуры в центре, судя по одежде, - духовенство.

Смысл иллюстрации раскрыл книговед Н. Н. Розов. По его мнению, один из руководителей книгописной мастерской дает книгу молодому человеку, чтобы тот перевел или переписал ее. Сидящий справа пожилой человек читает текст будущей книги, проверяя его. То, что он не только читает, но и, может быть, собирается править текст, показывает стоящая на столе чернильница (на столе слева ее нет). Двое находящихся перед ним людей то ли вручили правщику текст, то ли ждут, когда он отдаст его им для переписки; скорее всего последнее, так как оба они протягивают к нему руки.

В Студийском уставе, введенном в монастырях несколько позднее, есть раздел "О каллиграфе", определяющий порядок работы мастерских по переписке книг. Основное внимание уделялось точности переписывания, строго запрещалось что-то дописывать; подчеркивалось, что работа должна вестись в "благостном настроении".

Наглядное представление о работе переписчика можно получить из миниатюр старинных рукописей. Писец обычно сидит на скамейке, перед ним невысокий стол с письменными принадлежностями, но пергаментные листы лежат не на столе, а на коленях или на пюпитре.

Можно предположить, что скрипторий был довольно большой, в нем трудились как писцы духовного звания, так и миряне. Повсеместная потребность в книге породила своеобразную отрасль ремесла. Кроме переписчиков и переплетчиков над рукописной книгой трудились редакторы и переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры. К сожалению, из книг, переписанных до 1054 года, сохранилась только кирилловская часть Реймского евангелия, привезенного Анной Ярославной во Францию в 1049 году.

Историк П. П. Толочко, много сделавший по изучению истории древнего Киева, пишет: «В деле просвещения Руси книгописная мастерская и библиотека сыграли не меньшую роль, чем сама София в распространении и утверждении христианства. Книги, вышедшие из ее стен, послужили основой для появления новых библиотек, в том числе и огромной библиотеки Печерского монастыря, который уже с конца XI века превращается в крупнейший центр культурной жизни Киевской Руси.

Софийское книгохранилище возникло благодаря книжному дару Ярослава Мудрого.


Билибин И.Я. Великий князь Ярослав Мудрый, 1926

«Зерна книжной мудрости», посеянные Ярославом, дали пышные всходы по всей стране. По примеру Софийской библиотеки возникают по всему государству свои книгописные мастерские, где создаются летописные своды, публицистические и литературные произведения».

Книг в библиотеке, основанной Ярославом Мудрым, было «множество». А сколько?

К сожалению, какими-либо, даже ориентировочными, данными о книжных сокровищах библиотеки Ярослава мы не располагаем.

В разное время делались попытки хотя бы приблизительно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые историки в прошлом веке утверждали, что оно «насчитывало великие тысячи книг рукописных и разных драгоценных манускриптов, писанных на разных языках». Историк русской церкви Е. Голубинский определял, правда, бездоказательно, книжный фонд первой библиотеки в 500 томов, а над ее созданием трудились будто бы 20 мастеров в течение двенадцати с половиной лет.

Сейчас высказывается мнение (тоже ничем не подкрепленное), что нельзя исчислять количество книг в Киевской Софии сотнями.

Думается, что более правильно такое предположение (без указания точных цифр): в первой русской библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно пополнялся. Ведь перевод и переписка книг, начатые Ярославом Мудрым, продолжались и позднее.

Но что переписывалось, переводилось, нет ли все же какого-нибудь если не ориентира, то хотя бы намека на некоторые произведения? Ведь не только книг (за исключением двух!), но и никаких описей библиотеки - ни ранних, ни более поздних - не сохранилось. Оказывается, такой намек есть.

И содержится он в одной из дошедших из Киевской Софии книг...

Через двадцать с небольшим лет после смерти Ярослава «Иоанн диак» составил в Киеве «Изборник» 1076 года - книжечку небольшого формата, содержащую статьи энциклопедического характера. "Изборник" 1076 года - не энциклопедия, не справочник, а маленькая библиотека, походная книга, которая призвана заменить князю большую библиотеку, подборка любимого и нужнейшего для князя чтения.

Основное место в нем занимают поучении о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни. Особенно важно то, что сборник составлен на основе книжных богатств Киевской Софии, о чем говорится в приписке «грешного Иоанна» - «избрано из многих книг княжьих». Значит, по приведенным отрывкам, ссылкам на источники мы можем судить хотя бы о части фонда первой русской библиотеки. Источники Иоанна - многочисленны и разнообразны. Это жития святых, евангелийские и апостольские поучения, пророческие беседы. Такой состав библиотеки соответствует, в основном, и похвале учению книжному приведенной в Лаврентьевской летописи. Анализ содержания «Изборника» 1076 года позволил исследователям определить и характер работы его составителя - Иоанна и уровень его подготовки. Он не просто копировал отрывки для чтения, а подвергал их определенной обработке - сокращал, компилировал, переводил, - демонстрируя при этом широкую эрудицию и умение из доступных ему источников составлять содержательные, целенаправленные произведения. Хорошо образованный Иоанн отбирал, обрабатывал, а уж затем переписывал тексты. Кроме того, «Изборник» содержит оригинальные произведения.

К ним относится, в частности, первая статья «Слово о почитании книжном» - первое в истории русской культуры сочинение о пользе, методах и цели чтения. Русский филолог А. Х. Востоков, одним из первых обративший внимание на этот памятник, писал, что эта статья «особенно любопытна, как выражение новопросвященного славенина драгоценной науке книжной».

Вот начало статьи: «Добро есть, братие, почитание книжное... Красота воину оружие, кораблю - ветрила, так и праведнику почитание книжное».

Этот отрывок многократно цитировался в книговедческой научной и научно-популярной литературе. Но только в 1990 году академик Д. С. Лихачев обратил внимание на глубокий философский смысл и самого "Слова о почитании книжном" и этого отрывка, раскрыл его сложную символику. Древнерусский книжник утверждал, что праведность человека немыслима без книг. "Следовательно, - пишет академик, - книги - это и то, что делает человека праведником ("гвозди", которыми скрепляются все его составные части), и та сила, то "оружие", тот "парус", которые позволяют праведнику воздействовать на мир, правильно вести себя, вести свой корабль в "житейском море". Это необычайно высокое представление о книге, которое вряд ли было превзойдено в последующие века в Древней Руси".

В этой статье дан один из древнейших советов, как читать. Автор рекомендует осмысленно относиться к читаемому и указывает приемы чтения: «Когда читаешь книгу, не старайся торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорит книга и словеса те, и трижды возвращайся к каждой главе». Важность учения подкрепляется примерами. Отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст, а такжт славянский просветитель Кирилл потому «на добрые дела подвигнулись», что «измлад; прилежали к святым книгам». В подтексте этих рассуждений - мысль том, что высокие качества личности не «спускаются с неба» в готовом виде, а представляют собой результат постоянных усилий человека, его постоянной работы.

Ученые установили, что «Изборник» 1076 года оказал заметное влияние на «Поучение» Владимира Мономаха, и делают из этого вывод: он находился в княжеской библиотеке до начала XII века. Последующий путь его в полном объеме проследить трудно.

Этот «Изборник», а в нем 277 листов, дает некоторое представление о книгах библиотеки Киевской Софии. Составлен сборник уже при другом князе - Святославе Ярославиче; не вызывает сомнения то, что вместе с великокняжеским столом он унаследовал и богатое собрание книг отца...

Да, летопись говорит о церковном характере литературы, необходимость которой диктовалась распространением на Руси христианства. Здесь следует сказать, что Ярослав и его советники, помощники решали весьма сложную задачу - из большого количества книг византийской и других литератур выбрать те, которые отвечали бы потребностям древнерусского читателя.

И все же - и это вызывает удивление - киевские книжники нашли возможность привезти из других стран (прежде всего из Болгарии), перевести или переписать наряду с церковными книгами - хроники, исторические повести, сборники изречений, естественнонаучные сочинения, философские и юридические трактаты. Эти произведения послужили основой для плодотворной творческой деятельности книжников. Именно здесь были разработаны основы сборника законов Древнерусского государства - «Русская правда», а также «Церковный устав», здесь создавались философские трактаты, поучения и «слова». Именно здесь во времена Ярослава Мудрого и по его инициативе началось летописание.

Все книжные начинания Ярослава Мудрого возникли не на пустом месте, они опирались на многолетний опыт.

Еще во времена Игоря Старого, деда Владимира Красное Солнышко, на Руси владели грамотой. Непрерывная письменная традиция восходит к глубокой древности, к языческим временам, ею пользовались в бытовом обиходе. Но книги, по которым учились грамоте, до нас не дошли, их поглотило время.

В тесный круг Ярославовых книжников входил один из деятельных помощников Ярослава Мудрого, его любимец Иларион, автор «Слова о законе и благодати» , дошедшего до наших дней, и которое современные исследователи образно называют «первым словом русской литературы». В этом труде Иларион проявил себя как человек, овладевший высокой словесной культурой. Он обладал широким кругозо ром, был мудрым, смелым политическим деятелем и по праву считается одним из основоположников русской литературы.

«Слово» возвеличивает принятую Русью христианскую религию, восхваляет князя Владимира и обращается к Ярославу, как преемнику славных дел отца. Созданное в период наивысшего расцвета древнерусского государства, «Слово» проникнуто оптимистическим пафосом, оно устремлено к великому будущему русского народа, утверждает его независимость от идейного влияния Византии, его собственную высокую культуру и мировую заслуженную славу. С патриотической гордостью пишет Иларион о том, что и до Владимира в Русской земле были замечательные князья, которые мужеством и храбростью прославились во многих странах и победами и «крепостью поминаются ныне и славятся». Они «не в худой и не в неведомой земле владычествуют, но в Русской, которая ведома и слышема во всех концах земли».

Писатель Е. И. Осетров, много сделавший для пропаганды древнерусской культуры, назвал этот отрывок первым гражданским и лирическим монологом, посвященным Родине. Сразу же после создания, «Слово о законе и благодати» было прочитано автором перед Ярославом, княжеской семьей и всей феодальной киевской знатью в Киевской Софии. Очень скоро «Слово» распространилось в других странах, в частности, у южных славян. Более того, образы и сравнения, основные идеи Илариона ученые находят и в «Слове о полку Игореве», в других произведениях Древней Руси. Бесспорно, Иларион был хорошо образован, начитан. «Слово о законе и благодати» впитало в себя большое количество литературных источников, имевшихся в княжеском собрании (книговеды даже сделали арифметические подсчеты). Он широко и свободно использует цитаты из житийной и апокрифической литературы, знает книжную поэзию.

Предполагают, что именно он, вместе с Ярославом, стал инициатором сооружения Софии Киевской. Можно думать, что он был среди тех книжных людей, которые создавали первую на Руси библиотеку.

По предположению академика Б. Д. Грекова, в окружение Ярослава Мудрого (во всяком случае, в последние годы его княжения) входил и замечательный певец-поэт Боян, пользовавшийся в Древней Руси большой славой. Его цитировал Даниил Заточник, а Сафоний, автор «Задонщины», называл «гораздым гудцом в Киеве».

Само имя Боян стало нарицательным. Мастерство поэта было настолько совершенным, что под его перстами струны оживали и «сами славу князьям рокотали». И рокот струн, и вдохновенные песни слушал Ярослав Мудрый, его семья, его приближенные или в княжеском тереме, или в самой Софии Киевской.

Книголюбами были и сыновья Ярослава Мудрого.

Происхождение трех древнейших русских памятников связано с именами братьев Ярославичей.

Для Владимира Ярославича - новгородского князя - в 1047 году была переписана «Книга пророков» (дошла до нас в списках XVI века). Именно при князе Владимире был построен в 1045-1051 гг. Софийский собор в Новгороде, где также сложилась крупная библиотека.

Для приближенного и соправителя князя Изяслава Ярославича - Остромира - было создано в 1057 году ныне знаменитое Остромирово евангелие - старейшая из сохранившихся, точно датированных книг.

Имела пристрастие к книгам и жена Изяслава - польская княжна Гертруда.

Всеволод, по воспоминаниям его сына Владимира Мономаха, «дома сидя, изучил пять языков», за что ему воздавали честь в чужих землях.

Покровителем книжного дела считался и сын Ярослава князь Святослав, который, по свидетельству современника, «много старался для собирания книг». Его величали «новым Филадельфом», приравнивая тем самым к прославленному книголюбу древности, египетскому царю Птолемею II. Такие оценки содержатся в предисловии к знаменитому «Изборнику» 1073 года. Создан он в книгописной мастерской при Киевской Софии. Это вторая по древности точно датированная рукописная книга, оригиналом для нее послужил сборник, переведенный в свое время с греческого для болгарского царя Симеона. На протяжении длительного времени книга пользовалась огромной популярностью на Руси, объясняется это ее энциклопедическим характером. В ней помещены статьи (а всего их более четырехсот) не только богословские и церковно-канонические, но и по астрономии и философии, математике и физике, зоологии и ботанике, грамматике и поэтике, истории и этике.

Это - книга большого формата, богато иллюстрированная многокрасочными миниатюрами. В «Изборнике» помещена и миниатюра, изображающая князя Святослава с книгой в руках в окружении семьи, - первый портрет светского содержания, дошедший до наших дней.

Княжеская семья. Святослав Ярославич с книгой в руках

из "Изборника Святослава" 1073 г.

Изборник» позволяет судить о прекрасном мастерстве и художника и писца, позволяет сделать вывод о высоком состоянии книгописного искусства и отработанной технологии изготовления книги на Руси того времени.

Открывается книга вводной статьей - «От составителя», как мы сказали бы сейчас. Заметим, что это не буквальная, а творчески переработанная копия. Книгописец так сформулировал полученное задание: «Великий в князьях князь Святослав - державный владыка, желая объявить скрытый в глубине многотрудных этих книг смысл, повелел мне, несведущему в мудрости, перемену сделать речей, соблюдая тождество смысла».

Вместе с тем, это, по-существу, указание по практике перевода, которым руководствовались книжники.

Есть в конце книги приписка, из которой мы узнаем, что «Изборник» написал «Иоанн диак». Эта рукопись содержала первый на Руси индекс - список «истинных» и «ложных» произведений. По мнению автора, истинные книги «добры и лепотны». Среди ложных, запрещенных церковью перечислялись апокрифические книги, отреченные сочинения, легенды, предания народного суеверия (25 книг). Этот список - первый цензурный памятник, позже были и другие. Они примечательны и тем, что дают возможность познакомиться не в полном объеме, конечно, с кругом чтения в Древней Руси, представляют собой своего рода библиографический материал. Какую-то часть сведений о книжном репертуаре дают сочинения Илариона, какую-то часть - «Изборник» 1076 года...

Сберечь библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно даже говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, а на их месте возникали новые. В 1169 году, например. Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез из него все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд.

Дальнейшая судьба библиотеки неизвестна. Следов ее до сих пор не обнаружено. Но нет и ни одного упоминания о ее гибели.

Где же великокняжеская библиотека?

У специалистов нет единого мнения по этому вопросу. Одни считают, что ее книги разошлись по другим библиотекам храмов и монастырей. Другие предполагают, что книги спрятаны в тайных подземельях города, называют и конкретные места - лабиринты Софийского собора, Киево-Печерской лавры и Выдубецкого монастыря. В самые последние годы особенно популярной стала гипотеза о том, что бесценные рукописи сокровищницы Ярослава Мудрого хранятся бывшем Спасо-Преображенском монастыре, что в двадцати километрах от Киева - в урочище Межегорье.

Хочется верить, что она будет найдена...

(По материалам книг Алексея Глухова «Судьбы древних библиотек» (М., 1992); «Мудрые книжники Древней Руси» (М., 1997).

Карпов, А. Ю. Ярослав Мудрый / Алексей Карпов. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 584 с.: 16 л. ил. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ. Сер. биогр. Вып. 808). - Указ. : с. 564-582.

Время правления великого князя Ярослава Владимировича (1019-1054) справедливо называют "золотым веком" Киевской Руси. Едва ли не единственному из правителей России ему посчастливилось войти в историю с прозвищем "Мудрый" - пожалуй, наиболее лестным и наиболее почетным для любого государственного мужа. Предлагаемая вниманию читателей книга - первое полноценное жизнеописание этого замечательного человека, основанное на скрупулезном изучении всех сохранившихся источников.

Великие люди – библиотекари: от А до Я / сост. Е. И. Полтавская; под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 160 с.: ил. - (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря). - Прил. к журн. "Школьная библиотека". -Библиогр. в конце ст.

Книга представляет собой сборник небольших рассказов о великих людях, оставивших глубокий след в истории, науке, культуре и искусстве, но одновременно выполнявших библиотечную работу в качестве библиографов, каталогизаторов, библиотекарей-практиков, руководителей библиотек.

Ярослав Мудрый // Великие люди – библиотекари: от А до Я / сост. Е. И. Полтавская; под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – С. 131-134. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/vel/iki/yel/udi/41.htm . - 22.05.2012. http://www.calameo.com/books/0001662285cf773130456 . - 22.05.2012.

Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси: От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова : [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов. - М. : Экслибрис - Пресс, 1992 . – 255 с. : ил.

Древняя Русь оставила нам бесценное литературное наследие, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители и переписчики - все те, кого в летописи называли мудрыми книжниками. Среди них - Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, дьякон Григорий, Нестор-летописец, Владимир Мономах, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Андрей Боголюбский, Иван Калита, Симеон Гордый, Епифаний Премудрый, Кирилл Белозерский, митрополиты Алексий, Киприан, Макарий.

Глухов, А. Г. «Реки напояющие Вселенную». Ярослав Мудрый : [книжная деятельность киевского князя] // Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси: От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова: [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов. - М. : Экслибрис - Пресс, 1992 . – С.5-19.

Глухов, А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. - М.: Советская Россия, 1979. - 221, с.: ил. -Библиогр. : с. 220-222.

В книге рассказывается о крупнейших и наиболее примечательных книжных собраниях нашей страны, начиная с первого, основанного Ярославом Мудрым; о монастырских библиотеках, о книжных коллекциях государственных учреждениях (приказов), о знаменитой Патриаршей книгохранительной палате и некоторых других. Речь идет о культуре, о книгах и писателях, о переводчиках и переписчиках литературных памятников.

Глухов, А. Г. Первые на Руси // Глухов А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. - М.: Советская Россия, 1979. - Режим доступа: http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st003.shtml . - 22.05.2012.

Глухов, А. Г. Судьбы древних библиотек : [науч. - худож. очерки] / А. Г. Глухов. - М.: Либерея, 1992. - 160 с.

В древности собрания книг порой называли хранилищами мудрости, приютом мысли.

Древняя Русь оставила нам в наследство бесценное литературное богатство, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители, переписчики, составители сборников и редакторы. Все те, кого летописцы уважительно называли "мудрыми книжниками". О них и пойдет речь в научно-художественных очерках. Их можно было бы назвать и так: "Долг, завещанный от Бога". Ведь сотворение книги всегда было на Руси святым делом, именно так смотрели на свою работу все те, кто соучаствовал в создании этого удивительного объекта древнерусской духовности.

Книга повествует не только о библиотеках - их становлении, развитии и гибели, но и о книжном деле в широком смысле слова, о выдающихся деятелях культуры прошлого, о судьбах некоторых знаменитых книг, о современных ученых, которые разыскивают и изучают древнейшие книгохранилища мира.

Глухов, А. Г. «В лето 1037…» : [о создании библиотеки при Софийском соборе в Киеве Ярославом Мудрым] // Глухов А. Г. Судьбы древних библиотек / А. Г. Глухов. - М., 1992. – С. 119-129.

Глухов, А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России /

А. Г. Глухов. – М.: Грифон, 2010. - 238, с. - Библиогр.: с. 236-237.

Данная книга содержит серию очерков о монастырях и храмах нашего Отечества. Их не случайно называли "обителями мудрости": ведь издревле в стенах монастырей хранились замечательные книжные собрания, в составе которых находились поистине бесценные памятники письменности. Автор рассказывает об истории очагов культуры древней и средневековой Руси, уделяя особое внимание деятельности их основателей или наиболее знаменитых насельников и настоятелей; многие из них причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

Глухов, А. Г. Храм Св. Софии Киевской. Ярослав Мудрый // Глухов А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России / А. Г. Глухов. – М., 2010. – С. 15-23.

Мальгин, А. С. Гимн книге : энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. - М.:Либерея -Бибинформ,2009.- 536 с.

Книга содержит сведения о занимательных и, как правило, малоизвестных фактах и событиях из истории книжной культуры. Увлекательные очерки и рассказы посвящены древнейшим памятникам письменности, выдающимся «вечным» книгам - Библии и Корану, замечательным произведениям древнерусской книжности, возникновению книгопечатания, знаменитым отечественным и зарубежным издателям и типографам. Большое внимание уделено великим библиотекам: от Александрийской до Румянцевской. Наряду с описанием событий, преданиями и легендами из истории книги, письменности и библиотек в издании приводятся афоризмы, крылатые выражения и высказывания выдающихся личностей всех времен и народов о роли книги в общественном развитии на разных ступенях цивилизации.

Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси // Мальгин А. С. Гимн книге: энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. - М., 2009. – С. 440-445.

Электронные ресурсы

Библиотека Ярослава Мудрого [Электронный ресурс] : материал из Википедии - свободной энциклопедии. – Режим доступа:

Бочкарев, А. Библиотека Ярослава Мудрого спрятана в киевских пещерах? [Электронный ресурс] : книжные сокровища, вскружившие голову не одному поколению искателей, могут быть захоронены в катакомбах одного из четырех древних храмов / Александр Бочкарев // Комсомольская правда в Украине. – 2011. – 26 янв. - Режим доступа: http://kp.ua/daily/260110/263735/ . - 22.05.2012.

В поисках библиотеки Ярослава Мудрого. Часть 1 [Электронный ресурс] // Объектив- X: за гранью видимого: [сайт] . - Режим доступа:

Памятник князю в Киеве в сквере у Золотых Ворот

"Ярослав Мудрый с моделью Софии Киевской", установлен в 1997г., скульптор И. П. Квалеридзе

Выставка

980 лет первой библиотеке Древней Руси

Библиотечно-информационный комплекс приглашает на выставку, посвященную 980-летию первой библиотеки Древней Руси.

С экспозицией можно ознакомиться в библиотеке по адресу ул. Олеко Дундича,23, 2 этаж, холл до 01.12.2017 г.

«Учение книжное подобно солнечному свету» - говорили наши предки.

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес". Книга - это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, "напояющими Вселенную", то с солнечным светом. "Красота воину оружие, и кораблю - ветрило, так и праведнику - почитание книжное, - наставляет монах читателей в "Слове о чтении книг", которое открывает "Изборник" 1076 года.

В сборнике "Пчела" (древнерусский сборник изречений) отмечалось: "Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное". В "Поучении соловецкой библиотеки" книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель "выносит жемчуг драгий". После такого сравнения автор с удовлетворением добавляет: Добро есть, братие, почитание книжное".

«Реки, напояющие Вселенную» - это образное, широко известное сравнение книг с реками, наполняющими Вселенную запечатлено в «Повести временных лет» 1037 года. В ней раскрывается строительная и книжная деятельность киевского князя Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый - основатель первой библиотеки в Древней Руси. Время правления великого князя Ярослава Владимировича (1019-1054) называют «золотым веком» Киевской Руси. Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей.

Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета - ведь нередко тут были самые знающие соотечественники. Книги и другие памятники письменности в 10-11 вв., главным образом, собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек на Руси.

Широко распространялась на Руси и письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10 вв. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер св. Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: Евангелие и Псалтирь, написанными “роусьными письмены”. Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской Библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 в. (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик даже сделал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 в. (1602 г.) в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 г., когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами. Несомненно, что на организацию первых библиотек на Руси повлиял факт принятия Христианства как официальной государственной религии, направленной на укрепления могущества древнерусского феодального государства. Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.

Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Особенно охотно читали тогда «Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера - «Изборники» (“Изборники” Святослава. 1073 и 1076 гг., в который входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни), «Шестидневы» (сборники правил для соблюдения их на каждый день в течение недели), “Физиологи” (сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения)

Об уровне культуры того времени можно судить и по Киевской Софии - самом величественном и роскошном храме XI века. Софию Киевскую возвели там, где древнерусские войска во главе с Ярославом окончательно разбили печенегов. В храме проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека. Новгород Великий избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 вв. более половины приходится на долю Новгорода. И, прежде всего, именно здесь сохранилась первая датированная рукописная русская книга - “Остромирово евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием.

К 16 в. уже сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечами библиотечных каталогов. По ним можно проследить и динамику роста фондов библиотек.

Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысячи книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана III, Василия III, Ивана Грозного (Либерия), исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. Возможно, она включала и книжное собрание византийских императоров, вывезенное в Москву после завоевания Константинополя турками.

Таким образом, значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и” книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они, в то же время, были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.

Библиотеки в Древней Руси

Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие. В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки.

Появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства – Киевская Русь. Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространилась письменность. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся к 9 –10 векам. Все рукописные книги, а их называли еще «источниками мудрости», «утешением в печали», ценились очень высоко. Книги стоили дорого и были доступны немногим, так как делались из очень дорого материала – пергамента.

Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10 начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде детей «учить книгами».Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Всё это привело к возникновению первых библиотек.

Само слово «библиотека» в древней Руси не употреблялось. Впервые оно встречается в «Геннадиевской библии», которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века. Термин был для русских людей непривычным, поэтому на полях переводчик делал пояснение: «библиотечный дом». Позднее термин встречается в начале17 века в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Первое летописное указание на большое книжное собрание связано с именем Ярослава Мудрого. О старшем сыне князя Владимира Красное Солнышко в летописях сказано: «Он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати храбрый». Хромоножество от рождения обусловило пристрастие юного княжича к книгам. Пока его сверстники резвились в подвижных играх, Ярослав проводил время за чтением. Книги помогли будущему правителю Киевской Руси обрести обширные знания и вместе с ними - прозвище Мудрый. Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!»

В 1037 году столица древней Руси украсилась главным Софийским собором. Это великолепное каменное здание было отделано мрамором, мозаикой и фресками. В нем веками скапливались несметные богатства из пожертвований верующих. Среди сокровищ храма особое место занимали священные книги из великолепного собрания князя Ярослава Мудрого. Причем книги не простые, а в роскошных окладах, украшенных драгоценностями. Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей, занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский. Накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этой библиотеки. Некоторые источники утверждают, что она «насчитывала великие тысячи книг на разных языках». Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что её фонд непрерывно увеличивался.

Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные «Жития Святых», имелись сочинения энциклопедического характера – «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи» в которых содержались сведения о философии, истории, географии, астрономии. Составитель «Изборника» по имени Иоанн в конце своего труда дал один из древнейших советов, как читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те».

Куда же девалась первая библиотека Древней Руси?

Не могла она пропасть, потеряться полностью и бесследно. Сохранить в те времена библиотеку было делом весьма трудным. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.

В 1925 году во время раскопок на территории Софийского собора был обнаружен огромный погреб с многочисленными ходами и выходами, найдено много ценных вещей, древние монеты и церковная утварь. Было сделано предположение, что почва в ограде Софийского собора как бы висит над никому не ведомыми подземными пустотами. Может быть, именно тут «положена» Ярославом его знаменитая библиотека, прослывшая абсолютно исчезнувшей».


Вверх