Сочинение: Самосовершенствование личности. Личность и творчество. Саморазвитие (ЕГЭ обществознание) Педагогика как наука о воспитании и развитии личности

.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкту подобных потребностей.

Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э.Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя:

а) трудовой способ существования;

б) наличие сознания;

в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.

Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему нибудь хорошему он да научит.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ .

Христианская психология - это учение о человеке в его духовной динамике, в «духовной брани», в его отношении к Господу.

В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая психология, лежат понятия, так или иначе связанные с самосознанием. Самосознание может определяться через познание себя, познание своей самости.

Самость - гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом , это есть «центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности». Сознательное Ego подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного к нравственным идеалам.

Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире Главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Но как человек узнает о своем предназначении».

Согласно К. Роджерсу , это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полусформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев.

Взглядам К. Роджерса близка позиция А Маслоу . Однако последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации применительно к конструированию личности Он пишет по этому поводу об автономности реализующего себя человека, «наблюдаемые мной здоровые индивиды внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения. Практически у всех из них я заметил спокойное, добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или менее активным, стремлением их исправить. Сейчас я хочу подчеркнуть отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими» (Маслоу А., 1997, с. 223)

Здесь есть даже признание важности не только отстраненности от мира, но и духовного созерцания в этом одиночестве. Однако цель этого созерцания без Бога - снова проникновение в самость, прислушивание к «истинному голосу самости». Предполагается, что в основе в «первичных процессах познания», близких к «здоровому бессознательному» (А. Маслоу), - нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание своей биологической индивидуальности - залог здорового развития. Снова, как у Роджерса, концепция мудрого тела, лучше знающего, в чем нуждается душа.

Самость, самостояние человека - это реализация его суверенного права на выбор, выбор направления развития, жизненных целей и ценностей. Сама по себе реализация этой человеческой прерогативы при осознании всех возможностей, выслушивании звучащих на разные лады голосов, согласно представлениям гуманистической психологии, - залог творческой реализации. В течение жизни свободный выбор есть основное сущностное отношение человека к миру.

Более определенно направление творческого развития личности задается в современных интегративных моделях сознания, пытающихся синтезировать в них научные психологические представления, взгляды различных философских школ, христианскую антропологию, философию буддизма, западный и восточный мистицизм. Главная цель развития эксплицирована это накопление духовно-нравственного потенциала «Есть все основания полагать, что „я“ есть лишь словесно-психический способ фиксации восхождения (или ниспадения) нашей подлинной духовно-космической самости (сам-ось) по горной вертикали сознания» (Иванов А. В., 1994, с. 91). Накопление ценностей души происходит в духе неуклонно-поступательного развития, перенесенного в сферу индивидуальной психики, хотя возможность отступления - отрицательного духовного движения - также предусмотрена.

Слабое место гуманистической концепции творческой самореализации человека, очевидно, и состоит в предположении о скрытой мудрости организма и личности, определяющих совершение человеком оптимального выбора при открытости сознания всем слоям опыта. К. Роджерс полагает, что человек, как мощный компьютер, выбирает возможности, точно удовлетворяющие внутренние потребности. Предполагается, что точное удовлетворение потребностей - благо для личности и ее социального окружения. Источник добра, имманентный человеческой природе, подсказывает верный выбор. Если самость, высшая и последняя инстанция психики, разумна, то ее голос безошибочен. Важно уметь услышать его подсказку среди других голосов.

Но подскажет ли? Реальность не очень-то вписывается в эту оптимистическую модель. Мир направляет послания истинные и лживые. Внешние сигналы неблагополучного мира преисполнены агрессии, страха и неуверенности. Мир благополучный - сигналы скуки, цинизма и снова - страха. Имеет ли человек, в действительности, внутренний компас в поле таких влияний, надежен ли внутренний компьютер, эта метафора самости? В поле каких воздействий мы пребываем сегодня?

По мнению многих философов, на рубеже второго и третьего тысячелетий заканчивается одна из фаз антропогенеза. Вместе с тем человеческая цивилизация претерпевает крупнейший кризис, характеризуемый как антропологическая катастрофа. Теория прогресса - поступательного развития человечества - с Чернобыльской трагедией потеряла еще одну часть претензий на предсказательную силу. Впервые современное человечество ощутило реальность обратного движения - к распаду. Но ведь атомные электростанции - квинтэссенция научных и технологических достижений. Поэтому «ученые уже больше не только не могут гордиться успехами наук, но и должны видеть инфернально-зловещие стороны своей деятельности, благодаря которой сегодняшний мир не только разрушается, но и погрузился в густую сеть магических взаимозависимостей, страхов, заклинаний» (Горичева Т., 1991, с. 10).

Уходит в прошлое абсолютная вера во всесилие науки и разума. Современная физика выстроила новую картину мира, поразительно напоминающую знаменитую платоновскую метафору, где человек, пытающийся познать мир, представлен наблюдающим тени от костра в глубине пещеры. «Видимый мир является бледным и неполным отражением более содержательного невидимого мира» (Тростников В., 1980, с. 155). Последний в принципе ненаблюдаем, поскольку описывается волновой функцией, содержащей алгебраически мнимую величину, и к тому же восстанавливается даже по всей совокупности наблюдений неоднозначным образом. Наблюдаемое есть лишь неполное и бледное отражение богатейшей ненаблюдаемой онтологии.

Математика в двух теоремах Геделя показала открытость познавательных моделей - в плане противоречивости их аксиоматики, что означает невозможность алгоритмизации человеческого познания. В биологии теория эволюции видов Ч. Дарвина оказалась по крайней мере равносильной по наличию недоказанных исходных допущений креационистской теории происхождения человека.

Гуманистическая психология обречена искать поиск наиболее глубоких смыслов человеческого существования в обращении к Богу. Но еще раньше К. Юнг в поисках идеи Бога в глубинах бессознательного приходит к выводу об имманентной ее природе: «Идея всемогущего божества присутствует везде, если не признается сознательно, то присутствует бессознательно, ибо это архетип… Поэтому я считаю, что будет разумнее сознательно принять идею Бога, иначе Богом станет кто-нибудь еще, как правило, нечто несуразное и глупое» (цит. по: Мэй Р., 1994, с. 127). Здесь Бог сводится к архетипу коллективного бессознательного.

Однако Ролло Мэй , один из основоположников гуманистической психологии, уже не удовлетворен таким зависимым от человека. Его существованием «Чтобы сбалансировать определение Юнга , следует подчеркнуть трансцендентность идеи Бога» (Там же, с. 128). Здесь же он добавляет, что чем глубже консультант проникает в тайны психотерапии, тем теснее смыкаются его интересы с вопросами теологии. Просветление личности при психотерапии Р. Мэй называет чудом милости, «милостью Божией».

В таком подходе не артикулирован последний и ответственнейший мысленный шаг - от Бога-идеи к идее Бога живого. Он совершается уже за пределами гуманистической психологии. Ведь стремительным превращением психологии в гуманитарную науку не ограничиваются ее современные метаморфозы. Другое, радикальное преобразование связано с построением христианской психологии. В России этот процесс протекает на фундаменте христианской святоотеческой антропологии, разработанной в лоне православной церкви. В этом отличие основ православной психологии от западной христианской антропологии, использующей идеи научного синтеза, тем более от учений теософского толка, также выстраивающих синтетические концепции. «Богословие Православной Церкви, а оно всегда богословие сотериологическое (сотериология - это учение о спасении души. - В. М.), никогда не вступало в союз с философией с целью построения научного синтеза», - пишет русский богослов и философ В Н. Лосский (1991, с. 80). Он же добавляет, что, не связываясь с определенными философскими системами, оно вполне свободно пользуется философскими знаниями. Христианское богословие вполне допускает и глобальные научные теории, в частности теории мироздания, не переходящие положенных им границ, обозначающих пределы возможностей науки. То же можно сказать об отношении христианской антропологии к психологическому знанию.

Рефлективное эссе

Тема: «Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя – путь к педагогическому мастерству».

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет, кроме этого на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Несколько лет назад я сделала свой выбор, и считаю его правильным и сейчас. Моя задача – обучать, развивать и воспитывать. Моя цель – обучаться и развиваться. Моё счастье в успехе ученика. Моё педагогическое кредо: «Каждый из нас сам выбирает свой жизненный путь. Кто-то идет наугад, напролом, а кто-то четко ставит перед собой цель и обязательно достигает ее».

Я считаю, что главное для меня, как для учителя это постоянное развитие, совершенствование, овладение чем-то новым, полезным и значимым в современных условиях. Учитель должен саморазвиваться постоянно.

Развиваться должен не только ученик, но и учитель. Моя стратегическая цель – помочь ученику найти себя в жизни. Мои педагогические аксиомы просты: «Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю. Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве. Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь».

В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх.

Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования.

Самообразование – источник профессионального роста любого человека, наряду с накопленным им профессиональным опытом. Процесс работы часто ставит перед нами задачи, которые не всегда можно решить, исходя из предыдущего опыта. Тут необходимы новые знания, новый подход, которыми вполне может обладать человек, занимающийся самообразованием, и которых точно не будет у того, кто не осваивает ничего нового.

Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

Самообразование - основа роста учителя как специалиста. Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.

Переосмысливая свой педагогический опыт, могу сказать, что быть учителем сегодня нелегко. Нужно обладать базовыми педагогическими компетентностями, быть готовым к разрешению педагогических ситуаций, к системному обновлению системы образования (обновлению содержания образования, технологий, систем оценивания, управления и финансирования). Кроме того, нужно быть интересной и увлекающейся личностью и идти в ногу со временем. Всегда ли мне, как учителю, это удается. Зачастую с большим трудом. У меня, как и многих есть личностные привычки, с которыми трудно справиться. Например, я не умею выполнять то, что мне не понятно, то в значимости чего я сомневаюсь.

Но я стараюсь соответствовать всем требованиям профессионального развития: осваиваю новое, использую опыт коллег, делюсь своим опытом, ведь профессионалами не рождаются – ими становятся.

Секрет успеха учителя – готовность к ревизии своего опыта. Учитель – это призвание и призыв к непрерывному творческому саморазвитию.

«Вечно изобретать, пробовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни».

Татьяна Романцева
Эссе «Саморазвиваться или плыть по течению?»

«Всегда мечтайте и стремитесь к большему, чем вы знаете, что можете достигнуть. Не трудитесь быть лучше своих предшественников или современников. Старайтесь быть лучше самих себя».

Уильям Фолкнер.

Какие существуют категории людей? Во-первых, не справившиеся с житейскими проблемами, опустившиеся на «дно» жизни маргиналы. Во-вторых, простые обыватели, «плывущие по течению » , которые в большинстве случаев стремятся только к материальному обогащению и финансовому благополучию, отбросив на задний план духовное обогащение и физическое здоровье. В-третьих, люди с активной жизненной позицией, стремящиеся к саморазвитию и самосовершенствованию .

Для меня самой привлекательной является третья категория людей - «активистов» . У таких людей на переднем плане всегда стоит саморазвитие . А что это такое? Саморазвитие , на мой взгляд, - это бесконечный процесс улучшения самого себя во всех гранях : духовной, психической, физической, интеллектуальной… Как и для любого процесса для саморазвития характерно наличие определенной цели. И неважно с какой скоростью ты будешь продвигаться к ней, будь то медлительность улитки или быстрота реактивного самолета , главное не останавливаться на достигнутом. Если ты достиг своей цели – то вперед к достижению следующей цели!

Саморазвитие – это легко и просто? Нет! Кому-то может показаться, что у некоторых людей все получается легко и непринужденно, но нет. В жизни каждого из нас происходят моменты, когда «опускаются руки» . Кто-то в таких ситуациях впадает в депрессию, а кто-то находит силы идти дальше и бороться за свою жизнь, желания, мечты. Только благодаря постоянной работе над собой и тренировке личных качеств нам становится легче преодолевать тернистый путь саморазвития .

Размышляла и пришла к выводу, что существуют благоприятные условия для саморазвития . Важно, чтобы в круг общения входили люди, стремящиеся к самосовершенствованию . Так будет легче развиваться, имея перед собой пример человека, имеющего активную жизненную позицию, созвучную с моей собственной. В обществе «маргиналов» для человека слабохарактерного или неуверенного в себе есть риск «опуститься на дно» и застопорить свое развитие. В то же время не следует забывать одну простую истину, как говорил Кано Дзигоро : «Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера».

Можно ли «плыть по течению » , не прилагая никаких усилий? Можно, но ни о каком саморазвитии и тем более о самосовершенствовании речи быть не может . Хотите быть успешным и продвигаться по служебной лестнице – развивайте свои личностные качества, свои физические способности. Хотите быть замечательным отцом или матерью своим детям – углубляйте свои знания в педагогике и психологии, пополняйте свой жизненный багаж опытом. Хотите быть здоровым – правильно питайтесь, откажитесь от вредных привычек, не ленитесь – делайте утреннюю зарядку! Все это является элементарными ступенями саморазвития .

Каким образом идет саморазвитие в твоей жизни ?

В настоящее время у меня есть любимая профессия, в которую я пришла не сразу. Путем проб и ошибок, что является неотъемлемой частью самосовершенствования , я выбрала свой дальнейший жизненный путь. Как говорил Ричи Блекмор : «Никогда не бывает такого, чтобы я остался чем-то доволен. Я постоянно стараюсь совершенствовать свою музыку» - так же и я стремлюсь в своей работе овладеть навыками подлинного мастерства. Для этого я изучаю литературу, пытаюсь создать необходимые условия для всестороннего развития детей, интересуюсь новинками, стараюсь перенять опыт старших коллег. Я пытаюсь доказать себе самой , что способна на большее. По мнению Виктора Франкла : «Человек чем-то похож на самолет . Самолет может ездить и по земле, но чтобы доказать, что он - самолет , он должен подняться в воздух. Так же и мы : если не поднимемся над собой, никто и не догадается, что мы сможем полететь».

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы центров «Я выбираю» В любой из программ дошкольного воспитания одной из первоочередных задач стоит сохранение здоровья детей, а так же «возможность радостно.

«Вопрос на засыпку». Викторина о чае для детей старшего дошкольного возраста В зале расставлены столы по количеству участвующих команд, центральный стол и стол для членов жюри. - Здравствуйте, здравствуйте, гости.

Дидактическое пособие «Квартирный вопрос». Пособие создано для детей дошкольного возраста. Со временем изменились условия жизни человека,.

Сценарий интеллектуальной игры по ПДД «Вопрос на засыпку» Сценарий по познавательно-исследовательской деятельности Интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку» Цель игры: Создать условия для обучения.

Конспект игры-соревнования в подготовительной группе «Вопрос на засыпку» Цель. Расширять кругозор детей, помочь раскрыть их творческие способности и научить сотрудничеству и командной работе. Развивать умение.

Сценарий КВН по экологии «Вопрос на засыпку» Вопрос на засыпку Цель. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней. Развитие логического мышления, наблюдательности,.

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот»(Л. Н. Толстой)

Проблема саморазвития человека является актуальной в условиях современного общества, постоянно взаимодействующего, где у людей есть право выбора, разнообразные мировоззрения.

Смысл данного высказывания состоит в том, что наша судьба - в наших руках. Но это применимо при условии, что человек духовно развит, имеет свое мнение, мировоззрение и идеи.

Нельзя не согласиться с автором данного высказывания в том, что человек решает свою судьбу своими же действиями и мыслями, при этом опираясь на разные сферы познаний: научные или повседневные. Но единственное, с чем я не согласна с автором по поводу данного высказывания, так это то, что в типах мировоззрения есть еще и религиозное. Почему? Потому что в каждой священной книги мировых религий говорится, что человек должен делать, чего не должен, то есть религиозные люди уже уменьшают свой шанс на независимость от предопределенного будущего, так как их круг действий ограничивается.

Для обоснования данного высказывания с теоретической позиции приведу высказывание индийского философа Хан Инаяха: «Мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство берет начало из контроля ума.

Когда ум станет послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног». Это высказывание означает, что человек должен манипулировать разумом, а не наоборот. Великие люди, не шли в толпе, они отделялись от нее, придумывая что-то новое и поразительное для установок общества. Ведь следуя не своим мыслям, человек не будет человеком, а лишь рабом общества, религии, политики и многого другого.

Обратимся к примерам из истории. В годы Великой Отечественной войны было множество бегущих из немецкого плена, и одним из них был Александр Аронович Печерский – руководитель единственного успешного восстания заключенных в лагерях смерти, а также побега оттуда же. Это человек - сильный духом, который разрабатывал план, «разжигал» толпу, разумно оценивал шансы и решался. Все это доказывает его независимость от судьбы, иначе он так бы и погиб в лагере уничтожения.

Приведем пример из общественной жизни, подтверждающий мою мысль. Таковым является жизнь великого ученого Стивена Хокинга. В детстве ему поставили страшный диагноз, и к совершеннолетию Стивен уже был парализован. Потом он лишился возможности говорить. И, несмотря на все преграды, это не помешало стать ему одним из самых выдающихся ученых в истории. Он не слушал то, что ему говорило общество, а выбрал путь самосовершенствования, что, несомненно, дало ему и нам множество научных знаний.

Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что, как мы проживем свою жизнь, зависит только от нас и ни от кого больше. Только человек, который думает - осознает свои действия и независимость от общества и судьбы.

Это мой первый опыт написания эссе.

До настоящего времени мне приходилось писать, но это были совсем другие жанры: концепции, программы, тэо, отчеты, смс-сообщения и твиты. Прежде чем начать раскрывать тему эссе «Стратегия моего личного развития», пришлось обратиться к энциклопедии и понять что собственно такое «Эссе». Оказалось: буквально — попытка, проба, очерк, а в общем — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции.

Таким же образом пришлось поступить с темой. Разделить её на отдельные понятия, проанализировать их, снова собрать вместе, синтезировать и получить ответ на вопросы (которые так системно задаю себе первый раз в жизни): Что такое Стратегия моего личного развития? И была ли она вообще? И какая цель должна быть достигнута? Какими ресурсами я располагаю для достижения поставленной цели?

Какая цель? Быть лучше других (умнее, сильнее, богаче, успешнее, счастливее, расти по социальной лестнице)? Наверное, быть свободнее. Ведь все вышеперечисленные понятия (которые для многих людей являются самоцелью), это всего лишь степени свободы. И надо оговориться: понятие «моего» равно и неотделимо от «моя семя», а понятие «свобода» тождественно «развитию».

Итак дано: цель — свобода и развитие (как сумма понятий); период времени – 10-20 лет (надеюсь); ресурсы тыла — семья, друзья, опыт (жизненный и трудовой); ресурсы передовой – личные качества, личные финансовые накопления, существующий бизнес, деловые партнеры.

Энциклопедии трактуют «Развитие», как необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Одна из ключевых закономерностей — Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды (выражается в кризисах развития). Мое Развитие, как человека, можно условно разделить на три составных части: физическое развитие; социальное развитие (изменение социального статуса); развитие психических процессов: интеллекта (мышления, внимания, памяти); развитие воли; развитие эмоций.

Если с физическим развитием и его характеристиками почти все понятно (вес, рост, сила) vs. (правильное питание, спорт, диспансеризация), то к социальному и психическому развитию есть вопросы. Я четко осознаю, что уперся в потолок своем социальном и интеллектуальном развитии. И мне необходимо найти путь (дверь) на другие этажи. Если рассматривать развитие буквально, как витие раза, (т.е движение по спирали), мне необходимо перейти на следующий виток. Выбраться из кризиса собственного развития.

Стратегия это план действий. Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов.

Но как правильно составить этот план? И что бы этот план работал, а не был красивой мечтой. И чего мне не хватает для его составления? Как преодолеть кризис собственного развития?

Нет метода, нет систематизированных знаний, отвечающих запросам сегодняшнего и завтрашнего дня. Этого у меня нет.

Я понимаю, что любое движение в сторону достижения моей цели невозможно без специализированных знаний и наличие готовых стратегий не освобождает от их изучения.

Я понимаю, что живу во время перехода человечества от одного технологического уклада к другому, к экономике знаний. И знание станет главным ресурсом, главным богатством и главной мерой.

Тактика является инструментом реализации стратегии. Моя тактическая задача на сегодняшний день получение знаний. Образование. Изучение того, что неизвестно. Разведка боем.

Этот текст пронизан военными терминами: тыл, разведка, бой. Возможно это внутренняя мобилизация организма, или предчувствие нового времени. Уверен, что случайностей не бывает. Ведь дословные перевод слова Стратегия с древне-греческого στρατηγία - «искусство полководца». Овладеть этим искусством моя задача.

Все чего я добился на сегодняшний день (руководитель предприятия, эксперт законодательного собрания, советник исполнительной власти), я добился за счет своих человеческих, а не деловых качеств. Мое развитие отстает от развития моих партнеров, моих руководителей, и, что самое страшное, может начать отставать от моих подчиненных. Многое из того, что я изучал раньше забылось, стерлось или завалено информационным мусором. Мне необходимо обновить и систематизировать мои знания, а многому научиться впервые.

Вверх