Прямая речь тире. Пунктуация. Прямая речь. Диалог оформляется двумя способами

Прямая речь - это способ передачи чужого высказывания, сопровождаемой авторскими словами. По отношению к словам автора прямая речь - это самостоятельное предложение, которое интонационно и по смыслу связано с авторским контекстом, и образует с ним одно целое.

Оформление прямой речи 1. Прямую речь нужно выделять кавычками. 2. Если слова автора предшествуют прямой речи, то после них нужно поставить двоеточие. Прямую речь начинать писать с большой буквы. Таня, нежно обняв мать за плечи, пыталась успокоить ее: "Ты не переживай, мама". 3. Если прямая речь предшествует словам автора, то после нее следует ставить запятую и тире. В том случае, если прямая речь содержит восклицание или вопрос, то после нее следует ставить вопросительный или и тире. При этом во всех случаях слова автора следует начинать с маленькой буквы. Предложения с прямой речью: "Я тебя никому не отдам", - взволнованно прошептал Антон. "Кто там?" - испуганно спросил Пашка. "Бежим скорее!" - крикнул Сережа. Оформление прямой речи на письме, когда авторские слова находятся в середине прямой речи, предусматривает следующие случаи:

1. Если на месте, где прямая речь разрывается, не должно стоять никакого или должно быть двоеточие, тире, запятая или точка с запятой, то авторские слова следует с двух сторон выделять запятыми и тире. "Знаете ли вы, - начал он, - о Вильямсе Гоббасе и его интересной судьбе?"

"Помнишь, - с грустью начала разговор Маша, - как в детстве с папой ходили в лес?" Оформление прямой речи на письме 2. Если на месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить точку, то после прямой речи необходимо ставить запятую и тире, а после авторских слов - точку и тире. При этом вторую часть следует писать с большой буквы. Оформление прямой речи в данном случае выглядит так: "Все закончилось так печально, - в слезах договорила Маша. - Но я даже не предполагала этого". 3. Если на том месте, где прямая речь разрывается, предполагается поставить восклицательный или то перед авторскими словами следует поставить данный знак и тире, а после авторских слов - точку и тире. Вторую часть следует писать с большой буквы. "Почему в семь? - спросил Ваня. - Ведь сменяются в восемь". "А, это ты, Надька! - сказал Даня. - Посмотри-ка на это. Ну как? Хороша?" 5. Оформление прямой речи при передаче диалога. В этом случае обычно каждую реплику необходимо начинать с новой строчки. Перед репликой нужно ставить тире, а кавычки не использовать. Пример оформления диалога:

Предложения с прямой речью - Ты ничего не ешь и все молчишь, хозяин. - Опасаюсь неприятельских встреч. - А далеко ли еще до Якупова? - Четыре лье. - Ха! Всего-то какой-нибудь час езды! - Дорога прекрасная, поднажмешь на педали-то, а? - Нажму! - Ууу! Поехали!

Оформление прямой речи в диалоге в иной форме: реплики можно написать подряд, каждую из них взять в кавычки и отделить от других тире. Например, «Дэзи! Дэзи!» - «Ну да, Дэзи; ну, что еще?» - «Вы выходите замуж!» - «Боже мой, я знаю! Уйдите же скорей!» - «Но Вы не должны. Не должны…» - «Я знаю. Но что же я могу сделать теперь?» - «Вы несчастны?» - «Не мучайте меня! Прошу Вас! Уходите!» Правила оформления прямой речи на письме просты и доступны. Пишите грамотно!

Знаки при прямой речи

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала:
    – Не видали маму?

    М. Горький

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

    Белинский

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

    Лермонтов


    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

    Лермонтов


    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

    Лермонтов

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    Лермонтов

    – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

    Лермонтов

    – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

    «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

    Шолохов

    – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

    «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    Шолохов

    – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

    Лермонтов


    – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

    Лермонтов


    – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

    Чехов


    – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

    Тургенев


    – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

    Тургенев

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

    М. Горький

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

    Способы оформления чужой речи

    I. Прямая речь

    А: «П». «П», - а. «П, - а, - п».

    А: «П?» «П?» - а. «П? - а. - П».

    А: «П!» «П!» - а. «П! - а. - П».

    А:»П…» «П…» - а. «П, - а. - П».

    Пр.: 1) . П. И. Чайковский писал: «Вдохновение - это гостья, которая не любит посещать ленивых».

    2). «Вдохновение - это гостья, которая не любит посещать ленивых», - писал П.И. Чайковский.

    3). «Вдохновение, - писал П. И. Чайковский, - это гостья, которая не любит посещать ленивых».

    Если прямая речь представлена в форме диалога, то каждая реплика начинается с нового абзаца и перед ней ставится тире.

    - Довольны ли вы, господа генералы? - спрашивал между тем мужчина-лежебок.

    - Довольны, любезный друг, видим твоё усердие! - отвечали генералы.

    - Не позволите ли теперь отдохнуть?

    - Отдохни, дружок, только свей прежде верёвочку.

    М. Салтыков-Щедрин

    II . Косвенная речь

    , (). Сложноподчинённое предложение с изъяснительным придаточным, стоящим после главного.

    Предложения с прямой речью

    Предложения с косвенной речью

    1) Он сказал: «Я принесу эту книгу завтра».

    1) [Он сказал], (что принесёт эту книгу завтра).

    2) Он сказал мне: «Принеси эту книгу завтра».

    2) [Он сказал мне], (чтобы я принёс эту книгу завтра). /Косвенное побуждение/

    3) Он спросил: «Когда ты принесёшь эту книгу?»

    3) [Он спросил], (когда я принесу эту книгу). /Косвенный вопрос/

    4) Он спросил: «Ты принесёшь эту книгу завтра?»

    4) [Он спросил], (принесу ли я эту книгу завтра). /Косвенный вопрос/

    III . Основные способы цитирования

    Предложение с прямой речью

    А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

    Предложение с косвенной речью

    А. П. Чехов считал, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

    Предложение с вводными словами

    По словам А. П. Чехова, «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

    Частичное цитирование

    А. П. Чехов считал, что «в человеке должно быть всё прекрасно».

    Вводные конструкции (источник сообщения)

    ВВ, ….…, ВВ,……, ВВ.

    1) По утверждению П. И. Чайковского, «вдохновение - это гостья, которая не любит посещать ленивых»./Вводное словосочетание/.

    2) Как писал П. И. Чайковский, «вдохновение - это гостья, которая не любит посещать ленивых»./Вводное предложение/.

    3) «Вдохновение, - как писал П. И. Чайковский, - это гостья, которая не любит посещать ленивых».

    Частичное цитирование

    1) В середине или конце предложения.

    Пр. а) «Это надежда нашей словесности». (В. А. Жуковский об А. С. Пушкине)

    В. А. Жуковский называл А. С. Пушкина «надеждой нашей словесности».

    б) «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок...»

    (Н. В. Гоголь)

    Н. В. Гоголь всегда «дивился драгоценности русского языка».

    2) В начале предложения.

    «Николай Островский! Ты ушёл от нас, но твоя чудесная пламенная жизнь продолжается, цветёт, кипит в миллионах твоих читателей ! (В. Катаев о Н. Островском)

    «... Пламенная жизнь продолжается... в миллионах... читателей», -

    писал В. Катаев о Н. Островском.

    IV . Ошибки в оформлении чужой речи

    1. Смешение прямой и косвенной речи.

    А. П. Чехов писал, что : «В человеке должно быть все прекрасно».

    Правильно:

    А. П. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно».

    А. П. Чехов писал, что «в человеке должно быть все прекрасно».

    2. Использование лишнего союза в предложении с косвенной речью.

    Я спросил в театре, что будет ли сегодня премьера.

    Правильно: Я спросил в театре, будет ли сегодня премьера.

    3. Постановка вопросительного знака в повествовательном предложении с косвенным вопросом.

    Я спросил в театре, будет ли сегодня премьера?

    Правильно: Я спросил в театре, будет ли сегодня премьера.

    4. Оформление вводного предложения как слов авторапри прямой речи.

    Как считает А. П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».

    Правильно: Как считает А. П. Чехов, «в человеке должно быть всё прекрасно».

    Когда мы пишем стихи, то очень часто употребляем в них не только свою - авторскую речь, но и речь персонажей и даже иногда включаем диалоги нескольких своих персонажей, перемежая их авторскими комментариями - размышлениями, выводами, замечаниями. Это делает наши стихи живыми, яркими, позволяет передавать особенности языка каждого из персонажей: не только ЧТО каждый говорит, но и КАК - какими словами, с какой интонацией и с какими лексическими особенности речи. Персонажи т.о. обретают в произведении свое особое лицо, делаются узнаваемыми.

    Но как правильно записывать в тексте чужую речь? Безграмотная запись не только портит впечатление от стихов, но и затрудняет их понимание - запутывает читателя. Последний перестает воспринимать сюжет произведения и теряет к нему интерес. Поэтому очень важно освежить в памяти нехитрые правила записи чужой речи и принять, как данность, что ГРАМОТНАЯ ЗАПИСЬ ВАЖНА ВЕЗДЕ - и В СТИХАХ ТОЖЕ!

    Правила записи прямой речи в стихах ничем не отличается от записи прямой речи в прозе. Разве что (поскольку поэтическая речь, как правило, разбита на отдельные строки- стихи), то допускается способ записи, при котором каждая строка независимо ни от чего всегда начинается с заглавной буквы.

    ВНИМАНИЕ:
    Предпочтительно всегда записывать поэтическую речь, содержащую диалог, не в свободном формате, как это делается в прозе, а все равно отдельными стихами - каждую строку завершать концевой рифмой.

    Для начала разберемся с правилами пунктуации.

    ЧУЖАЯ РЕЧЬ И СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕДАЧИ

    В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

    В данной статье рассмотрим только «прямую речь» и «диалог».

    1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

    Условные обозначения:

    П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
    п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;

    Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

    Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

    Схема 1
    "П", – а.
    "П!" – а.
    "П?" – а.

    Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

    «Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

    Схема 2
    А: "П".
    А: "П!"
    А: "П?"

    Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие.

    Например:
    Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин).

    Схема 3
    "П, – а, – п".
    "П, – а. – П".

    Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка.

    Например:
    «Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

    Схема 4
    А: "П," – а.
    А: "П!" – а.
    А: "П?" – а.

    Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы.

    Например:
    Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

    Количество предложений внутри прямой речи не ограничено.

    Например:
    «Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

    В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку.

    Сравните:
    «Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

    Рассмотрите схемы этих предложений.
    "П, – а, – п. П".
    "П, – а. – П".

    2. Диалог

    Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

    Доктор подошёл к мальчику и сказал:
    – Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?
    – Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок. (Чуковский)

    В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

    – Куда идешь?
    – А так иду, куда ноги идут.
    – Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. (Гоголь)

    Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

    Условные обозначения:

    Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
    р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
    А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
    а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

    А:
    – Р.
    А:
    – Р!
    А:
    – Р?

    Чичиков обратился к нему с такими словами:
    – Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. (Гоголь)
    Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

    2). Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

    – Р, – а.
    – Р! – а.
    – Р? – а.

    – Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)
    «Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

    3). Прямая речь или реплика разрываются словами автора

    – Р, – а, – р.
    - Р, – а. – Р.

    – Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих.(Гоголь)
    «Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».

    А:
    – Р, – а.
    А:
    – Р! – а.
    А:
    – Р? – а.

    Он сказал:
    – Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)
    Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

    *************************************

    Не так уж сложно, не правда ли? Дерзайте!

    Чужое высказывание дозволено передать с поддержкой косвенной либо прямой речи. Оформление последней на письме может быть затруднительно, т.к. расстановка знаков препинания зависит от места расположения авторского контекста по отношению к прямой речи.

    Инструкция

    1. Если авторские слова расположены перед прямой речью, то позже них поставьте двоеточие, откройте кавычки, а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным либо восклицательным знаком кавычки ставятся позже него, а в повествовательном предложении закрываются кавычки и ставится точка.Примеры: Андрей сказал: «Я буду теперь играть».Он спросил: «Что ты делаешь?»Он воскликнул: «Как красив вид из окна!»

    2. Если прямая речь предшествует авторским словам, заключите ее в кавычки, начните с прописной буквы, поставьте тире, а слова автора пишите с крошечной буквы, в конце предложения ставится точка. Восклицательный и вопросительный знаки позже прямой речи ставьте неизменно внутри кавычек, запятую при прямой речи без чувствительной окраски – позже кавычек и перед тире.Примеры: «Я буду теперь играть», – сказал Андрей.«Что ты делаешь?» – спросил он.«Как очарователен вид из окна!» – воскликнул он.

    3. Прямая речь может прерываться авторскими словами. В этом случае кавычки откройте и закройте один раз, прямую речь напишите с прописной буквы, поставьте запятую и тире по окончании ее первой части, слова автора пишите со строчной буквы, позже них вновь поставьте запятую и тире:«Прямая речь, – автор, – прямая речь». Подметьте, что позже авторских слов поставлена запятая, а прямая речь начинается с крошечной буквы. Скажем: «Иди дальше, – сказала девица, – я следую за тобой».«Прямая речь, – автор. – Прямая речь». Скажем: «Вечером приду в гости, – сказал он. – Нам необходимо серьезно побеседовать».«Прямая речь!(?) – автор. – Прямая речь». Скажем: «Какой очаровательный день, не правда ли? – спросила Катя. – Я откровенно восхищена природой».

    4. Прямая речь располагается внутри авторских слов. В этом случае расставьте знаки препинания по дальнейшим схемам:Автор: «Прямая речь», – автор.Пример. Он пробурчал: «Я дюже хочу спать», – и сразу же уснул.Автор: «Прямая речь!(?)» – автор.Пример. Я услышал голос из холла: «Как так дозволено?» – и Сергей Петрович вошел в комнату.Автор: «Прямая речь…» – автор.Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы теперь подул…» – и устремил взор в море.

    5. Оформление диалога допустимо одним из следующих методов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С поддержкой тире отделяется вся реплика, заключенная в кавычки.Пример. В течение нескольких минут они шли безмолвно. Елизавета спросила: «Как длинно вы будете отсутствовать?» – «Два месяца». – «Вы будете мне звонить либо писать?» – «Да, безусловно!»С новой строки написана вся дальнейшая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.Пример.- Вам холодно, Екатерина? – спросил Иван Петрович.- Нет.- Давайте зайдем в кафе.- Отменно.

    6. Оформление цитат:- Цитата записывается по одному из методов оформления прямой речи.Пример. Белинский считал: «Письменность есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».- Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся… и произведут бурю».- Цитата является комбинированный частью авторского текста. В этом случае она пишется со строчной буквы и заключается в кавычки.Пример. Белинский подмечает, что у Пушкина есть чудесная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».- Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.

    Предложения с косвенной речью помогают передать чужие мысли от своего лица. Они содержат основную суть сказанных кем-то слов, проще в построении и пунктуационном оформлении. При замене прямой речи на косвенную значимо обращать внимание на цель передачи мысли (сообщение, вопрос либо побуждение), употреблять соответствующие средства связи частей предложения, следить за точными формами применения некоторых слов.

    Инструкция

    1. В нашем языке чужие слова дозволено передавать несколькими методами. С этой целью почаще каждого применяются прямая и косвенная речь. Сберегая суть, эти синтаксические конструкции по-различному выражают оглавление, произносятся и оформляются на письме.

    2. При передаче мыслей с подмогой прямой речи сохраняются все особенности высказывания: непоколебимым остается оглавление, в устной речи сохраняется интонация, которая на письме показывается нужными знаками препинания. Это самый точный метод передачи чужих слов.

    3. Косвенная речь, как водится, содержит основную суть чужих мыслей, сообщается не от лица автора, а говорящего без сохранения интонационных особенностей. В письменной речи оформляется без кавычек в виде сложноподчиненного предложения.

    4. Заменяя прямую речь на косвенную, соблюдайте основные правила построения предложений, верно употребляйте формы отдельных слов. Предложения с сторонний речью представляют две части: автор и передаваемая речь. В предложениях с прямой речью место слов автора непостоянное: впереди, в середине либо позже высказывания. Косвенная, как водится, занимает позицию позже авторских слов и является придаточным предложением. Дабы положительно совладать с заданием по замене сходственных синтаксических конструкций, действуйте согласно определенному порядку.

    5. Вначале определите границы частей предложения с прямой речью. Слова автора в предложении с косвенной речью примерно неизменно остаются неизмененными, они будут представлять основную часть сложноподчиненного предложения.

    6. Дальше обратите внимание на вид по цели высказывания предложения, входящего в состав прямой речи (оно будет придаточным). Если перед вами повествовательное предложение, то средством связи с основным будут союзы «что», «словно». Скажем, «Очевидцы утверждали, что (словно) горемычный случай случился по вине пешехода». Союз «дабы» используйте для передачи оглавления побудительных предложений. Частица «ли», местоимения «кто», «что», «какой» и др., наречия «когда», «отчего», «где» и т.п. помогают выразить косвенный вопрос.

    7. Производя замену, наблюдательно следите за соответствием личных и притяжательных местоимений, лица глаголов: они употребляются с позиции того, кто их передает, а не от лица говорящего. Если прямая речь имела в составе обращения, передающие эмоции частицы либо междометия, то нужно их опустить.

    8. Разглядите различные примеры замены прямой речи на косвенную: Бабушка попросила внучку: «Принеси мне, пожалуйста, очки». – Бабушка попросила внучку, дабы она принесла ей очки. Таксист уверенно заявил: «Я домчу вас до аэродрома за десять минут». – Таксист уверенно заявил, что домчит нас до аэродрома за десять минут. «Приходите на консультацию во 2-й половине дня», – объявил нам педагог математики. – Педагог математики объявил нам, дабы мы приходили на консультацию во 2-й половине дня. Марина поинтересовалась у подруги: «Лена, ты собираешься завтра в театр?» – Марина поинтересовалась у Лены, собирается ли она завтра в театр.

    Видео по теме

    Обратите внимание!
    Не ставьте вопросительный знак, если перед вами косвенный вопрос. Оформленную как косвенную речь цитату заключайте в кавычки и пишите со строчной буквы.

Вверх