Повторительные упражнения по орфографии. Три текста на повторение орфографии и пунктуации Упражнения по орфографии и пунктуации русского языка

Упражнение 262. Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.

I. 1. Я и старуха Изергиль остались под густой тен…ю виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как та…т в голубой мгле ночи силу…ты тех людей, что пошли к морю. (Горьк.) 2. В течени… пяти недель доктор Любомудров н… мог с достаточной ясностью определит… болезнь паци…нта. (Горьк.) 3. Зашумел невидимый в ночи пар…ход с погаш…ными огнями, и человеческая лавина покатилась вперед, к деб…ркадеру. (Чак.) 4. Отозвалась женщина, попросила подождать, и он дожидался так долго, что уже хотел отложить разговор, когда она секретарски кор…ектно сообщила назначе…ый ему час, под…езд и комнату, куда он должен при…ти. (Фед.) 5. За какие-н…будь два-три дня листве…ая пор…cль разош…ет м…хнатую зеле…ую шубу тайги пестрым узором. (Полев.) 6. Сережа, весну…атый, (голубо) глазый паренек с сер…цем Данко, взывал об отмщении, дети на руках матерей тянули к Пулату худые руч…нки - а он … н… мог при…ти на помощ… . (Раш.) 7. Один английский уче…ый недавно под…итал вес пойма…ой в Англии рыбы на ед…ницу снасти и приш…л в ужас: еще недавно на одну снасть пр…ходилось сто пятьдесят килогра…ов выловл…ой рыбы, а сейчас - н… больше сем…надцати килогра…ов. (Закр.) 8. Потихон…ку я встал из-за стола, подошел к окну и заглянул вниз - там была большая красная вывеска с белыми буквами «Зеле…ая Торговля». (Андреев) 9. Он указал в рап…рте, что, как выяснилось, его настоящим, родным отц…м был герой гражданской войны Василий Яковлевич Толстиков, погибший под Царицын…м, а оказавшийся впоследстви… врагом народа Серпилин, за которого мать вышла вторым браком, усыновил его в пят…летнем возр…сте. (Сим.) 10. Надо выскак…вать на берег, а иной раз и в воду и по…тягивать трап за веревку. В жарк…ю погоду это просто приятно. В зл…ю непогодь - тоже хорошо. А вот в такую моросявку - н… рыба н… мясо. Н… борьбы, н… удовольствия. (Сарт.)

II. 1. Во тьме, рассе…ва…мой бел…зной снега, раздавался мерный шаг батал…на. (Бек) 2. Осмотрев нареза…ые впереме…ку с луком огурц… и п…мидоры, взглянув на яич…цу-глазуныо, Закамышный нашел, что столы накрыты щедро, что Иван Лукич будет доволен, да и перед гостями не будет совес…но. (Бабаев.) 3. С каждой минутой курени все больше наполнялись лю…кими голосами, лю…кими движениями - на одном дворе мать звала сына, на другом плакало, зал…валось слезами н… вовремя разбуж…нное дитя. Во двор возле липы пожилой человек вводил коня, со двора напротив выгоняли поросят, и за ними покорно брел замурза…ый мальч…ка с опуще…ыми по-стариковски плечами … (Мел.) 4. Близость реки ощущалась во всем: в свеж…м воздухе, в обильной р…се на травах, брызжущей на людей светлыми ледя…ыми каплями, в таинстве…ых звуках, характерных для пр…речья,- в тихом булькань…, коротком внезапном всплеске, шуршань…, похожем на ч…и-то быстрые осторожные шаги: может, это лисица разгул…вала в камышах, а может, серый волк под…скивал сухой островоч…к, чтобы расположиться там на отдых и подремать на солн…шке. (Тютюн.) 5. Никита, щ…рясь от со…ца и снежного блеска, шел медле…о, выб…рая дорогу, ступая калошами осторожно по наезж…ой, скользкой шос…ейке, и словно прислуш…вался и пригляд…вался ко всему впереди. (Смирн.) 6. Все говорили ш…потом, поеж…вались, словно кон…чик кабатчикова ножа щ…котал между лопатками. (Смирн.) 7. Ожила сирен…вая труба, заш…пела, закашляла, прочищая горло, и запела резко, печально, немножко неприятно, как Клавка Косоурова, ц…ганка. Оглуш…нные, ребята от неожида…ости попятились, но тут же сунулись поближе к гра…офону. (Смирн.)

Упражнение 263. Перепишите, заменив, где надо, строчные буквы прописными.

1. И крикнул сокол с тоской и болью, собрав все силы: «о, если б в небо хоть раз подняться!.. врага прижал бы я … к ранам груди и … захлебнулся б моей он кровью!.. о, счастье битвы!» А уж подумал: «должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..» (Горьк.) 2. В митиных ушах гулко отдались слова, одно жестче другого. (Голуб.) 3. Как раз в тот предрассветный час, когда мать попрощалась с сыном и знакомая нам «волга», перемахнув через мост, скрылась в кубанском ущелье, в прискорбном случилось то, что и должно было случиться: Илья Голубков освободил стешу из плена. (Бабаев.) 4. Наконец Завьялов вырвал нужный адрес: кировский проспект, 81. Его попросили ничего не записывать, просто сказали адрес и ничего не говорящее название учреждения: «нии-24». (Чак.) 5. Почему-то представлялось, что южный крест светится по-иному и главенствует в ночном небе, а он прост: обычный ромб, скромное сочетание из неярких звезд. (Кап.) 6. На «пингвин» я вернулся с брошюрой о русских моряках, побывавших в прошлом веке на шлюпам «восток» и «мирный» в антарктике. (Кап.) 7. Остановился закурить и осмотрелся. «Прага» - на месте, кинотеатр - на месте, вот старый, стиснутый домами арбат, но площадь не та.- Она словно влилась в новую, незнакомую ему широкую, пробившуюся сквозь жилой массив к москве-реке улицу. А это и есть новый арбат. Вот он каков. Смело рубанули! Пересек площадь, направляясь к гоголевскому бульвару. (Поп.) 8. В праздничные дни надевал старик свои регалии - два солдатских «георгия», орден красного знамени за гражданскую, да за отечественную ордена Кутузова и Суворова. (Поп.) 9. Уезжать домой еще нельзя: на завтра и на послезавтра множество дел - ив самом цк, и в совете министров, и даже в академии наук, где Василий Антонозич хотел договориться о переводе в старгород одного из многочисленных институтов, какими ведает академия. У Артамонова тоже были дела в москве, тоже, надо полагать, раньше, чем послезавтра к вечеру домой не соберется. «Ну, что будем делать-то? - спросил Артамонов.- в «датский мир» зайти, что ли? Внучатам игрушку поискать». (Коч.)

Упражнение 264. Перепишите, раскрывая скобки.

I. 1. Феня сидела уже за столом, похрумкивая, грызла сахар - она любила пить чай (в) прикуску. (Сарт.) 2. По Оби идут пароходы, река живет, солнце старается (во) всю. (Лип.) 3. Капитан вылез (из) за стола я (в) плотную подошел ко мне, продемонстрировав всю (не) уклюжесть закоренелого штатского. (Первом.) 4. (На) против себя, (в) правой стороне (полу) кольца Скрипкин приметил молодого толстого полицейского в (полу) военной форме. (Гин.) 5. От напора встречного ветра машину покачивало, и казалось, летит она (не) вперед, а плывет (в) месте с облаками (на) зад. (Федос.) 6. В департаменте полиции Наде сказали, что (бы) готовилась к ссылке. (То) же натри года. (Коптел.) 7. Что (бы) служить родине, надо быть (не) просто лояльным, а подлинным ее гражданином, работать для нее не (за) страх, а (за) совесть. (Никул.) 8. Закамышный пожелал, что (бы) обед был приготовлен (в) складчину. (Бабаев.) 9. Иван пошел, по улице в ту сторону, (от) куда долетали звуки баяна. Григорий и Галина посмотрели ему (в) след. (Бабаев.) 10. В вестибюле Завьялов опустил (пятнадцати) копеечную монету в телефон (автомат) и набрал номер справочного бюро. (Чак.) 11. Просьба Завьялова для Прохоровой (по) меньшей мере (не) ожиданна. Действительно, (не) лепо: какое у него может быть дело к Лизе? (Чак.) 12. Фоном домов была стена тайги, подступающая (в) плотную к будущим улицам; (Полев.) 13. Дина, (то) же почти (не) покидавшая палубы, очень заинтересовалась новым пассажиром. (Полев.) 14. Получив телеграмму, Литвинов даже зажмурил глаза: (поло) водье, только этог-о (не) хватало. (Полев.)

II. 1. В (конце) концов я решил снова написать записку - коротко и (по) деловому сообщить, что закончил первую главу повести и хочу ей показать. Согласно (де) нашему договору. (Брег.) 2. (По) зади у Литвинова был трудный рабочий день, (пол) часа (на) зад он мечтал (по) скорее добраться до дома, поесть, посидеть на крылечке. (Полев.) 3. Грузовик мчался, виляя, около надменных беркутов, сидевших по обочинам широкой дороги. (Ни) один беркут (не) шевельнулся, хотя машина проскакивала около них почти (в) притирку. (Пауст.) 4. Ведь (не) даром Светка называла меня и моих друзей «посторонними». И такие «посторонние» молодые люди, которые растрачивают себя (по) пусту, не на главное, были, наверно, всегда, даже в годы революции. (Дем.) 5. Синева Алтая, его аромат и тот заветный кедр (ни) чуть (не) приближались к Рязанцеву, хотя шофер Владимирогорский и вел машину со скоростью около (восьми) десяти километров в час: (не) настье двигалось на Алтай с (севера) запада еще быстрее. (Залыг.) 6. Орхидей в ботаническом саду было (не) счетное количество. Белые, красные, розовые, (густо) малиновые, (нежно) желтые, лиловые - такого скопления орхидей нет, (по) видимому, (ни) где в мире. (Тихон.) 7. Александрова (то) же вышла из своей избы, как всегда, вся в черном, повязанная своим (не) изменным платком, но (не) подошла к нам, а, остановившись на меже, (из) под руки стала смотреть в небо. (Первом.) 8. Комната выглядела, как заброшенный, (ни) кому (не) нужный сарай. На опустевших столах и на полу валялись какие (то) исчерченные и изорванные бумаги. (Бабаев.) 9. Баюткан (не) ожиданно и смело рванулся (на) встречу опасности, мелькнул рыжей тенью между стволов, понесся с закинутыми (на) зад рогами мимо Улукиткана, гордый, (не) устрашимый. (Федос.) 10. Лучше гроза, ливень, чем эта могильная тишина. Как угнетающе она действует на человека! (Так) же, вероятно, тяжело переносят затяжную (не) погоду и звери и птицы. (Федос.) 11. Все, без чего сможем обойтись пять-шесть дней: (не) прикосновенный запас продуктов, одежды, личные вещи,- укладываем (в) низ. Остальное: спальные мешки, посуду, рацию, (не) много продуктов, что нужно будет каждодневно на стоянках,- уложили (с) верху утром. (Федос.)

III. 1. Цагеридзе глядел, как бродят по тайге косматые снежные тени, то широко заслоняя собой даже самые ближние к конторе деревья, то, словно бы скрутившись в толстые тугие жгуты, уходят куда (то) (в) глубь, в лесную чащобу, а (в)след за ними устало волочатся (по) низу метельные хвосты поземки. (Сарт.) 2. Егор Ильич всегда заметен в толпе. И причина не в том, что он одет в (не) модный ныне китель и фуражку, а в том, что его просто (не) возможно (не) заметить. Именно (по) тому на него долго смотрят и оборачиваются (в) след даже (не) знакомые люди. (Не) знакомые люди (с) начала останавливают на Егоре Ильиче (бегло) рассеянный взгляд, (по) том глядят пристальней, (за) тем - (во) все глаза, а (по) том оборачиваются, (так) как (не) знакомый старик уже оказывается за спиной: он шагает ходко. (Лип.) 3. Петин, этот деловой, умный, (добро) порядочный сухарь, каковым до сих пор инженер его считал, на глазах оборачивается какой (то) другой, (ни) разу еще (не) виденной и, вероятно, (тщательно) скрываемой им от людей стороной. (Полев.) 4. Рязанцев (на) конец рассмотрел ее глаза - они были серые с зеленым. А больше Рязанцев (ни) чего (не) заметил в них, по (тому) что они оставались настороженными (не) то от (мимо)летного смущения, (не) то это было у них в природе - долго (ни) кому (не) открываться. (Залыг.) 5. Елена Семеновна в ручей заглянула, увидела себя в прозрачной воде и остановилась, будто разглядывая что (то) в этом отражении. Очень легкой казалась она, стоя на камне, на котором (едва) едва умещались ее зеленые (босо) ножки. «И (так), значит, (то) же может быть?! - (не) то спросила, (не) то согласилась она.- (Не) видели, даже (не) слышали, а (все) таки представили себе человека…» (Залыг.)

Упражнение 266. В приведенных отрывках из рассказа А. П. Чехова «Письмо к ученому соседу» найдите орфографические ошибки; выпишите слова с ошибками, исправив последние, и укажите соответствующие правила правописания.

1. Дорогой Соседушка! Максим … (забыл как по батюшке, извените меня великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. 2. Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал, потому что наука в некотором роде мать наша родная, все одно как и цивилизацыя. 3. Я не согласен с Герасимовым касательно Ваших умственных идей, потому что живу и питаюсь одной только наукой, которую провидение дало роду человеческому для вырытия из недр мира видимого и невидимого драгоценных металлов, металоидов и бриллиантов. 4. Вы сочинили и напечатали в своем умном сочинении, как сказал мне Герасимов, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. 5. Я недавно читал у одного французского ученого, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, как думают ученый. И нащот этого мы поговорим. Приежжайте, сделайте милость. Приежжайте хоть завтра, например. Мы теперь постное едим, но для Вас будим готовить скоромное. Дочь моя Наташенька просила Вас, чтоб Вы с собой какие нибудь умные книги привезли. Она у меня эманципе все у ней дураки, только она одна умная. Молодеж теперь я Вам скажу, дает себя знать. Через неделю ко мне прибудет брат мой Иван (Майор), человек хороший но между нами сказать, Бурбон и наук не любит. Это письмо должен Вам доставить мой ключник Трофим ровно в 8 часов вечера. Если же привезет его пожже, то побейте его по щекам, по профессорски, нечего с этим племенем церимонится.

Упражнение 267. Перепишите, раскрыв скобки; где надо, вставьте буквы и замените строчные прописными.

I. Пройдя (пол) версты, Бобров взобрался на пригорок. Прямо под его ногами открылась огромная п…н…рама завода, раскинувшегося на пятьдесят квадратных верст. Это был настоящий город из красного кирпича с лесом (высоко) торчащих в воздухе закопче…ых труб,- город, весь пропита…ый запахом серы и железного угара, оглуша…мый вечным, (не) смолка…мым грохотом. Четыре доме…ые печи господствовали над заводом своими чудовищными трубами. Рядом с ними возвышалось восем… кауперов, предназнач…ных для ц…ркуляц…и нагретого воздуха,- восем… огромных железных башен…, увенча…ых круглыми куп…лами. Вокруг доме…ых печей разбросались другие здания: ремонтные мастерские, литейный двор, промывная, пар…возная, (рельсо) прокатная, мартеновские и пудлинговые печи и так далее.

Завод спускался (в) низ тремя громадными природными площадями. Во всех направлениях сновали маленькие пар…возы. Показываясь на самой нижней ступени, они с пронзительным свистом летели (на) верх, и…езали на (н…) сколько секунд в ту…елях, (от) куда вырывались, окута…ые белым паром, гремели по мостам и, (на) конец, точно по воздуху, неслись по каме…ым эст…кадам, что (бы) сбросить руду и кокс в самую трубу доме…ой печи.

Дальше, за этой природной те…асой, глаза разбегались на том хаосе, который представляла собою местность, предназнач…ая для возведения пятой и шестой доме…ых печей. Казалось, какой (то) страшный подземный переворот выбросил наружу эти бе…численные груды щебня, кирпича разных величин и цветов, песча…ых п…рамид, гор плитняка, штаб…лей железа и леса. Все это было нагр…м…ждено как (будто) бы (бе…) толку, случайно. Сотни подвод и тысячи людей суетились здесь, точно мурав…ина разоре…ом муравейнике. Белая тонкая и едкая известковая пыль стояла, как туман, в воздухе.

Еще дальше, на самом краю гор…зонта, около дли…ого товарного поезда толпились рабочие, разгружавш…е его. По накло…ым доскам, спущ…нным из вагонов, (не) пр…рывным потоком к…тились на землю кирпичи; со звоном и дребезгом падало железо; летели в воздухе, изг…баясь и пружинясь (на) лету, тонкие доски. Одни подводы направлялись к поезду порожн…ком, другие вер…ницей возвращались (от) туда, нагруже…ые (до) верху. Тысячи звуков смешивались здесь в дли…ый скач…щий гул: тонкие и чистые звуки камен…щич…их зубил, звонкие удары клепаль…иков, чекан…щих заклепы на котлах, тяжелый грохот паровых молотов, могучие вздохи и свист паровых труб и изре…ка глухие подземные взрывы, заставлявшие дрожать землю.

Это была страшная и захватывающая картина.

(А. И. Куприн)

II. (В) плотную к левому борту «онеги» стояли подлодки. Это были старые знакомые: «двести девятая» Лямина и «двести тринадцатая» Ратнера. В (полу) мраке они выгляд…ли огромными доисторич…скими чудищами - н… то ящерами, н… то рыбами. (Сете) резные пилы с крупными тр…угольными зубьями придавали им особе…о хищный вид. (Серебристо) серые а…ростаты заграждения, поднятые в воздух над петроградской, (то) же напом…нали рыб, но другой породы - жирных, вялых, бе…зубых.

Туровцев мгнове…о нафантазировал: обезлюд…вшим городом завладели стра…ые сущ…ства. Они способны есть, пить и размножат…ся; те, что с зубами, будут разводить на мясо жирных и вялых, дома пр…вратят…ся в норы, город окончит свое существование, и фальконетов всадник будет для новых обитателей только каме…ой глыбой, около которой хорошо греть животы в жаркую погоду.

С (не) приятным чу…ством он обогнул надстройку и перешел на правый борт. Выглянул на набережную. Н… души. (Не) освеще…ые дома белели, как пр…брежные скалы, и даже вел…колепная кова…ая реш…тка летнего сада, казалось, н… была созданием рук человеческих. Люди были только на «онеге». Ч…рные бушлаты (не) слышна двигались среди задра…ых к небу пушечных стволов: на юте уже готовились к построению, и Туровцев потянулся душой к (не) любимой плавбазе - среди холодного безмолвия города она была островком, базисом, треп…тным к…мочком ж…вой материи, излучавш…м тепло, испарявш…м влагу, издававш…м слабый запах гари и брожения, запах Человеческого жилья.

В установленных вдоль набережной мощ…ных р…продукторах на…садно заскреж…тало. (За) тем застучал метр…н…м. Этот размере…ый стук, гулкий, как биение сер…ца, разом разрушил владевшее Туровцев…м жуткое очарование. Метр…н…м постучал (не) много, а (по) том, как колдун, ударившись (о) земь, обернулся музыкой: из глухого рокота в…олончелей возникла широкая, певучая фраза солирующей в…лторны. Передавали «анданте к…нтабиле» из пятой с…мфонии Чайковского, эту с…мфонию часто играли по радио, и Туровцев, ре…ко ходивший в концерты, знал ее и любил. Гибкий, чуточку гнусавый, в…брирующий голос в…лторны ворвался в хмурое безмолвие осажде…ого города, как теплое т…чение в ледя…ые зоды океана. Величестве…о и нежно пела медь, согретая и очеловече…ая дыханием гения, (не) слабым дыханием бе…вес…ного в…лторниста, а мощ…ным дыханием сотен…, ми…ионов людей - живших, живущих и тех, кто еще будет жить, творч…ским гением великого народа, который бе…мертен и, стало быть, (не) победим.

Е.А.КАЦ,
г.Москва

Три текста на повторение орфографии и пунктуации

10 - 11-е классы

Текст №1

.

ШАРОВАЯ МОЛНИЯ

Сколь бы з_гадочн_м явлен_ем (н_)ост_валась молния все(же) н_кому в голову (н_)пр_дет усомнит(?)ся в ее существовани_. Совсем (по)иному относят(?)ся люди к шаровой молни_ многие и по сей день сч_тают ее оптическ_й и(л,лл)юзией и даже выдумкой. Ра_сказы людей видевш_х шаровую молнию наталк_вают(?)ся порой на такое(же) (не)доверие как ра_сказы о встречах с летающ_ми тарелками. Так что на п_верку шаровая молния (не)столько редкое сколько «социально скрытое» явление многие оч_видц_ оп_сают(?)ся (не)доверия и насмешек и (по)тому пр_дпоч_тают (не)распр_странят(?)ся о виде(н,нн)_м. Между тем и_следования пров_де(н,нн)ые только в одной (не)больш_й д_лин_ в Австрийск_х Альпах пок_зали что за шестьдесят лет на те(р,рр)_тории в сто квадратных километров шаровую молнию видели дев_тнадцать раз. Это значит что оч_видцев шаровой молни_ г_раздо больше чем людей видевш_х место в которое ударила обычная молния. В наш_й стране данные наблюдений за шаровыми молниями соб_рают(?)ся гру(п,пп)ами уче(н,нн)ых при Ярославск_м государстве(н,нн)_м ун_верситете и при Институте высоких температур в Москве. В банке данных ро(с,сс)ийск_х уче(н,нн)ых есть в час(?)ности информация о сорока пяти встречах вое(н,нн)ых сам_летов с шаровыми молниями. Шесть из таких «св_даний» закончились гибелью сам_летов.

Уче(н,нн)ым дов_лось узнать о губительных свойствах шаровой молнии уже на самой заре эры электричества. Летом 1753 года профе(с,сс)ор Рихман п_гиб наблюдая в П_тербурге за воздействием грозы на изобрете(н,нн)ое им устройство для изм_рения электрического поля в атмосфере. От мета(л,лл)ического стержня отд_лился голубой огне(н,нн)ый шар вел_чиной с кулак и ударил Рихмана стоявш_го в шаге от пр_бора прямо в лоб. При этом раздался треск напом_навш_й выстрел из п_столета.

Шансы увидеть шаровую молнию весьма (не)вел_ки пр_мерно один к десяти тысячам. Впрочем есть люди для которых встреча с молнией правда не шаровой а обыкнове(н,нн)ой дело привычное. В американца Роя Салливана молния попадала семь раз. Первая встреча стоила ему ногтя на пальце правой ноги во второй раз молния с_жгла ему брови в третий кожу на левом плече в четвертый волосы в пятый опять же волосы которые успели к тому врем_ни зан_во отр_сти. Последние два п_падания пр_шлись в ногу и в ж_вот. Теперь у Салливана особые дов_рительные отн_шения с молнией. Перед тем как в меня попадает молния ра_сказ_вает он волосы нач_нают потреск_вать это верный с_гнал. Через две с_кунды она в меня б(?)ет. Так что спрятат(?)ся сами пон_маете я не успеваю.

Задания

2. Выделите в тексте признаки научного стиля: а) слова, подчеркивающие логичность, точность изложения; б) абстрактную лексику и специальные термины (если они есть); в) сказуемые, подчеркивающие объективность изложения. Относится ли данный текст к научно-популярному подстилю? Докажите.

3. Определите тип речи.

4. Какая связь (цепная иди параллельная) предложений в первом абзаце?

5. Найдите ключевые слова, связывающие предложения первого абзаца.

6. Определите время и вид глаголов-сказуемых во втором абзаце.

7. Найдите в тексте вводные слова, обороты и предложения. Определите их роль в этом тексте. Какими синонимичными вводными словами, оборотами и предложениями их можно было бы заменить?

8. Произведите морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

9. Выпишите из текста два слова без окончания и два с нулевым окончанием. Укажите их часть речи.

10. Найдите слова с приставками на з(с) , объясни те их правописание.

11.Из предложений первого абзаца выпишите сло восочетания, укажите главное и зависимое слова, охарактеризуйте их по способу связи.

12. Выпишите из текста примеры различных типов сказуемых. Произведите их синтаксический разбор.

13. Выпишите из текста не менее трех примеров разных видов обстоятельств с теми словами, от которых они зависят. Укажите вопрос, на который каждое из них отвечает.

14. Укажите пример неполных предложений (в том числе в составе сложного) и запишите, какие члены опущены.

Текст для самоконтроля

ШАРОВАЯ МОЛНИЯ

Сколь бы загадочным явлением ни оставалась молния, все же никому в голову не придет усомниться в ее существовании. Совсем по-иному относятся люди к шаровой молнии: многие и по сей день считают ее оптической иллюзией и даже выдумкой. Рассказы людей, видевших шаровую молнию, наталкиваются порой на такое же недоверие, как рассказы о встречах с летающими тарелками. Так что на поверку шаровая молния – не столько редкое, сколько «социально скрытое» явление: многие очевидцы опасаются недоверия и насмешек и потому предпочитают не распространяться о виденном. Между тем исследования, проведенные только в одной небольшой долине в Австрийских Альпах, показали, что за шестьдесят лет на территории в сто квадратных километров шаровую молнию видели девятнадцать раз. Это значит, что очевидцев шаровой молнии гораздо больше, чем людей, видевших место, в которое ударила обычная молния. В нашей стране данные наблюдений за шаровыми молниями собираются группами ученых при Ярославском государственном университете и при Институте высоких температур в Москве. В банке данных российских ученых есть, в частности, информация о сорока пяти встречах военных самолетов с шаровыми молниями. Шесть из таких «свиданий» закончились гибелью самолетов.

Ученым довелось узнать о губительных свойствах шаровой молнии уже на самой заре эры электричества. Летом 1753 года профессор Рихман погиб, наблюдая в Петербурге за воздействием грозы на изобретенное им устройство для измерения электрического поля в атмосфере. От металлического стержня отделился голубой огненный шар величиной с кулак и ударил Рихмана, стоявшего в шаге от прибора, прямо в лоб. При этом раздался треск, напоминавший выстрел из пистолета.

Шансы увидеть шаровую молнию весьма невелики – примерно один к десяти тысячам. Впрочем, есть люди, для которых встреча с молнией – правда, не шаровой, а обыкновенной – дело привычное. В американца Роя Салливана молния попадала семь раз. Первая встреча стоила ему ногтя на пальце правой ноги, во второй раз молния сожгла ему брови, в третий – кожу на левом плече, в четвертый – волосы, в пятый – опять же волосы, которые успели к тому времени заново отрасти. Последние два попадания пришлись в ногу и в живот. Теперь у Салливана особые, доверительные отношения с молнией. «Перед тем как в меня попадает молния, – рассказывает он, – волосы начинают потрескивать – это верный сигнал. Через две секунды она в меня бьет. Так что спрятаться, сами понимаете, я не успеваю».

Текст № 2

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания .

1. Антонио Минази (м_нах)доминиканец из итальянского города Реджо-ди-Каламбрия с уд_влени_м устав_лся на море. 2. Там где обычно корабли ра_секали носом волны в воздухе зависли в_личестве(н,нн)ые замки. 3. А чуть подальше движ_т(?)ся целое войско рыцарей в латах!

4. М_нах (на)столько был пор_жен сверх_естестве(н,нн)ыми видениями что написал об этом книгу. 5. Антонио поверил в м_раж призрак внезапно по_вивш_йся в воздухе. 6. Конеч(?)но (н_)каких дворцов там (не)было и в помине. 7. Сегодня такие _вления мы называ_м фата-моргана по им_ни л_г_ндарной феи Морганы которая согласно древн_му пр_данию своим волшебством м_рочила людей.

8. М_ражи по_вляют(?)ся везде где ч_редуют(?)ся слои теплого и х_лодного воздуха. 9. На их границ_ и возн_ка_т столь (не)обычный оптический э(ф,фф)ект воздух отр_жая лучи пр_враща_т(?)ся в некое подобие зеркала. 10. Эти картинки постоя(н,нн)о перем_щают(?)ся и мы вид_м уд_вительные вещи которые на самом деле могут находит(?)ся очень далеко от нас.

11. Такие пр_родные _вления часто можно наблюдать напр_мер в пустынях где днем раск_ле(н,нн)ый п_сок нагр_ва_т воздух (в)низу а выше он остает(?)ся х_лодным. 12. Вот и нач_на_т (в)дали бл_стеть чудес(?)ные озера. 13. Ах сколько утомле(н,нн)ых зно_м путников обр_тало надежду! 14. Вода! Неужели вода?! ликовали они. 15. Чем быстрее однако несчас(?)ные шли к спасительн_му водоему тем дальше отступала от них заветная синяя гладь. 16. Ясно это было (н_)какое не озеро а всего лишь голубое небо вернее его отр_жение на земле. 17. Бывало (из)за м_ража в пустын_ гибли целые к_р_ваны. 18. «Зеркальный» слой воздуха может распол_гат(?)ся и в небе. 19. Тогда на г_p_зонте «рисуются» даже те пр_дметы которые находят(?)ся далеко от нас. 20. Похоже име(н,нн)о так викинги открыли Гренландию. 21. Древние мор_плаватели случайно заметили в небе отр_жение далекого острова когда более 1000 лет назад б_р_здили Атлантический океан. 22. Ну а что же увид_л Антонио Минази? 23. Кто знает! 24. Часто слои «зеркального» воздуха смеш_вают(?)ся. 25. Тогда видны и вовсе ф_нтастические картины. 26. Может быть так и возн_кают «летающие тарелки»? 27. Однако все м_ражи об_ед_ня_т одно достаточ(?)но легкого дуновения ветерка чтобы они бе_следно и_чезли.

(По материалам журнала «Гео»)

Задания

1. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

2. Определите тип речи.

3. Что выражено в заглавии – тема или идея?

4. Найдите ключевые слова, связывающие предложения первого абзаца.

5. Какие языковые средства, используемые в данном тексте, сближают его с научным и художественным текстами?

6. Найдите в тексте вводные слова и обороты. Укажите номера предложений, в которых они встречаются. Определите их роль в этом тексте.

7. Выпишите из второго абзаца существительные по группам в зависимости от их лексико-грамматического значения: вещественные, конкретные, отвлеченные, собирательные.

8. Найдите разносклоняемое существительное, произведите его морфологический разбор. Приведите еще примеры таких слов.

9. Выпишите из предложений № 11–20 имена прилагательные по разрядам, выделите в них морфемы.

10. Выпишите глаголы, относящиеся ко II спряжению, образуйте от них все возможные глагольные формы.

11. Выпишите словосочетания (по одному примеру) на каждый способ связи. Произведите их разбор, укажите вид связи.

12. Укажите номера предложений, в которых подлежащее одновременно является средством связи простых предложений в составе сложного.

13. Найдите в тексте сложное предложение с сочинением и подчинением, укажите его номер, составьте схему.

14. Найдите в тексте предложение с однородными придаточными, укажите его номер, составьте схему.

15.Какой частью речи является слово однако в предложении № 27? В какой роли оно выступает в предложении № 15?

Текст для самоконтроля

Антонио Минази, монах-доминиканец из итальянского города Реджо-ди-Каламбрия, с удивлением уставился на море. Там, где обычно корабли рассекали носом волны, в воздухе зависли величественные замки. А чуть подальше движется целое войско рыцарей в латах!

Монах настолько был поражен сверхъестественными видениями, что написал об этом книгу. Антонио поверил в мираж, призрак, внезапно появившийся в воздухе. Конечно, никаких дворцов там не было и в помине. Сегодня такие явления мы называем фата-моргана – по имени легендарной феи Морганы, которая согласно древнему преданию своим волшебством морочила людей.

Миражи появляются везде, где чередуются слои теплого и холодного воздуха. На их границе и возникает столь необычный оптический эффект: воздух, отражая лучи, превращается в некое подобие зеркала. Эти картинки постоянно перемещаются, и мы видим удивительные вещи, которые на самом деле могут находиться очень далеко от нас.

Такие природные явления часто можно наблюдать, например, в пустынях, где днем раскаленный песок нагревает воздух внизу, а выше он остается холодным. Вот и начинают вдали блестеть чудесные озера. Ах, сколько утомленных зноем путников обретало надежду! «Вода! Неужели вода?!» – ликовали они. Чем быстрее, однако, несчастные шли к спасительному водоему, тем дальше отступала от них заветная синяя гладь. Ясно: это было никакое не озеро, а всего лишь голубое небо, вернее, его отражение на земле. Бывало, из-за миража в пустыне гибли целые караваны. «Зеркальный» слой воздуха может располагаться и в небе. Тогда на горизонте «рисуются» даже те предметы, которые находятся далеко от нас. Похоже, именно так викинги открыли Гренландию. Древние мореплаватели случайно заметили в небе отражение далекого острова, когда более 1000 лет назад бороздили Атлантический океан. Ну а что же увидел Антонио Минази? Кто знает! Часто слои «зеркального» воздуха смешиваются. Тогда видны и вовсе фантастические картины. Может быть, так и возникают «летающие тарелки»? Однако все миражи объединяет одно: достаточно легкого дуновения ветерка, чтобы они бесследно исчезли.

Текст № 3

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания .

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ЖЕСТОВ

С точк_ зрения зооморфологии существе(н,нн)ых различий между в_зможностями ч_ловеч_ской руки и лапы об_зьяны нет. Ч_ловек б_рет мелк_й пр_дмет конч_ками больш_го и ук_зательн_го пальц_в и ш_мпанзе делает точно так(же) но чуть более (не)уклюже вот и вся разн_ца. Однако если перечислить все что мож_т ч_ловеческая рука (по)мимо хв_тания стан_т яс(?)но (на)сколько д_леко мы ушли от своих лаза_щ_х по д_ревьям предков. Красн_речивее всего об этом св_детельствует язык на котором разг_варивают глух_немые язык жестов. В этом языке руки полностью б_рут на себя функции звучащ_й речи. Но и просто разг_варивая друг с другом мы все равно пом_га_м себе руками. Жест как правило сопутству_т словес(?)ному об_яснению. Попробуйте например об_яснить ребенку что такое винтовая лес(?)ница и вы увид_те как ваша рука начнет эн_ргично р_совать в воздухе петли с_рпантина. Речь и жест_куляция прочно связа(н,нн)ы в наш_м мозгу. Люди которым во время эксп_р_мента запр_щалось сопр_в_ждать б_седу дв_жением рук г_в_рили г_раздо менее отчетл_во, вяло с трудом формулир_вали мысль и путали отдельные п_нятия.

Активная жест_куляция незам_нимый помощ(?)ник речи когда орат_ру приход_т(?)ся выступать на почтительн_м ра(с,сс)тояни_ от публики. (По)этому актеры на сцене жест_кулируют г_раздо активнее чем в кино. Адольф Гитлер брал в двадцатые годы уроки у актера Базиля игравш_го в пр_дворн_м т_атре г_роические роли. Вероятно у него буду_щий фюрер научился прост_рать руки к слушателям и пр_влекать их скорее жестами чем аргументами. Жесты выдают ч_ловека когда он лжет. Зрители которым было дано задание выр_жать в_сторги по пов_ду заведомо бе_помощ(?)ного фильма разобл_чали себя скудостью и (не)выразит_льностью жест_куляци_. По (не)которым (не)зависимым от слов дв_жениям вроде постук_вания пальцами по столу мы мож_м судить о внутре(н,нн)ем состояни_ соб_седника угад_ва_м исходящ_ от него добр_ж_лательность или угрозу. Другие дв_жения например почес_вание затылка св_детельствуют о (не)хватке слов или смущени_ говорящ_го. Может быть в этом жесте залож_(н,нн)а так(же) подс_знат_льная попытка ст_мулировать мозг. Этими вопросами зан_ма_т(?)ся психология жестов. Она однако соверше(н,нн)о бе_сильна перед загадкой того как име(н,нн)о мозг к_нтролиру_т дв_жения рук и включа_т их в контекст пов_дения и речи. Получа_т(?)ся что мы пр_бл_зительно пр_дставля_м себе связь моторики с абстрактным мышлени_м и ос_зани_м но как и благ_даря чему действу_т эта связь остает(?)ся для нас тайной за семью п_чатями.

(По материалам журнала «Гео»)

Задания

1. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

2. Найдите фразеологизм в тексте, объясните его значение.

3. Составьте схемы сложных предложений первого абзаца.

4. Найдите вводные слова, выпишите их, укажите значения, подберите к ним вводные слова с тем же значением.

5. Выпишите сложные слова и укажите способ образования.

6. Выпишите по два примера согласованных и несогласованных определений с определяемыми словами. Произведите разбор этих словосочетаний.

7. Проиллюстрируйте данные правила примерами из текста.

– Различается написание не с отглагольными прилагательными на мый и с причастиями на мый : при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые – раздельно. К прилагательным на мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида. На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, то есть они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов, а также в краткой форме.

– Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже.

– Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение или дальнейшую часть того же предложения.

Текст для самоконтроля

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ЖЕСТОВ

С точки зрения зооморфологии существенных различий между возможностями человеческой руки и лапой обезьяны нет. Человек берет мелкий предмет кончиками большого и указательного пальцев, и шимпанзе делает точно так же, но чуть более неуклюже, – вот и вся разница. Однако если перечислить все, что может человеческая рука помимо хватания, станет ясно, насколько далеко мы ушли от своих лазающих по деревьям предков. Красноречивее всего об этом свидетельствует язык, на котором разговаривают глухонемые, – язык жестов. В этом языке руки полностью берут на себя функции звучащей речи. Но и просто разговаривая друг с другом, мы все равно помогаем себе руками. Жест, как правило, сопутствует словесному объяснению. Попробуйте, например, объяснить ребенку, что такое винтовая лестница, и вы увидите, как ваша рука начнет энергично рисовать в воздухе петли серпантина. Речь и жестикуляция прочно связаны в нашем мозгу. Люди, которым во время эксперимента запрещалось сопровождать беседу движением рук, говорили гораздо менее отчетливо, вяло, с трудом формулировали мысль и путали отдельные понятия.

Активная жестикуляция – незаменимый помощник речи, когда оратору приходится выступать на почтительном расстоянии от публики. Поэтому актеры на сцене жестикулируют гораздо активнее, чем в кино. Адольф Гитлер брал в двадцатые годы уроки у актера Базиля, игравшего в придворном театре героические роли. Вероятно, у него будущий фюрер научился простирать руки к слушателям и привлекать их скорее жестами, чем аргументами. Жесты выдают человека, когда он лжет. Зрители, которым было дано задание выражать восторги по поводу заведомо беспомощного фильма, разоблачали себя скудостью и невыразительностью жестикуляции. По некоторым независимым от слов движениям, вроде постукивания пальцами по столу, мы можем судить о внутреннем состоянии собеседника, угадываем исходящую от него доброжелательность или угрозу. Другие движения, например, почесывание затылка, свидетельствуют о нехватке слов или смущении говорящего. Может быть, в этом жесте заложена также подсознательная попытка стимулировать мозг. Этими вопросами занимается психология жестов. Она, однако, совершенно бессильна перед загадкой того, как именно мозг контролирует движения рук и включает их в контекст поведения и речи. Получается, что мы приблизительно представляем себе связь моторики с абстрактным мышлением и осязанием, но как и благодаря чему действует эта связь, остается для нас тайной за семью печатями.

Это одна из тем учебно- методического пособия «Готовимся к экзамену по русскому языку. ОРФОГРАФИЯ». Тема «Правописание гласных» содержит теоретический и практический материал, способствующий осмысленному усвоению учебного материала в максимально короткий срок, позволяющий совершенствовать орфографическую грамотность учащихся, самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку. Теоретический материал закрепляется разнообразными практическими заданиями, в том числе контрольными тестовыми заданиями. Для контроля результативности усвоения учебного материала в конце темы предлагаются тексты повышенной трудности.

Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения Подстреха Нила Михайловна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Это одна из тем учебно- методического пособия «Готовимся к экзамену по русскому языку. ОРФОГРАФИЯ». Тема «Правописание приставок» содержит теоретический и практический материал, способствующий осмысленному усвоению учебного материала в максимально короткий срок, позволяющий совершенствовать орфографическую грамотность учащихся, самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку. Теоретический материал закрепляется разнообразными практическими заданиями, в том числе контрольными тестовыми заданиями. Для контроля результативности усвоения учебного материала в конце темы предлагаются тексты повышенной трудности.

Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения Подстреха Нила Михайловна.

Краснодарский край, ст.Ленинградская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Я. Лавровского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

ОРФОГРАФИЯ

Теоретический материал

Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное, родственное по значению, слово, в котором гласный стоит в сильной позиции (ударной), например:

Посв е тить фонарем – св е т;

Посв я тить жизнь науке – св я то

ВНИМАНИЕ!

В некоторых корнях происходит чередование гласных, которые проверять «ударением» нельзя.

Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголом несовершенного вида: «оп о здать» нельзя проверить словом «оп а здывать», а надо «п о здно», «п о здний».

В словах старославянского происхождения с безударными неполногласными сочетаниями ра, ла (в русских корнях им соответствуют полногласные сочетания оро, оло) в корне пишется а: бразды (бороздка), облако (оболочка).

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя паписание слов:

Задр…жать-др…жь ум…лять-м…лит

Зар…жать-зар…за ум…лять-делать м…лым

Раздр…жать-др…знит оз…мь-з…мний

Зап…вать-зап…ть оз..мь- о з…млю

Зап…вать-запить сп…ши-сп…шка

…ведение к концу-прив…дший сп…ши-сп…шут

Пр…ведение в замке-в…деть скр…пя зубами-скр…п

Разв…вается флаг-в…ять скр…пя сердце-кр…пкий

Разв…вается ребенок-разв…тие р…скошный-р…скошь

Пок…яние-к…яться.

Корни с чередующимися гласными.

Морфологическая группа корней (правописание гласной зависит от суффикса –а-)

Корни

Примеры

Исключения

Б е р- / -б и р- (а)

П е р- / -п и р- (а)

Д е р- / -д и р- (а)

Т е р- / -т и р- (а)

М е р- / -м и р- (а)

Ж е г- / -ж и г- (а)

Ч е т- / -ч и т- (а)

Ст е л- / -ст и л- (а)

Бл е ст- /-бл и ст(а)

Л о ж- / -л а г- (а)

Ск о ч- / -ск а к- (а)

Соб е ру – соб и рать

Зап е реть – зап и рать

Выд е рнуть – выд и рать

Выт е реть – выт и рать

Зам е реть – зам и рать

Выж е г – выж и гать

Выч е т – выч и тать

Расст е лить – расст и лать

Бл е стеть – бл и стать

Изл о жение – изл а гать

Выск о чить - скак а ть

Соч е тать, соч е тание

Ск а чок, ск а чу

Фонетическая группа корней (правописание гласной зависит от ударения).

Корни

Правила

Примеры

1) -тв а р- / -тв о р-

Кл а н- / -кл о н-

Г а р- / -г о р-

2) -з а р- / -з о р- (а)

Без ударения –о-

Исключение

Без ударения пишется –а-

Под ударением, как слышится

Исключение:

Тв о рение

Накл о ниться

Г о рение

Приг а рь, утв а рь

З а рницы

З о ри, з а рево

З о ревать, з о рянка

Лексическая группа корней (правописание корней зависит от значения слова)

Корни

Их значение

Примеры

Исключения

1) -м а к-

М о к-

2) -р а вн-

Р о вн-

3) –плов-

Плыв-

Плав-

«погружать в жидкость»

«впитывать жидкость»

«одинаковый, равный»

«гладкий, ровный»

Только в словах

Только в слове

Во всех остальных словах

Обм а кнуть кисть

Ботинки пром о кают

Ур а внение

Выр о внять дорогу

Пл о вец, пл о вчиха

Пл ы вун

Попл а вок, пл а вник

Ур о вень

Р а внина, р а вняйсь, р а вняйтесь, р а внение (в строю)

Запомнить: пор о вну, р о весник

В корне -раст-, -ращ-, -рос- правописание гласной зависит от

сочетания согласных в самом корне:

Раст-: вырастить,

Ращ-:выращенный,

Рос-:выросли,

Исключение: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль

Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Написание их определяется по словарю. Правописание наиболее употребительных слов следует запомнить: панорама, периферия, наваждение, возражать, дирижер, катастрофа, корзина, эксперимент, палисадник и др.

Необходимо различать:

Кампания (мероприятие, война) - компания (группа людей);

Дефицит-дефицитный, дефект-дефективный;

Магнитофон, магнетизм, обаяние-обоняние;

Бокал-бакалея

К-рнавал, б-тон, б-чевка, б-дон, бадм-нтон, эл-ксир, эст-када, утр-мбовать, сп-ртакиада, абон-мент, д-зертир, адв-кат, взбуд-ражить, к-нонада, д-кламация, к-мпоновка, в-тчина, д-зентерия, к-лач, ант-гонизм, м-нумент, щеп-тильный, дил-тант, к-варный, пров-кация, в-трушка, в-стибюль, прив-легия, в-негрет, дир-ктива, г-рнизон, ав-нтюрист, м-ридиан, п-лисадник, аккомп-немент, в-лидол, к-морка, в-нтиляция, пер-ферия, декл-рация, инт-лл-генция, к-нфорка, п-скарь, к-равай, ст-пендия, пиг-лица, к-бура, деф-цит, м-ланхолия, к-рдинальный, серт-фикат, к-лорийный, обв-рожить, пр-винция, д-магог, арт-ллерия, р-гламент, апл-дисменты, б-йкот, в-кансия, аф-ризм, доск-нально, бахр-ма, д-визион, к-рифей, ап-ртаменты, вет-ринар, д-скриминация, ан-малия, г-ризонт, ижд-венец, к-рпорация, к-рниз, д-крет, г-бариты.

Вставьте пропущенные буквы, проверьте себя по словарю.

К-нтингент, л-квидация, рез-люция, реф-рат, хам-леон, мет-орит, реаб-литация, агр-гат, л-нолеум, -блигация, м-тивировать, предвыборная к-мпания, мец-нат, н-стальгия, экстр-вагантный, песс-мист, об-яние, прим-тивный, р-спектабельный, пр-токол, предв-рительный, опт-мист, пан-рама, р-цензия, об-лиск, п-циент, оранж-рея, пар-докс, пар-пет, об-няние, рест-врировать, п-литра, подстр-кать, р-ликвия, сув-ренитет, пр-амбула, трен-ровка, ш-ренга, к-варный, кат-гория, эксп-римент, траф-рет, диап-зон, ан-нимный, крим-нальный, ор-гинальный, ан-мальный, взбал-мутить, эп-демия, пр-винциальный, цив-лизация, дел-гат, эксп-диция, д-настия, персп-ктива, м-ланхолия, фр-гат, п-ролон, нав-гация, эксп-нат, компр-мат, к-тастрофа, в-ртуозный, к-мпетенция, пом-рещиться, корп-рация, дост-верный, комбин-зон.

Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.

М…рщинистый, укр…титель, ст…рожил города, ув…жжение, вообр…жжение, ум…лчать, упл…тить, просв…щение, раст…лковать, ум…лять о помощи, зап…вала в хоре, обст…ятельство, обн…вленный, возр…ждение, насл…ждаться, к…лючий, пор…девший, раздв…гать, землетр…сение, сост…влять план, переест…новка, объед…ниться, увл…кательная история, раск…лить печь, оп…лчение, упл…тнить, см…гчение, препод…ватель, оч…рование, об…жать младшего, разв…вается флаг, посв…тить стихи, пренебр…жительный, впеч…тление, пок…яние, соед…нительный, р…скошный, погл…щать, б…чевать баржу, скр…петь дверью, благосл…влять, обусл…вливать, уполном…чивать, ув…дать от жары, пол…скать белье, разр…дить посевы, б…чевать пороки, скр…пить печатью, страшное прив…дение, ум…лять значение, нав…вать скуку, разр…дить ружье, ув…дать друга, ум…лять о помощи, нав…вать проволку.

В каких рядах во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. Пом…гать, д…кумент, безотл…гательный;
  2. Изл…жение, д…рижировать, д…лекая;
  3. В…новатый, пов…р, вбл…зи;
  4. Акв…рельный, з…ря, ук…ротить;
  5. Нагр…вать, стр…мление, соч…тающий;
  6. Под…рить, хв…стун, просл…вляя;
  7. Переб…решь, коварный, ст…рона;
  8. Обаяние, прик…снуться, л…скающий;
  9. Соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант;
  10. Пер…од, к…пошиться, предв…рительный;
  11. С…туация, ср…жаться, б…седующий;
  12. См…гчение, увл…кательный, упр…стить;
  13. Ст…рательно, оз…ренный, кв…танция;
  14. Эп…демия, пласт…линовый, пре…бразовать;
  15. Пре…бладать, п…чать, тор…пясь;
  16. Осл…жненный, м…лькает, м…тодика;
  17. Выцв…сти, л…тучий, ож…гание;
  18. В…ршина, подд…ржать, сож…лея;
  19. Нар…стание, загр…мождать, обн…женный;
  20. Дел…гат, перег…реть, об…зательный.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

Прим-рять соперников, зап-х, прим-рять платье, прор-дить всходы, ударился оз-мь, скр-пить подписью, созревает оз-мь, выт-снить из вагона, осн-щение, зав-зать бант, р-птать на судьбу, пос-деть на скамейке, в-пиющий произвол, ст-рожка лесника, препод-ватель, ост-новка, разд-вать, осв-тить храм, хорошее осв-щение, объед-нение, снежная л-вина, поставить подп-сь, об-татель, исп-сать страницу, земля об-тованная, м-ловые глыбы, м-ловидный юноша, т-снение на коже, ст-рожил деревни, ос-нила внезапная догадка.

Спишите, исправляя допущенные ошибки.

Блестать красотой, начинать работу, хрестоматия, изберательная кампания, расстилить, замереть от счастья, увиртюра, обояние, шевелюра, воссидать, иждивенец, новый бирет, акворель, заравнять канаву, сочетать, плавец, озорение, произростать, прикоснуться, погорелец, запивать лекарство, промакашка, дражать от холода, седенье, разрядить посевы, претензия, поросло мхом, метеорит.

Контрольные задания

1.Укажите верный, на ваш взгляд, вариант ответа.

1.Все гласные в корне проверяются ударением

да

нет

2.Чередующиеся гласные можно проверить ударением.

да

нет

3.Глаголы с суффиксом ыва – ива можно использовать в качестве проверочных слов

да

нет

4.В словосочетании избирательная кампания допущена орфографическая ошибка.

да

нет

5.Правописание корней с чередованием е//и определяется наличием или отсутствием суффикса –а-

да

нет

6.Написание гласных в корнях крап – кроп, равн – ровн зависит от суффикса –а-

да

нет

7.Слова отрасль, ростовщик являются исключением

да

нет

8.Выбор гласной в словах проск а чу и проск о чу зависит от неопределенной формы этих глаголов.

да

нет

9.Правописание корней гар – гор, зар – зор подчиняется одному и тому же правилу.

да

нет

10.Гласные в корнях слов измерять, умирать, примирить проверяется по одному и тому же принципу.

да

нет

Тест№

Непроверяемые безударные гласные

1)м…гистр 4)б…калавр

2)п…ркет 5)ф…нарь

3)б…тальон

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…бачок 4)гастр…ном

2)б…лагур 5)проп…ганда

3)б…клажан

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…блук 4)ярм…рка

2)п…лисадник 5)к…лчан

3)п…ликлиника

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)п…лигон 4)нав…ждение

2)к…рниз 5)адв…кат

3)к…вычки

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)т…бак 4)об…яние

2)в…кзал 5)об…няние

3)к…рзина

1)ман…фест 4)п…скарь

2)мач…ха 5)экзам…натор

3)сн…гирь

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)м…ценат 4)хр…стоматия

2)ижд…венец 5)л…леять

3)ст…пендия

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)н…гилизм 4)т…ррариум

2)д…фирамб 5)кор…дор

3)эксп…диция

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)инт…ллигент 4)б…нокль

2)ман…пуляция 5)б…тон

3)прив…легия

Необходимо различать:

Крап-кроп

(Слова с корнем крап имеют значение меченый, в крапинку (крапленые карты, мрамор с вкраплениями). Корень кроп имеет несколько значений: слегка обрызгать, падать мелкими каплями (окропить святой водой, дождь кропит целый день); старательно, вникая в мелочи (кропотливая работа, накропать роман).

Сед-сид

Буква е пишется в словах седло, приседать и образованных от них (можно проверить седла, присесть). Буква и пишется в слове сидеть и в словах, образованных от него (можно проверить: сидя)

ОРФОГАФИЯ

Тест №1

Проверяемые безударные гласные

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)др…жать 4)к…роткий

2)усл…ждать 5)огр…дить

3)осл…жнять

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)нас…рить 4)под…рить

2)пол…скать дитя 5)зас…рить

3)пол…скать белье

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)просл…влять 4)бр…нить

2)разд…вать 5)охр…нять

3)ур…нить

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)осв…щение 4)разв…вать волю

2)оп…кунство 5)в…трило

3)в…нтовая лестница

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)поб…режье 4)зас…дание

2)стар…ки 5)уб…гать

3)ст…хать

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)подб…вать 4)м…тодика

2)об…жать ребенка 5)изр…дка

3)об…жать вокруг дома

1)пом…рить 4)нав…вать тоску

2)зав…вать волосы 5)об…вать кожей

3)разв…ваться на ветру

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1)отл…чать 4)щ…пать лучину для

2)зав…щание самовара

3)больно щ…пать 5)обл…зать губы

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1)скр…петь 4)сл…пой

2)сл…паться 5)зап…вать песню

3)зап…вать водой

Тест №2

Чередование гласных в корнях слов

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)ст…рать 4)ум…рать

2)обд…рать 5)ум…реть

3)зап…рать

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)отп…рать 4)заб…рать

2)отб…рать 5)зап…реть

3)отм…рать

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)расст…лать 4)бл…стеть

2)расст…лить 5)бл…стать

3)отп…реть

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)прик…снуться 4)заг…рать

2)пл…вец 5)р…стение

3)обр…стать

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)р…весник 4)прик…сновение

2)з…рница 5)пром…кашка

3)к…сательная

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)прил…гательное 4)прил…жение

2)р…стовщик 5)ур…внение

3)утв…рь

1)предл…жить 4)пл…вчиха

2)накл…ниться 5)ур…вень

3)р…внина

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1)отв…рить дверь 4)отр…сль

2)вск…чить 5)р…сток

3)ск…кать

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1)попл…вок 4)обм…кнуть

2)жук-пл…вунец 5)изл…жение

3)вым…кнуть

Тест №3

Непроверяемые безударные гласные

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)м…гистр 4)б…калавр

2)п…ркет 5)ф…нарь

3)б…тальон

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…бачок 4)гастр…ном

2)б…лагур 5)проп…ганда

3)б…клажан

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…блук 4)ярм…рка

2)п…лисадник 5)к…лчан

3)п…ликлиника

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)п…лигон 4)нав…ждение

2)к…рниз 5)адв…кат

3)к…вычки

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)т…бак 4)об…яние

2)в…кзал 5)об…няние

3)к…рзина

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)манн…фест 4)п…скарь

2)мач…ха 5)экзам…натор

3)сн…гирь

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)м…ценат 4)хр…стоматия

2)ижд…венец 5)л…леять

3)ст…пендия

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)н…гилизм 4)т…ррариум

2)д…фирамб 5)кор…дор

3)эксп…диция

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)инт…ллигент 4)б…нокль

2)ман…пуляция 5)б…тон

3)прив…легия


Данное пособие представляет собой печатный раздаточный материал по основным правилам орфографии и пунктуации , содержащий наряду с практическими заданиями, контрольными упражнениями и систематизированные теоретические сведения, а также перечень словарных слов, используемых в тестах.

Структура документа предполагает гибкую систему корректировки предложенного материала с возможностью изменения, дополнения, удаления; комплектацию многовариантного (в зависимости от условий проведения) пакета карточек; печать сформированного пакета.

Предложенный курс включает 40 тем и рассчитан на 68 часов. Для удобства использования и экономии бумаги предполагается, что две страницы будут распечатаны на одном листе формата А4.

Ориентированное на комплексное повторение изученного в V-IX классах, предлагаемое пособие помогает закрепить, систематизировать и обобщить полученные знания. Схематично изложенные правила, упражнения, включённые в программу курса, можно использовать для формирования разноуровневых карточек, слайдов и другого раздаточного и демонстрационного материала как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Темы и упражнения, сгруппированные на двусторонних листах, удобны и при индивидуальных занятиях.

Современные учебники русского языка для старших классов не всегда включают в себя перечень словарных слов, которые в изобилии используются в ЕГЭ, поэтому в начале года предлагаю каждому ученику список слов (систематически обновляю), из которых впоследствии формирую словарные диктанты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по русскому языку для учащихся старших классов и поступающих в вузы "Работа с текстом на уроках русского языка".

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» (040401)

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов колледжа, обучающихся по специальности «Социальная работа» и изучающих английский язык и направлено на выработку умений и навыков практич...

Орфография

Буквы ы-и после приставок

Задание: списать, вставить пропущенные

без...мянная речка

по...ск из...сканные манеры

роз...ск небез...звестный поэт

пед...нститут меж...нститутские спортив-

контр...гра ные соревнования

без...сходность без...нициативный человек

с...грать в шахматы пред...дущее изложение

по...грать в мяч пред...стория человечества

под...тожить сделанное меж...мпериалистические

по...скать книгу противоречия

без...дейное произведение

без...скусное повествование

раз...грать партию в шахматы сибирский при...ск

провести полит...формацию

транс...ранская магистраль

пред...юньские события

Орфография

Буквы о-е-ё после шипящих

КАРТОЧКА N 6.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Трущ...ба, щ...тка, ш...лк, ж...рнов, ш...рник, бесш...вный, крыж...вник,

ш...к, ж...ванный, саж...нки, медвеж...нок, печ...ный, реч...нка, улич...нный,

ж...лтый, ш...рох, тяж...лый, ч...рствый, заш...л, пч...лка, освещ...ннный,

пш...нный, размеж...вка, выкорч...вывать, вощ...ный, червяч...к, грош...вый,

моч...ный, парч...вый, горяч..., певуч..., жж...т, стаж...р, старуш...нка,

свинц...вый, перц...вый, облиц...вать.

2. Поставьте данные существительные в творительном падеже.

падеж кирпич продажа плащ

рубеж меч борщ межа

плач свеча пейзаж дача

Орфография.

Карточка № 1

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Орфография.

Правописание приставок на з-с

Карточка № 2

Задание: списать, вставить пропущенные буквы.

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

Орфография

Правописание Е-ё-О после шипящих

    Ж..лтый, ж..рнов, зач..т, печ..нка, пч..лка, капющ..н, ш_лк, ж..лоб, уч..ба, расч..ска, ч..рный, крыж..вник, сгущ..нка, туш...нка, ноч..вка, щ..голь, печ..ный, уч..т, капюш..н, прош..л, сожж..нный, ш_лк, ш..ковая терапия, ноч..вка, ож..г руку, ож..г руки

Трущ..ба, ч..порный, деш..вый, маж..рный, общ.., ш..колад, ш..мпол, треш..тка, ш..пот, ш_рох, ж..рдочка, ч..рствый, харч.., чаш..ба, трещ..тка, изж..га, печ..ный, ш..фёр, ж..кей, веч..рка, обж..ра, холщ..вый, парч..вый, ж..сткие условия, ож..г лица, плащ..м, грош..вая опера, камыш..вая заросль, суш..ные фрукты, увитый плющ..м, парч..вое платье, тонкая беч..вка, жалкая душ..нка, удруч..нный вид, перч..ная туш..нка,прож..рливая гусеница, моч..ные яблоки, тяж..лая дорога.

    Резать нож..м, мой друж..к, светить свеч..й, подойти к реч..нке. пастуш..к уч..ный медведь, молодой стаж..р, без стеснения лж..т, полный боч..нок, туш..ное мясо (туш..нка), сгущ..ное молоко (сгущ..нка), разделить меж..й грядки, больная старуш..нка, вооруж..н пистолетом, писать карандаш..м.

Орфография.

Карточка №1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне

Погл…щать кислород, заг…рать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прис…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.

Орфография.

Безударные гласные в корне слова

Карточка №2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне.

Сост…влять план, усм…рённый поток, гл…жу в книгу, обв…нять в недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять недостатки, костёр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся ветки, глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики, прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…лёкий г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…ждение из пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.

Пунктуация

Запятая при обращении

Расставьте нужные знаки препинания.

1) Родилась я милые внуки мои под Киевом в тихой деревне

2) Вы откуда будете молодые люди?

3) Тебя ль я вижу милый друг?

4) Отпусти меня родная на простор широкий.

5) Опять я ваш о юные друзья!

6) Ваша телеграмма застала меня врасплох уважаемая Анна Михай-

7) Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небреж-

8) Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя.

9) Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пунктуация

Знаки препинания при прямой речи

Выделите нужными знаками препинания прямую речь.

1) Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.

2) Дождь пойдет возразил Калиныч

3) Брат сказал я хочу с тобой поехать.

4) Кто кричит людей беспокоит раздался с моря суровый окрик.

5) Что вы тут делаете промолвил Базаров.

6) То кричит пророк победы пусть сильнее грянет буря!

7) Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сы-

8) Сын успокоил ее ты не тревожься мама.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Орфография

5класс

Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу предложения, надпишите части речи в грамматической основе.

1. Книга в счастье укр..шает, а в несчастье ут..шает.

2.К большому т..рпенью придет и уменье.

3.Отол..ют(?)ся волку овечьи слезки.

4.Игра(не) стоит свеч.

5. Повинную голову меч(?…)(не) сечет.

6.Кто пахать ленит(?)ся, у того хлеб (не) родит(?)ся.

7.Без первой ласточки весна (не) обходит(?)ся.

8.Порядок время бережет.

9.Несчастья боят(?)ся- счастья (не)видать.

Орфография.

5 класс

1.Снят(?)ся людям иногда голубые города.(Л.Ошанин).

2.Скво..ь в..лнистые туманы пр..бирается луна, на печальные п..ляны л..ет печально свет она. (А.С.Пушкин).

3. Ро..ко месяц смотр..т в очи. (А.Фет).

4. Звезды меркнут и гаснут. (Н.Никитин).

5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин).

6.Кро..т уж лист з..лотой влажную землю в лесу. (А.Майков).

7.В осиннике ос..нь маш..т алым крылом. (Ю.Мельников).

8.Ш..лестит под ногами сухая листва.

9.Тихо дремл..т река. Темный бор(не) шумит. (С.Есенин).

Орфография

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу, постройте схему любых четырех предложений.

1.По мокрым скверам пр..ходит ос..нь.(Н.Рубцов).

2.И ноч(.?.) уж на небо взошла. (В.Жуковский).

3. Теплый ветер тихо ве..т.(А.Фет).

4.Кружат(?)ся лист..я. Умолкнули птицы. (Р.Рождественский).

5.Ласково мерцали звезды в выш..не. (Плещеев).

6. Еще ранние птиц.. (не) пели, сереют вверху н..беса.

7. Лист..я кружат(?)ся, шуршат, ветер с шум нал..тает, и гудит,волнуясь, сад, и угрюмо замира..т.

Вверх