Монино военный городок. Интересное в поселке монино московской области, история и современность. Антропонимика городского поселения Монино

Координаты : 55°50′00″ с. ш. 38°11′00″ в. д.  /  55.83333° с. ш. 38.18333° в. д.  / 55.83333; 38.18333 (G) (Я) Глава

Иван Николаевич Найдёнов

ПГТ с Площадь Высота центра Население Часовой пояс Почтовые индексы Автомобильный код

50, 90, 150, 190, 750

Код ОКАТО

География

Расположен в 23 км к востоку от Москвы по Горьковскому шоссе .

История

«Монино» образовано по названию местности «Мунинская пустошь» (межевая ведомость от 23 августа 1792 года). Название Монино или Мунино можно перевести с финно-угорской языковой группы как «Моё хозяйство».

По другой версии, история населённого пункта прослеживается от небольшого хутора, владельцем которого был некто Монин.

В 1926 году здесь стал строиться аэродром для тяжёлых самолётов, стала обустраиваться первая тяжелобомбардировочная бригада. Дальнейшая история посёлка неразрывно связана с авиацией. Статус посёлка городского типа - с 1946 года .

Символика

Герб посёлка утвержден 27 марта 1986 года решением № 49/5 исполкома Монинского поселкового Совета народных депутатов Щелковского района. В 1992 г. в композицию герба были добавлены внешние обрамления - венок и корона .

Население

Численность населения
1959 1970 1979 1989 2002 2006 2009 2010
10 787 ↗ 15 773 ↗ 18 416 ↗ 18 582 ↗ 20 017 ↘ 19 700 ↘ 18 661 ↗ 22 821
2012 2013 2014 2015 2016
↘ 22 462 ↘ 21 452 ↘ 21 184 ↘ 21 023 ↘ 21 003

Инфраструктура

Монино состоит из двух частей: военного городка (распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 349-р исключён из списка закрытых военных городков, де-факто открыт 12 мая 2011 года, пропускная система отменена), где находилась ВВА им. Гагарина, и рабочего городка (открытая территория) с железнодорожной станцией .

Образование

Связь

В посёлке оказывает услуги доступа в интернет интернет-провайдеры «Инфолинк» и «Смайл».

Транспорт

В посёлке имеется железнодорожная станция Монино на соединительной ветке Мытищи - Фрязево ярославского направления.

Есть автобусное сообщение с городами: Москва (362, 587), Ногинск (34, 41), Щёлково (26), Старая Купавна (33), Лосино-Петровский (30, 32, 38). Внутригородских маршрутов нет.

По территории военного городка проходит железнодорожная ветка которая соединена с железнодорожной линией Мытищи - Фрязево. В советское время по ней осуществлялось снабжение многочисленных военных объектов. В настоящее время ветка полностью заброшена. Весной 2016 года в ходе ремонта теплотрассы в районе улицы Маслова часть железнодорожной ветки демонтирована, там, где она проходила, проложили под землей трубы горячего водоснабжения.

Спорт

Фотографии

    GeorgiChMonino.jpg

    Храм св. Георгия Победоносца

    Monino Aviation museum.jpg

    В Центральном музее Военно-воздушных сил РФ

Напишите отзыв о статье "Монино"

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. . - Московский статистический отдел. - М ., 1929. - С. 428–429. - 2000 экз.
  3. // monino-city.ru (Проверено 16 сентября 2016)
  4. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  5. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  6. (рус.) . Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. .
  7. . .
  8. . .
  9. (RTF+ZIP). Развитие местного самоуправления на территории Московской области. Проверено 4 февраля 2013. .
  10. . Проверено 2 января 2014. .
  11. (рус.) . Федеральная служба государственной статистики. Проверено 29 октября 2013. .
  12. . Проверено 31 мая 2014. .
  13. . Проверено 16 ноября 2013. .
  14. . Проверено 2 августа 2014. .
  15. . Проверено 6 августа 2015. .
  16. Правительство России. . Распоряжение от 12 ноября 2015 года №2303-р (12.11.2015 г.). Проверено 14 ноября 2015.
  17. . Проверено 10 февраля 2013. .

Библиография

  • Чехерева Г. А. Щёлковский край. Городское поселение Монино. 2-е изд. М.: Моск. тип. № 6, 2009.

Источники

  • Монино - статья из

    Отрывок, характеризующий Монино

    – Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?
    – И вы думаете, что Наполеон успеет переправить армию? – спросил Борис, улыбаясь.
    Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
    Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
    Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
    Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
    – Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
    – Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
    – Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
    – Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
    – Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
    – Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
    – Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
    – Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
    – Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

    Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
    – Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
    Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
    – Виновата с, – сказала горничная.
    – Попросите ко мне графа.
    Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
    – Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
    Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
    – Что прикажете, графинюшка?
    – Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
    Лицо ее стало печально.
    – Ах, графинюшка!…
    И граф засуетился, доставая бумажник.
    – Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
    И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
    – Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
    Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
    – Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
    – Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
    – Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
    – Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
    – Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
    – Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
    – Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
    Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
    – Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
    – Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
    – Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
    Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
    – Вот Борису от меня, на шитье мундира…
    Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

    Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
    В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
    Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.

Поселок Монино начинался с небольшого хутора, владельцем которого был некто Монин. От хутора проходила просека до Нижегородского шоссе. Эта лесосека использовалась для заготовки шпал в Богородском уезде.

В 1926 году на разъезде Монино проживало около 30 человек, в 1959 году – 10,8 тысяч человек.

В 1926 году потребовался аэродром для тяжелых крупноразмерных самолетов ТБ. Было решено создать мощную авиабазу недалеко от Москвы, и именно в Монино был отведен лесной участок для этой цели. За три года здесь вырубили несколько сотен гектаров леса, выкорчевали пни и кустарники, выровняли поверхность и залили бетоном две взлетно-посадочные полосы длиной по 750 метров, построили рулежные дорожки из красного кирпича.

В строительстве авиабазы участвовали пять тысяч человек различных специальностей и около тысячи крестьян, мобилизованных со своим гужевым транспортом и домашними инструментами.

Одновременно со взлетно-посадочными полосами строились большие ангары, служебные здания и жилой городок.

Начальником ВВС РККА в 1926 году был Алкснис Я.И. Много внимания он уделял Монинскому гарнизону , помогал в снабжении и укомплектовании здесь первой тяжелобомбардироовочной бригады. Строительство авиационной базы еще продолжалось, когда в 1930 году летчик М.М. Громов начал испытания нового туполевского тяжелого четырехмоторного цельнометаллического самолета ТВ-3. Много групповых дальних перелетов ТБ-3, а затем и ДБ-3 было совершено с аэродрома в Монино . Здесь был сформирован авиаполк дальних разведчиков. В августе 1941 года отсюда вылетали на бомбежку Берлина.

В поселке Монино находится Военно-воздушная ордена Кутузова академия имени Ю.А.Гагарина, приказ о создании которой был подписан народным комиссаром 29 марта 1940 года. За 60 лет академия подготовила несколько тысяч командиров и авиационных специалистов для ВВС страны. Немало фундаментально-научных трудов, сотни учебников, а также рекомендаций и пособий создано профессорско-преподавательским составом академии. Контингент обучаемых в академии специалистов постоянно расширяется за счет слушателей из ближнего и дальнего зарубежья. В разные годы здесь обучались офицеры из Болгарии, Польши, Югославии, Албании, Венгрии, бывшей ГДР, Румынии, Монголии, Китая, КНДР, Вьетнама, Кубы, Алжира, Лаоса, Сирии.

В 2000 году по распоряжению губернатора Московской области Б.Ф. Громова на базе Военно-воздушной академии начали создавать общеобразовательную школу-интернат первоначальной летной подготовки, выпускники которой получат удостоверение на вождение легких самолетов. В этом необычном учебном заведении школьники будут изучать не только общеобразовательные предметы, но и инженерно-технические дисциплины.

В поселке Монино находится единственный в России Музей Военно-Воздушных Сил. В начале 30-х годов на этом месте находился комплекс сооружений для ремонта авиационной техники, в который входили аэродром и мастерские. Комплекс просуществовал до 1956 года. В 1958 году было принято решение о создании Музея Военно-воздушных Сил страны. 23 февраля 1960 года музей принял первых посетителей, поток которых растет и составляет в среднем 200 тысяч человек в год. Среди посетителей много иностранных туристов. В мае 199з года Музей ВВС принят в Международный совет музеев (ИКОМ), а в июне 2000 года согласно постановлению правительства Российской Федерации он обрел самостоятельность.

Работу музея (содержание основных фондов, обновление и пополнение экспозиции, разработку экскурсионных программ) обеспечивают три отдела — научной экспозиции, комплектования фондов, музейный и реставрационные мастерские.

Базу музея составляют основное здание (бывшие ремонтные мастерские), открытая площадка и ангар.

На открытой площадке представлено более 170 самолетов, вертолетов, планеров, в том числе уникальные экспонаты выпуска 1909 года, летательные аппараты первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн, боевые машины послевоенного периода, образцы современной военной и гражданской авиационной техники, разработанные в Опытных конструкторских бюро (ОКБ) Туполева, Яковлева, Сухого, Ильюшина, Антонова, Миля и др. главных авиаконструкторов.

На стендах основного здания посетители могут проследить историю авиации в России, основные этапы которой представлены в шести залах:

1. зарождение авиации;

2. 20-30-е гг. и начало Великой Отечественной войны;

3. Великая Отечественная война;

4. В заключительный этап Великой Отечественной войны — Берлинская операция;

5. послевоенное развитие авиации.

В ангаре размещены летательные аппараты, имеющие историческое значение: «Форман-4» выпуска 1909 г., легендарный «Илья Муромец» выпуска 1913 г. (конструктор И. Сикорский), самолеты — английский «Сопвич» и французский «Вуазен», бывшие на вооружении Российской армии до 1922 г.; первый отечественный цельнометаллический пассажирский самолет «АНТ-2» выпуска 1924 г., «АНТ-25» выпуска 1933 г., на котором летчики В. Чкалов, а затем М. Громов осуществили перелеты через Северный полюс в Америку, установив рекорды дальности полетов. Кроме того, в ангаре находятся три типа учебных самолетов «ЯК-18», корзины и гондолы стратостатов, планеры.

Малоизвестен пока музей продовольственной службы, находящийся в поселке. Здесь можно увидеть уникальные экспонаты – от котелков и имущества квартирмейстеров до современных походных пищеварочных котлов, кухонь, столовых, хлебозаводов, мельниц, мясопунктов, холодильных средств, образцов пайков, включая космонавтский.

Население поселка Монино в настоящее время составляет 22 тысячи человек, из них 15 – имеют непосредственное отношение к Министерству обороны. Поселковая администрация, учитывая, что развитие поселка тесно связано с жизнью и задачами объектов Министерства обороны, работает постоянно контактируя с руководством ВВА имени Гагарина и воинских частей, базирующихся на территории поселка. ВВА платит налоги в местный бюджет, военные строители ремонтируют школы и больницу. Жилой фонд поселка находится на балансе Министерства обороны. Местные органы самоуправления в начале 90-х годов выделили землю под строительство индивидуальных домов для офицерского состава, а также для учителей, врачей и других работников бюджетной сферы.

Информация о п. Монино (Московская область):

Поселок Монино расположен на северо-востоке от Москвы в живописном лесном уголке. Ещё в летописях XII — XIII веков упоминается об этих местах. Здесь проходил Стромынский тракт, соединяя Киевскую Русь с Владимиро — Суздальским княжеством. Шёл он через земли села Арестово в Монинскую пустошь. Князь Иван Колита в 1327 г. подарил эти земли великой княгине Настасье. Позднее село Арестово вошло в Осеевскую волость Богородского уезда Московской губернии. В начале XIX века на Монинской пустоши братья Шишковы построили две текстильные фабрики.

После Октябрьской революции фабрики были национализированы и объединены в Монинский камвольный комбинат. В 1928г. в районе Монинского леса началось строительство авиационной базы и железнодорожной станции. Для размещения строителей стихийно возникли первые землянки и бараки. Севернее железной дороги — землянки и бараки для грабарей (возчиков живого транспорта).
Южнее — бараки для рабочих, это будущий рабочий городок. Возле железнодорожной станции — дома и бараки для её рабочих и служащих. А вблизи аэродрома — ангары, склады и жилые помещения для лётного и технического состава авиационной бригады. Посёлок грабарей дальнейшего развития не получил. В рабочем городке выросло ещё 5 бараков и 4 двухэтажных деревянных дома. А в авиационном городке — первые кирпичные дома. В одном из них в 1930г. в двух комнатах открылась школа на 3 класса по 15 учеников в каждом. А в 30-е годы ввели в строй каменную 2-х этажную семилетнюю школу.

Далее появились: медицинский пункт, ясли, роддом, столовая, гастроном, дом красной армии и спортивные площадки. Строительство и развитие посёлка осуществлялось под общим руководством Маслова. В конце 30-х годов значительно усложнилась международная обстановка, приближалась вторая мировая война.

Стране требовались авиационные командиры, способные руководить боевой деятельностью авиационных частей и соединений. С этой целью на территории посёлка Монино в 1940г. была создана военно-воздушная академия. Первым начальником академии был назначен генерал-майор авиации Померанцев. Июнь 1941г. надолго прервал мирный труд советского народа, наступили годы испытаний. Промышленность, транспорт и сельское хозяйство были переключены на удовлетворение нужд фронта. Лозунгом дня стало: «Всё для фронта, всё для победы».

«Вот в этом самолётном цехе мы всю войну работали, и на холодном аэродроме, тоже самое, и на стоянках, тоже самолёты ремонтировали, под брезентом и палатками с аккумуляторными лампочками», — говорит одна из ветеранок великой отечественной войны. На фронт ушёл каждый третий житель посёлка.
«Вот с этого аэродрома когда немцы подошли к Сталинграду и вышли к Кавказскому хребту нам было приказано, правда мы начали боевые действия раньше — в июне месяце, вот, нам было приказано: ударить по Киннехсбергу», — говорит один из пилотов-ветеранов. За годы войны академия подготовила несколько тысяч авиационных командиров, штурманов, офицеров тыла. Многие воспитанники прошлись боями от Москвы до Берлина. С огромными потерями страна сумела отстоять социалистические завоевания, защитить свою свободу и независимость и вышла победителем из самой жестокой битвы столетия.

Война принесла немало горя и страданий советскому народу. Не обошла она и наш посёлок. Около полутора тысяч жителей Монина не вернулись домой. Сотни экипажей героически погибли, выполняя боевые задания Родины. Предстоял огромный труд по восстановлению промышленности, транспорта, сельского хозяйства. После войны Монино получило юридический статус, избран первый поселковый совет депутатов трудящихся во главе с Вавиловым. Позднее избирались новые составы поселковой власти, но программы их деятельности всегда были схожи: продовольствие, топливо, школы, сады, ясли, жильё, жильё и жильё. К этому времени население посёлка возросло до 15000 человек. Фактически, сложилось 3 микрорайона: военный городок, жилищное строительство которого только разворачивалось; рабочий городок, жилой фонд которого состоял из бараков; посёлок Стахановский — это 113 домов на правах личной собственности граждан. Впервые были разработаны чертежи посёлка, план его благоустройства, приняты решения по электрификации и газификации, строительству школ, больниц, домов.

В рабочем городке в 1945 г. открылась начальная школа. Располагалась она в старом бараке с печным отоплением.
А в лесу Стахановского посёлка открылась семилетняя школа. Заметно активизировалась работа системы здравоохранения. С фронта вернулись врачи-фронтовики: Федорченко, Данилевская, Демидова, Лобова и др. С приходом в академию маршала авиации Красовского, жилищное строительство приобрело особый размах. Благодаря его усилиям в посёлке появилось 38(!) благоустроенных улиц: Авиационная, Академическая, Баранова, Дружбы, Лесная, Центральная, Южная и др. Началась газификация посёлка. В результате совместных действий поссовета и руководства академии, наше Монино стало единственным в области полностью газифицированным посёлком. Появилась первая телефонная станция на 1000 номеров, открылось автобусное сообщение по маршрутам до Щёлково, Акрихино, Купавны и Ногинска. К началу 70-х годов была закончена реконструкция железной дороги, проложен второй путь от Чкаловской до Монино и далее — до Фрязево, построен пешеходный тоннель и кинотеатр «Огонёк» на 400 мест.

В 90-х годах сдано в эксплуатацию 9 многоэтажных домов, 2 торговых комплекса, открыт офортный пункт милиции, проведена замена линий электропередач в микрорайоне Стахановский. Реконструированы: северный КПП, плавательный бассейн. Началось восстановление стадиона Локомотив.

Сегодня Монино — это один из научных учебных и культурных центров Щёлковского района. Градообразующим компонентом посёлка является Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина — единственная в стране кузница авиационно-командных кадров.
В академии обучались тысячи авиационных командиров, сотни из них стали видными военачальниками, более семисот её выпускников — герои Советского союза и России. 65 из них — дважды герои, а Иван Никитович Кожедуб — трижды герой Советского союза. Академию закончили 23 зарубежных и отечественных космонавта. У нас проходил спец подготовку первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин. Академией выполнено более четырёхсот крупных фундаментальных научно-исследовательских работ. Издано около двухсот учебников, разработано 2780 нормативно-правовых документов для строевых частей и слушателей академии. За высокие показатели в подготовке авиационных командных кадров 462 офицера, прапорщика, рабочих и служащих академии награждены орденами и медалями. Гордость академии составляют: 4 академика, 2 члена-корреспондента академии военных наук, 3 заслуженных деятеля науки и техники, 26 докторов и 315 кандидатов военных наук, 52 профессора и 378 доцентов. Учебно-материальная база академии — одна из лучших в вооружённых силах. Она включает более 30-ти компьютерных классов, 10 специализированных командных пунктов, 12 авиационных тренажёров и систем моделирования динамики боевых действий и автоматизированной оценки результатов боя. На пороге нового тысячелетия академия смело смотрит в будущее, она была, есть и будет колыбелью виднейших военных теоретиков и талантливых военачальников.

На территории посёлка действует крупнейший в мире и единственный в России музей — выставка военно-воздушных сил Российской федерации.
Богатейшая коллекция музея насчитывает более 40000 экспонатов: от древнейших Ваузенов до современного Бурана, в том числе более 160-ти самолётов и вертолётов, 2545 образцов авиационного вооружения, более 600 скульптур и портретов. Экспозиция отражает все этапы развития отечественной военной техники, раскрывает истоки патриотизма и беспримерного героизма авиаторов. Музей превратился в базу военно-патриотического воспитания молодёжи. Значительный вклад в это дело вносят члены клуба «Авиатор», возглавляемого героем советского союза, генерал-лейтенантом авиации Товачевичем. В среднем, за год музей проводит около 3000 экскурсий общей численностью свыше 130000 человек.

Кроме этого в Монино есть ещё один уникальный музей — музей продовольственной службы вооружённых сил. Его экспозиции посвящены оборудованию и технике, использующихся в продовольственной службе для переработки, хранения и доставки продуктов питания на стол военнослужащих. Недавно музей отмечал трёхсотлетие со дня рождения продовольственной службы вооружённых сил России.

Страна вступила в новый этап своего развития. Экономика приобрела рыночный характер. Появились частные предприятия. Население на собственном опыте знакомится с жесточайшими законами рынка. Произошло расслоение общества. Для взаимной, моральной и материальной поддержки в посёлке создан ряд общественных организаций: общество ветеранов, инвалидов, репрессированных, союз советских офицеров, коммунистическая партия и др.

С 1988г. в посёлке работают 2 отделения центра социального обслуживания на дому «Забота», помогающие больным, инвалидам, немощным, одиноким и пожилым жителям. Сотрудники социальной помощи закупают продукты, медикаменты, делают уколы и медицинские процедуры, помогают написать письма, оплатить коммунальные услуги или просто внимательно выслушать страдающего. В общем это более 75000 услуг за год. Не менее важную работу по социальным вопросам выполняет первичная организация общества инвалидов, насчитывающая более 300 человек. Самой крупной общественной организацией является общество ветеранов, которая объединяет более 1400 человек, участников войн, тружеников тыла, ветеранов труда и вооружённых сил. Активисты общества ведут большую военно-патриотическую работу с молодёжью, выступают с лекциями и докладами на предприятиях, в воинских частях нашего и соседних районов. Возглавляет совет ветеранов генерал-лейтенант Загайный.
Основной задачей совета является воспитание молодёжи в духе лучших традиций российского народа и его вооружённых сил, историко-поисковая и пропагандистская работа, помогающая познать правду о войне и современности.

Жизнь не стоит на месте, на смену идут новые поколения, им жить в XXI веке, от каждого из нас зависит, что мы оставим детям и внукам. Так пусть с каждым днём наше Монино становится богаче, теплее и уютнее.

Геральдика:

Утвержден 27 марта 1986 года решением № 49/5 исполкома Монинского поселкового Совета народных депутатов Щелковского района. Автор — И.С. Сметанников.

«Герб представляет собой щит, разделенный горизонтально на 2 части. В верхней части в голубом поле изображен самолет «ПО-2» — символ музея ВВС.В нижней части щита в красном поле — раскрытая книга, символизирующая Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Щит пересекается железнодорожной линией, разделяющей на 2 части сам поселок и характеризующей его как железнодорожный узел. Окраска щита символически образует цвета государственного флага РСФСР. В вольной части щита — башня Московского Кремля, означающая, что поселок расположен в Московской области.

ГВ 1992 году герб несколько изменился. Из вольной части щита была убрана эмблема Московской области (стилизованная башня Кремля). Щит увенчала червленая «мерлоновая» корона (то есть стенчатая корона, зубцы которой оформлены в виде зубцов кремлевской стены), добавились детали обрамления — сосновый венок, перевязанный бело-сине-красной лентой с названием города золотыми буквами.

Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ в п. Монино .

Официальный портал Администрации городского поселения Монино .

п. Монино . Неофициальный сайт.

Современный сайт городского поселения Монино .

п. Монино . Материал из Википедии - свободной энциклопедии.

История становления Монино.

О местности, где сегодня расположено городское поселение Монино , упоминается ещё в летописях XII – XIII веков. На этой территории располагались села Арестово и Монинская пустошь (отсюда пошло название поселка). В 1327 году Иван Калита одарил этими землями великую княгиню Настасью. В начале XIX века на Монинской пустоши братья Шишковы построили текстильные фабрики. После Октябрьской революции их объединили в .

В конце 20-х годов ХХ века в монинском поселении началось строительство железнодорожной станции и авиационной базы. В ходе строительства возле железной дороги слева- бараки для рабочих и служащих. А вблизи аэродрома, справа- разместили ангары, склады и жилые помещения для авиационной бригады. На современной территории поселка это нашло отражение в названиях: Рабочий посёлок возле железнодорожной станции, военный городок с проживающими сотрудниками Военно-воздушной академии и членами их семей. Именно здесь появились первые кирпичные дома, в одном из которых открылась школа на 3 класса по 15 человек. А в 30-е годы уже построили 2-х этажную семилетнюю школу. Развитие поселка осуществлялось под контролем Маслова .

Приближавшаяся Вторая Мировая Война привела к тому, что в 1940г. На территории поселка была создана военно-воздушная академия в современном виде. Начальником академии был назначен генерал-майор авиации Померанцев . За годы войны академия подготовила несколько тысяч командиров, штурманов, офицеров тыла, в которых так нуждалась страна в это нелегкое время. Потери этой войны коснулись и жителей поселка Монино. Около 1500 человек остались на полях сражений, защищая Родину. Для оставшихся- наступило трудное время по восстановлению всего хозяйства.

/ /

После окончания войны, использовавшийся во время войны госпиталь был преобразован в санаторий, который действует и поныне. В санатории проходят лечение люди с заболеваниями органов пищеварения. Санаторий в Монино располагает водолечебницами с различными процедурами и ваннами. В находится: взрослое, детское, инфекционное отделение, а также наркологическое отделение.

Военный аэродром в мирное время тоже нашел своё гражданское применение, на его территории действует единственный в России музей авиации под открытым небом. В экспозиции музея вы сможете встретить любопытные исторические самолеты и современные образцы воздушных кораблей. На территории самого музея есть и экспозиция в самом здании музея, где рассказывается о становлении музея авиации в Монине.

Официальная структура.

По окончании войны город уже отображается в официальных документах. А в 1986 году утвержден официальный Герб поселка Монино, который в 1992 году был несколько видоизменен. Разрабатываются также и чертежи самого поселка. Как и в любой юридической единице появилась своя управленческая ветвь – избранный во главе с Власовым поселковый совет. В это время на территории поселка Монина сформировались три микрорайона: военный городок, рабочий городок и поселок Стахановский - это 113 домов на правах личной собственности граждан. Число жителей выросло до 15000 человек.

В 1945 году в рабочем городке открылась начальная школа, а в Стахановском поселке – семилетняя. С приходом в академию маршала авиации Красовского в поселке Монине появилось 38 благоустроенных улиц.

В начале 70х годов закончилась реконструкция железной дороги и обновление станции Монино Ярославского направления железной дороги, построен кинотеатр «Огонек».

В современное время в поселке построили девять многоэтажных домов, два универсальных торговых комплекса, открыли опорный пункт милиции, бассейн и начали восстановление стадиона Локомотив. Кроме того случилось знаменательное событие поселку был присвоен статус городского поселения .

На территории городского поселения располагаются: санаторий и музей авиации.


Администрация Монино постоянно совершенствует свою работу. Главой городского поселения является И.Н. Найдёнов , ранее Крюков Юрий Валентинович . На официальном сайте монинской администрации периодично можно встретить обновления и дополнения. Депутатский корпус представлен следующими гражданами: Алешена Нурия Ахметовна , Антропов Александр Геннадьевич , Волкова Светлана Алексеевна , Гаршин Александр Федорович , Зиборова Татьяна Юрьевна , Каркавцева Маргарита Юрьевна , Клименко Владимир Александрович , Курбатов Михаил Алексеевич , Матвеев Олег Юрьевич , Сапон Алексей Никитович , Саттаров Рифкат Гарафиевич , Солодилов Анатолий Васильевич , Строева Валентина Ивановна , Устинова Людмила Владимировна , Штокало Владимир Кириллович .


Монинская современность.

Сегодня современное Монино является одним из научных центров Щелковского района. Расположен он в 23 км к востоку от Москвы. Сегодня он считается поселком городского типа и проживает в нем более 19000 человек.

Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина.

Главной гордостью поселка считается Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина. Выпускниками академии стали тысячи командиров, многие из которых получили звания героев Советского Союза и Росси. Иван Никитович Кожедуб - трижды герой Советского союза – также обучался здесь. На территории военного города при академии расположены Центральный музей Военно-воздушных сил РФ и храм св. Георгия Победоносца. Сам Ю.А. Гагарин проходил специальную подготовку в стенах академии. Сотрудниками академии проведено множество научно-исследовательских работ, разработано и издано около 3000 книг и нормативно-правовых актов. Более 400 служащих были награждены орденами и медалями. Гордость академии составляют: 4 академика, 26 докторов и 315 кандидатов военных наук, 52 профессора, 378 доцентов, 2 члена-корреспондента академии военных наук и 3 заслуженных деятеля науки и техники. И при такой базе в будущем еще много людей покинут стены академии мастерами своего дела.

Также в городском поселении базируется монинский регби-клуб ВВА-Подмосковье - девятикратный чемпион СССР и шестикратный чемпион России по регби.

Ценное исследование

Г. Ровенский о статье А. Симакова

Статьи Алексея Симакова (Монино) всегда отличаются тщательным исследованием. Автор нашел два старинных документа, расширяющих наше представление об истории Лосино-Петровского края. В одном уточняется дата приобретения отцом купца Шишова соседней пустоши Мунино – ранее 1823 г., в то время как известный историк этого края А. Ерофеева относила эту дату на 1829 г. В другом – первое упоминание в 1862 г по соседству названия Монино («мыза Монино»). В нем же – факт появления на нашей земле первого дачника, рижского горожанина Андриана Цейца, – это было 150 лет назад – хороший повод отпраздновать этот юбилей десятками садоводческих товариществ с тысячами дачников.

Антропонимика городского поселения Монино

Алексей Иванович Симаков, [email protected]

Городское поселение Монино Щёлковского района, М.О. расположено на 38-ом километре шоссе Москва - Нижний Новгород.

Большинство местных краеведов происхождение названия данного населённого пункта связывают с участком земли на юго-западе современного города Лосино-Петровского, недалеко от Аристового погоста (некогда село Пречистое), так называемой «Мунинской пустошью»

Так, например Ровенский Г.В. в своей работе «Топонимический справочник Щёлковского района» пишет:

«Монино, ж/д станция и поселок.

Вместе с тем, из документа видно, что базовыми ориентирами месторасположения нанимаемого Адрианом Цейцем земельного надела являются три основные объекта:

  1. земля купца И.В.Шишова (пустошь Мунина на левом берегу речки Звероножки, по соседству
    с Аристовым погостом (некогда с. Пречистое);
  2. дорога, ведущая на мызу Монино;
  3. речка.

По длине земельный участок ограничен дорогой, с одной стороны и речкой – с другой.

Речкой, упоминаемой в документе, может быть только Звероножка, протекающая по землям, принадлежащим церкви при Аристовом погосте и одновременно по границе пустоши Муниной (владения купца Шишова).

Для понимания того, что дорогой, «ведущей на мызу Монино» является одна из шести, расходящихся в разные стороны от Аристова погоста дорог, достаточно взглянуть на фрагмент карты Московской губернии, которая была гравирована в Военно-топографическом депо в 1860 году.

При составлении карты пользовались материалами топографических съемок, произведенных в 1852-1853 годах, но надо заметить, что съемки 1838-1839 годов также были положены в основу создания данной карты для тех листов, которые охватывают территорию Москвы и окрестностей. Содержание карты очень подробное. Особое внимание обращает на себя высокое мастерство граверов, благодаря которым все элементы карты превосходно читаются. Великолепно показан рельеф, особенно овражная сеть: прорисованы мельчайшие отрожки, которые на современных топографических картах аналогичного масштаба могут быть просто опущены. На карте подписано большое количество различных объектов, что позволяет использовать ее как ценнейший источник сведений по топонимике, так как многие гидронимы сегодня частично утеряны, - их не встретишь ни на одной крупномасштабной топографической карте. Даже сейчас, спустя 150 лет, с помощью этого документа можно достаточно уверенно ориентироваться в сельской местности. Неудивительно, что в советское время данная карта попала в разряд «секретных».

Три дороги, ведущие в Асеево, Назарово и на Владимирский тракт можно исключить сразу т.к. они расходятся относительно речки Звероножки под углом близким к 90° и не могут по этой причине ограничивать земельный участок с одной из сторон. К тому же дороги, расположенные к северу от реки и удалены от её левого берега на значительное расстояние, много превышающее длину земельного надела, нанимаемого Адрианом Цейцем.

По этой же причине можно вычеркнуть из списка и дорогу на Орловку. Ещё одним аргументом в пользу этого является её значительное удаление от земли, принадлежащей купцу Шишову. Дорога на Соколово, несмотря на то, что на некотором своём отрезке идёт параллельно с речкой Звероножкой, также начинается довольно далеко от земли купца Шишова.

В результате можно сделать логический вывод - дорогой «ведущей на мызу Монино» является оставшаяся из шести - идущая в направлении Болобонова. Тут речка Звероножка делает небольшой изгиб и некоторое расстояние течёт параллельно дороге.

Примечание : жёлтым кругом обозначено предполагаемое месторасположение земельного участка

К сожалению, по самой топографической съёмке трудно определить месторасположение населённого пункта с данным названием. Однако не стоит забывать, что рассматриваемый документ датирован 1862 годом, а сама карта составлялась на основе данных 1838 – 1853 годов.

Предполагаемое месторасположение земельного участка. Современная спутниковая съёмка.

Даже из приблизительного наложения дороги на современную карту видно, что она проходила непосредственно через территорию современного городского поселения Монино, в границы которого в январе 1946 г. вошёл посёлок «Стахановец». Кроме того, как видно из фрагмента топографической съёмки 1860 г., основную дорогу пересекают ещё две, на каждой из которых также могла находиться мыза Монино, упомянутая в документе.

По давно сложившейся и прочно укоренившейся не только в нашей стране, но и во всём мире традиции датой рождения любого населённого пункта считается, документально подтверждённая дата основания на этом месте первого поселения, сколь угодно малого. Им может быть один единственный дом, колония поселенцев из двух-трёх семей, заводик, при котором имелся барак с дюжиной рабочих…

Можно надеяться, что данное исследование ставит под большой вопрос общепринятый вариант топонимического названия населённого пункта Монино и указывает на точную дату его образования.

Антропонимы - названия географических объектов, произведённых от личного имени (от греч. antropos – человек)

Экономические примечания к генеральному межеванию.Богородский уезд. 1782 по материалам 1767-8 гг.

Мы́за – отдельно стоящая усадьба с сельскохозяйственными постройками.

Многие москвичи знают о существовании рядом с мегаполисом небольшого населенного пункта Монино. В Московской области таких поселков немало, сейчас многие из них становятся дачными кластерами, местами загородного отдыха.

Немного о поселке

ПГТ Монино находится на 23-м километре Горьковского шоссе.

Проживает в поселке Монино Щелковского района Московской области, по данным на 2016 г., более 21 тысяч человек.

Монино состоит из 3 частей:

  • военного гарнизона;
  • так называемого рабочего городка;
  • территории около железнодорожной станции.

В поселке действуют 3 общеобразовательные школы, детская музыкальная школа, больница.

История

О возникновении Монино существует 2 версии. Согласно одной, пустошь около леса называлась Мунинская, на это означает "личное хозяйство", отсюда появилось и наименование небольшого поселка.

По второй версии землями в XVIII-XIX ст. владел некий помещик Монин. На его землях заготавливали лес для железной дороги. Вот его фамилия и послужила названием поселку.

После революции в Монино проживало около 30 человек, которые работали на Северной железной дороге и шерстоткацкой фабрике.

Монино и авиация

Активно развиваться ПГТ Монино в Московской области стало со строительством на пустынных болотистых землях в 1926 г. военного аэродрома. Тысячи человек были заняты вырубкой гектаров густого леса, чтобы за короткий срок соорудить 2 взлетные полосы длиной почти по километру, служебные помещения, ангары и военный городок. Тяжелые бомбардировщики и полк дальних авиаразведчиков размещались на аэродроме. Отсюда в 1941 г. советские летчики отправлялись на бомбежку Берлина.

В 1940 в Монино открывается Военно-воздушная академия, которой в 1968 г. было присвоено имя первого космонавта Юрия Гагарина.

Вокруг академии сразу были построены общежития для семей военнослужащих, военный городок стал закрытой зоной с пропускным режимом. В академии готовили высокопрофессиональные кадры летного дела, среди выпускников 700 человек получили звание Героя Советского Союза, были подготовлены около 10 летчиков-космонавтов. Именно здесь учился, а затем преподавал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.

В ВВА им. Ю.А. Гагарина готовили прекрасно образованных специалистов не только для советской армии, но и для дружественных держав. Прошли курс подготовки в академии более 2 тысяч иностранных военнослужащих из Сирии, Польши, Кубы, ГДР, Вьетнама, Китая, Лаоса и других стран.

В 2008 г. расположенную в Монино Московской области ВВА им. Гагарина объединяют с ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского и переводят в столицу, в 2011-м военный гарнизон перестает быть закрытой территорией.

Сейчас на базе академии устроен федеральный где готовят инженеров по 10 специальностям.

Достопримечательности ПГТ Монино Московской области

Основной достопримечательностью является музей истории авиации. Он был создан еще в 1958 г. при военной академии в поселке Монино Московской области.

В наши дни музей ежегодно посещают около 150 тысяч человек. Ведь в 2 ангарах, в 6 крытых залах и на летном поле расположены уникальные экспонаты - от первых летательных аппаратов до современных конструкций.

Здесь можно увидеть один из 7 созданных в 1913 г. самолетов «Илья Муромец». Эта разработка И. Сикорского стала первым в мире пассажирским транспортом, оснащенным спальным салоном и туалетом. Есть в музее триплан "Сопвич", "Летатлин", самолеты Второй мировой войны и современные образцы. В музее представлены коллекции униформы и оружия, отечественной и зарубежной техники, самолеты, ракетные системы и вертолеты.

На аэродроме регулярно устраивают авиашоу, на которые съезжаются многочисленные туристы.

Музей в Монино работает со среды по воскресенье с 9 до 17 часов.

Есть в Монино и еще один музей, о существовании которого мало кто знает. Это музей продовольственной службы, расположенный в военной части 25976. На площадках музея можно увидеть развитие военной продовольственной службы от времен Петра I до наших дней. Как и чем кормили солдат 300 лет назад и как это происходит сегодня, образцы военных пайков, в том числе космические, кухонное и столовое оборудование, передвижные хлебопекарни и походные котлы - все это увидят те, кто попадет в музей по предварительной записи.

Монино для москвичей

В Монино Московской области легко добраться:

  • электричкой с Ярославского вокзала на Фрязино, в пути придется провести 1 час 15 минут;
  • автобусами из Москвы от ст. м. "Партизанская" и "Щелковская", в пути около часа, выходить надо на остановке «Поворот на Монино»;
  • на автомобиле следует ехать по шоссе Энтузиастов или Горьковскому.

Многие жители столицы отправляются в выходные в Монино, чтобы отдохнуть на природе и набраться сил, устроить пикник, погулять по лесу, собирая землянику, малину или грибы, зимой покататься на лыжах.

На монинском стадионе часто проводят соревнования по регби, ведь в поселке расположена база клуба ВВА-Подмосковье, чемпиона России и СССР.

Вверх