Современные проблемы науки и образования. Теоретико-методологические основы изучения туристических дестинаций Формирование туристской дестинации

В статье анализируется ключевое понятие современного туристского дискурса - «туристская дестинация». Предлагается комплексная модель «туристской дестинации» как концепта. Выделяется 5 основных взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов понятия «дестинация»: географическо-территориальный, инфраструктурный и ресурсный аспект, маркетинговый, социальный и управленческий.

Ключевые слова: туристская дестинация, определение дестинации, туризм.

Туризм по своему определению тесно связан с территориями. Ключевым элементом туристской системы является территория, которая привлекает туриста, куда он совершает свою поездку и где проводит какое-то время - дестинация.

Понятие «дестинация» происходит от латинского «местонахождение» и является одним из основных терминов понятийного аппарата зарубежных исследователей и практиков туризма уже около 30 лет. В российской науке и практике понятие «дестинация» является относительно новым, однако получающим все большее признание и активное использование (особенно в рамках экономики и менеджмента туристских территорий).

Несмотря на широкое распространение само по себе понятие «дестинация» практические не становилось предметом отдельного анализа в туристкой литературе. Однако с точки как науки, так и эффективного управления принципиально важным является анализ природы, структуры и содержания самого понятия «дестинация».

Приведем несколько определений понятия «дестинация» наиболее известных и авторитетных зарубежных и российских исследователей туризма.

В литературе «дестинации» часто определяется как территория, куда приезжает турист, но имеет ли эта географическая территория административные границы или это не имеет значение? Дестинация рассматривается как совокупность аттракций, инфраструктуры и людей, но как эти составляющие связаны между собой? Можно ли назвать дестинацией территорию, обладающую значительными туристскими ресурсами или необходимо что-то еще? Если определять дестинацию как продукт, то есть ли разница межу маркетингом дестинаций и маркетингом товаров и услуг? Большинство определений не дают ответа на все эти вопросы.

Рассмотрим две наиболее комплексных, с нашей точки зрения, концепции «дестинации». Первая была предложена одним из самых цитируемых теоретиков туризма - Лью А. еще в 1987 г. . Он предлагает рассматривать дестинацию с трех позиций - идеографической, организационной и когнитивной.

Идеографический аспект представляет совокупность конкретных «материальных» отличительных особенностей территории: природных (климат, ландшафт, растительный и животный мир), связанных с человеком (культура, инфраструктура, образовательные возможности, шопинг, уровень цен, местные жители и пр.) и смешанных (пляжи, парки, горнолыжные курорты).

Организационный аспект указывает на пространственные (размер дестинации - от отдельной достопримечательности до страны или даже континента) и временные особенности дестинации (развитие дестинации во времени).

Под когнитивным аспектом ученый понимает восприятие туристом дестинации, его чувства и ощущения во время пребывания, степень вовлеченности. Однако не смотря на тот факт, что статья Лью А. остается одним из наиболее комплексных анализов понятия дестинация (аттракция в терминологии самой статьи) у нее есть целый ряд слабых сторон. В модели не учитывается тот факт, что туристский продукт является многосоставным и представляет собой совокупность различных аттракций и их взаимодействий. Взаимосвязь, взаимодействие и взаимовлияние разных составляющих дестинации (инфраструктура, аттракции, отношение местных жителей и пр.) и их влияние на конечный продукт, который «покупает» турист не рассматривается Лью. Автор исключает из рассмотрения и систему управления дестинацией. Лью А. также не учитывает тот факт, что дестинация как продукт формируется в сознании потенциального туриста еще до его визита - в виде имиджа, который и выступает мотиватором/демотиватором поездки. В рамках когнитивного аспекта он рассматривает только те ощущения туриста, которые возникают во время его пребывания в дестинации. По сути Лью А. не рассматривает маркетинговую составляющую дестинации. Не анализирует ученый и территориально-географические аспекты дестинации - из его модели не ясно, является ли дестинация конкретной территорией или вообще не имеет привязки к географии.

Таблица 1

Определения понятия «дестинация» в отечественной и зарубежной литературе

Автор Определение
Лейпер Н. Конкретная территория, которую турист выбирает для посещения и проводит там какое-то время, территория, на которой происходят основные процессы взаимодействия туриста с туристкой инфраструктурой
Купер С., Флетчер Д., Гилберт Д., Шеперд Р., Ванхилл С. Совокупность услуг и средств, сформированных чтобы удовлетворять потребности туристов
Физическое пространство, где турист проводит минимум одну ночь. Дестинация имеет физические и административные границы, которые определяют систему менеджмента дестинации, имидж и восприятие, которые определяют ее рыночную конкурентоспособность
Ричи Б., Кроуч Д. Конкретная территория с административными границами: страна, макро-регион (совокупность нескольких стран), провинция или штат внутри страны, город, уникальная территория типа национального парка, мемориала
Никитина О.А. Географическая территория, характеризующаяся высокой концентрацией туристских ресурсов, а также располагающая необходимой обеспечивающей и вспомогательной инфраструктурой
Павлова Э.Н. Некая социально-географическая местность, которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки, которая располагает всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений
Зорин А.И. Объект регионального проектирования в представлении территориальных, рекреационных систем разных уровней: страна-регион-ландшафт-центр-предприятие-маршрут

Еще один комплексный анализ понятия «дестинация» был представлена скандинавским исследователем В. Фрамке . Исследователь констатирует факт, что являясь одним из наиболее часто используемы терминов «дестинация» так и не получила комплексной экспликации в научной литературе. Фармке выделяет два основных подхода к понимаю дестинации в туристской литературе - «классический», или бизнес-ориентированный, и социокультурный. В своем анализе В. Фрамке не ставит целью синтезировать два подхода и создать комплексную модель, учитывающую многоаспектность понятия «дестинация». Автора интересует, как экономисты и социологи по-разному оценивают географические границы дестинации, ее «контент», необходимость кооперации и поведение туристов. В итоге Фрамке В. констатирует, что дестинация - это совокупность интересов, различных видов деятельности, услуг, инфраструктуры аттракций, которые формируют идентичность места. У дестинации есть статический аспект - место, территория, и динамический аспект - совокупность различных агентов, продуктов и услуг, варьирующихся в зависимости от спроса туристов. Сам исследователь справедливо замечает, что его работа лишь очерчивает контуры проблемы и понятие «дестинация» требует дальнейшего анализа.

Признавая весомый вклад исследователей туризма, основываясь на их выводах, а также многочисленных определениях дестинации, проведем более глубокий и комплексный анализ понятия «дестинация». Важным является разработка комплексной междисциплинарной модели туристкой дестинации, учитывающей многоаспектность данного феномена, взаимосвязь его элементов.

В рамках нашей комплексной модели выделим 5 основных взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов понятия «дестинация»: географическо-территориальный, инфраструктурный и ресурсный аспект, маркетинговый, социальный и управленческий.

Первый - географическо-территориальный. Традиционно дестинация понимается как конкретная географически определенная территория - город, страна, остров и др. Если люди не совершают путешествие из своей территории проживания в другую территорию, то самого явления «туризм» как такового не возникает.

Впервые понятие «дестинация» было использовано в одной из самых распространенных моделей системы туризма модели известного ученого Н. Лейпера . Она предполагает 5 ключевых взаимосвязанных элементов (см. рис. 1):

Туристы;
- как минимум один регион генерации туристов. Это регион, в котором проживает турист и где начинается и заканчивается путешествие;
- транзитный регион. Территория, через которую турист должен проехать, что бы добраться до места назначения;
- как минимум одна туристская дестинация. Территория, которую выбирает турист для поездки;
- туристская индустрия. Обеспечивает туристские потоки.

Рис. 1. Модель системы туризма Н. Лейпера

Согласно Лейперу, туристская дестинация - это конкретная территория, которую турист выбирает для посещения и проводит там какое-то время, территория, на которой происходят основные процессы взаимодействия туриста с туристкой инфраструктурой .

Автор одного из самых известных словарей по туризму Медлик С. указывает что, дестинации - это страны, регионы, города или другие территории, которые посещают туристы. На протяжении года их инфраструктура на постоянной основе используется жителями, а часть времени в году или весь год она также приобретает временных пользователей - туристов. Важность конкретной географической территории как туристкой дестинации определяется, по мнению Медлика, тремя факторами - доступностью, аттракциями и инфраструктурой.

Предложенная Лейпером Н. система является очень схематичной и упрощенной. Принципиально важным является тот факт, что даже в рамках территориально-географической трактовки понятия дестинации следует учитывать ее иерархичность. В рамках одной дестинации (как конкретной территории) может существовать несколько более мелких дестинаций (мест туристского интереса), что вызывает движение туристских потоков уже внутри дестинации. За одну поездку турист может посетить несколько регионов (например, автобусные туры по Европе), тогда в систему уже включается несколько дестинаций и возникает множество вариантов транзитных регионов.

Путешествия как с одной дестинацией, так и с несколькими могут быть различного масштаба и структуры. Вариации отражают степень распределения или концентрации активности туриста в стране, время проведенное (соответственно и потраченные средства) в разных частях страны, тип и уровень сервиса, востребованный там туристом.

Таким образом, дестинации могут быть первичными и вторичными. Первичная дестинация является территорией непосредственного интереса туриста, именно ее привлекательность инициирует путешествие. На территории первичной дестинации происходит потребление основного туристского продукта. Вторичная дестинация представляет собой место, в котором неизбежна остановка по пути к первичной дестинации, либо ее территориальная близость к первичной дестинации провоцирует туриста на дополнительную поездку на 1-2 дня. В зависимости от изначального маршрута туриста дестинации могут быть как первичными, так и вторичными. Например, Новосибирск может быть первичной дестинацией для деловых туристов, а может и вторичной («остановка в пути») на пути в Томск. Однако есть дестинации, основу которых составляет именно факт близости к крупным дестинациям и транспортным путям, их продукт не может вызвать самостоятельного интереса у туриста. Такие вторичные дестинации ориентируются на привлечение большого числа туристов, но на короткое время.

Инфраструктурный и ресурсный аспект дестинации предполагает, что дестинация - это не просто территория, куда едут туристы, а территория, располагающая определенными аттракциями и соответствующей туристкой инфраструктурой.

Инфраструктура туристского региона - это подсистема, обеспечивающая оказание территорией туристских услуг: транспортное обслуживание, гостиничное обслуживание, сфера общественного питания, развлекательно-зрелищная сфера и спортивно-оздоровительный сервис, экскурсионное обслуживание, финансовое обслуживание, информационное обеспечение и поддержка, средства и системы связи, производство сувенирной продукции и изделий народного промысла, производство туристской и спортивной продукции, розничная торговля, сфера бытовых услуг.

Однако инфраструктура является лишь сопутствующим продуктом дестинации, турист приезжает не ради инфраструктуры. Для дестинации принципиально важным являются ее туристские ресурсы.

Разберемся в двух принципиально разных понятиях «туристские ресурсы» и «туристские аттракции». Туристские ресурсы хорошо изучены в российской научной литературе в рамках рекреационной географии, географии туризма и туристского ресурсоведения (Квартальнов В., Николаенко Т., Сазыкин А., Зорин А., Кусков А. и др.). При наличии определенных разногласий все ученые сходятся в том, что туристские ресурсы территории - совокупность природно-климатических, культурно-исторические, социально-экономических объектов и явлений, способные вызвать туристский интерес.

Однако само по себе наличие на территории туристских ресурсов не делает территорию привлекательной для туристов. Ресурсы еще должны стать аттракциями. Термин «аттракции» только получает свое распространение в российской туристкой литературе и практике, как и само понимание того, что ресурсы не являются сами по себе частями туристского продукта территории. По определению одного из классиков туризма Д. МакКоннела, туристские аттракции - это отношения между туристом, достопримечательностью и рынком . Аттракция имеет место только, если она значима для туристов и представляет для них интерес. Понятие «туристские ресурсы» шире понятия «туристские аттракции». Ресурсами считаются любые элементы территории (природные, культурные и пр.) которые могут быть туристскими аттракциями (так называемые потенциальные аттракции), в отличие от реальных аттракций, которые активно привлекают туристов. Важно отметить, что в рамках современного туризма аттракциями могут стать и элементы городской инфраструктуры - магазины, бизнес-центры, конгресс-центры, развлекательные комплексы и пр.

Туристские аттракции открывают еще один аспект понятия «дестинации» - маркетинговый аспект . Важ-нейшим аспектом дестинации является именно фактор ее привлекательности для туриста. Дестинация - это не просто географическая территория, обладающая определенным набором туристских ресурсов, а территория привлекательная для туриста. При этом не сама по себе территория как физическое место привлекает туриста. Туриста привлекает то, что находится на этой территории, то, что способна эта территория дать туристу. Дестинации - это совокупность инфраструктуры и услуг, которые подобраны и увязаны таким образом, чтобы соответствовать потребностям и ожиданиям туристов.

В этом ключевое отличие понятий «туристский регион» и «туристская дестинация». Понятие «туристский регион» в большей степени отражает географический и инфраструктурный аспект развития туризма. Это имеющий конкретные границы туристско-рекреационный район, «территория, обладающая туристско-рекреационными ресурсами, условиями, необходимой степенью развития туристско-рекреационной инфраструктуры и отличающаяся от других районов специализацией на определенных видах туризма и рекреации» . Понятие «дестинация» несет в себе в первую оче-редь маркетинговый аспект и предполагает, что дестинация - это интегрированный комплексный маркетинговый продукт, который предлагается и потребляется туристом . Именно определенная эмоциональная связь туриста с территорией делает ее туристкой дестинацией. Территория становится дестинацией, только если ее посещают туристы.

В рамках маркетингового аспекта ключевым элементом дестинации становится сам турист. Важнейшим аспектом понятия «дестинация» является рассмотрение дестинации в раках системы отношений спроса и предложения. Фактически, дестинация - это динамический продукт, результат спроса туристов на определенные ощущения и способности акторов дестинации удовлетворить эти потребности или найти новый сегмент на туристском рынке.

Важно отметить, что продукт в туризме - это не туристские ресурсы, а ощущения, которые получает турист через потребление комбинации этих ресурсов . Один из ведущих исследователей проблем управления в туризме Бухалис Д. описывает туристские дестинации как сочетание туристских продуктов, которые предлагают туристу интегрированный комплекс ощущений . Ученый отмечает, что дестинация - это географическая территория, которая рассматривается туристом как единое целое, вне зависимости от реальных границ и административных политических решений. Идентичность дестинации формируется не административными границами, а через бренд и сформированный в сознании туриста имидж. Важны отношения туриста и дестинации. Эти отношения формируют соответствующий имидж дестинации, а имидж, в свою очередь, вновь привлекает этого или других туристов.

Дестинация - это интегрированный комплексный продукт, в основе которого лежат потребности, ожидания и восприятие туриста, а туристская инфраструктура лишь обеспечивает удовлетворение этих потребностей.

Маркетинговый аспект расширяет представление о дестинации как о просто территории. Дестинации существуют не только физически, но и ментально в сознании реальных и потенциальных туристов. Дестинация - это определенный концепт, который может субъективно интерпретироваться туристами в зависимости от их целей путешествия, маршрута, культурной принадлежности, социального статуса и прошлого опыта.

Дестинация как продукт представляет не только то, что «на входе» (инфраструктура, аттракции), но и то, что «на выходе» (восприятие этих аттракций туристами, их эмоции, чувства, отношения). Дестинация продолжает существовать в сознании туриста (в форме внутренних и транслируемых внешнему миру воспоминаний и ощущений) и после того, как он уже покинул конкретный туристский регион и не имеет непосредственного контакта с аттракциями.

Впечатления, которые дестинация предлагает туристу, формируются целой группой самостоятельных участников рынка, каждый из которых оказывает непосредственное влияние на общее качество и восприятие туристом путешествия как целостного продукта - представителями туристического рынка (авиакомпании, туроператоры, отели, рестораны, туристские аттракции пр.), представителями сопутствующих рынков (индустрия развлечения, отдыха и пр.), руководством дестинации (органы власти, частно-государственное партнерство, туристские информационные офисы и пр.), общественным сектором (дороги, здравоохранения, система безопасности и пр.), местными жителями и др. Очевидно, что для формирования целостного продукта, востребованного туристом, развитие дестинации должно осуществляться в рамках единой стратегии, различные интересы акторов туристского рынка должны быть максимально уравновешены в целях повышения конкурентоспособности дестинации.

Дестинация должна и выступает объектом управления (управленческий аспект понятия «дестинация»). Управление дестинацией, согласно определению , это скоординированный менеджмент всех элементов, которые формируют дестинацию (аттракции, инфраструктура, доступность, продвижении, стоимость) .

Управление дестинацией предполагает связывание часто очень разрозненных элементов, для того, что бы предоставить туристу целостный конкурентоспособный продукт. Это позволяет избежать дублирование усилий в сфере продвижения, информирования туристов, развития инфраструктуры и пр. Субъектом управления выступаю специализированные государственные, общественные, частно-государственные институты, которые отвечают за развитие дестинации и повышение ее конкурентоспособности.

Управленческий аспект дестинации тесто связан с географическо-территориальным. Как объект управления дестинация должна иметь конкретные географические границы, в идеале (для управления) совпадающие с определенными административными границами. Однако, как уже было сказано, дестинация определяется восприятием туриста, поскольку именно под его потребности дестинация и формируется. В большинстве случаев границы дестинации в восприятии туриста и административные границы совпадают. Например, Франция, Россия как туристские дестинации являются еще и конкретными административными единицами.

Однако существует много случаев, когда границы дестинации и административные границы не совпадают. В таких случаях возникает потребность в нестандартном подходе к управлению дестинацией. Так, например, в Австрии существует очень развитая туристская дестинация - Зальцкаммергут. Это район озер в окрестностях Альп, который получил статус курортного региона еще в 19 веке. Зальцкаммергут - сложившийся бренд. Однако современное административное деление Австрии привело к тому, что Зальцкаммергут находится на территории 3 разных административных единиц (земель) - Штирии, и Верхней Австрии. Несмотря на такое положение было принято решение об организации единого органа, который бы занимался продвижением Зальцкаммергут как единой дестинации - Зальцкаммергут туризмус. Итогом такого верного стратегического хода и отказа от традиционного соотношения дестинации с конкретными административными границами стал тот факт, что Зальцкаммергут является на настоящий момент третей по популярности дестинацией Австрии.

Социальный аспект понятия «дестинация» указывает на то, что дестинации - это не просто место туристского интереса, это территория, где люди живут и работают. Это комплекс социальных, экономических, культурных взаимоотношений и практик, который сложился вне рамок развития туризма. Дестинация - это ежедневное взаимодействие интересов местных жителей, местной культуры, природы и интересов туристов. Превращение территории в туристскую дестинацию имеет как положительные так и негативные последствия для местного сообщества. Одна из основных целей менеджмента дестинации - обеспечение устойчивого развития.

Суммируя вышеперечисленные аспекты понятия «туристская дестинация» отметим, что не любая территория, куда едут туристы, может быть названа дестинацией. существует ряд критериев, которым должна удовлетворять территория:

Территория должна обладать совокупностью культурных, физических и социальных характеристик, которые формируют единую комплексную уникальную, различимую и узнаваемую туристами региональную идентичность;
- комплексный туристский продукт, базирующийся на широком спектре ресурсов, продуктов и услуг. На территории должно быть больше, чем просто одна аттракция;
- территория должна располагать необходимой для развития туризма инфраструктурой, позволяющей удовлетворить потребности туристов в проживании, питании, развлечениях, безопасности и пр.;
- территория должна обладать необходимыми ресурсами для поддержания и развития своих туристских аттракций в соответствии с интересами и запросами туристов;
- должна существовать система, позволяющая туристу «купить» дестинацию - туроператоры, информационные центры и пр.;
- регион должен быть транспортно доступен для туристов;
- у территории должен быть соответствующий орган (государственный или общественный), отвечающий за менеджмент и продвижения дестинации;
- население территории должно стать частью продукта дестинации, а также включиться в процесс его создания;
- туризм является неотъемлемой интегрированной частью социально-экономического развития территории.

Подводя итог, мы можем отметить, что дестинация это физическое пространство, которое выбирает турист для посещения и в котором проводит время с целью получения впечатлений, ощущений от взаимодействия с аттракциями территории. Она представляет собой туристский продукт, который включает аттракции, соответствующую инфраструктуру и сопутствующие услуги туристам. Дестинация как единый продукт потребляется туристом под единым брендом. Она имеет физические и административные границы, которые позволяют сделать ее объектом управления, однако не всегда административные границы совпадают с границами дестинации в сознании туристов, что накладывает специфику на систему управления. Маркетинговую конкурентоспособность дестинации определяет восприятие туриста, интересы и потребности которого определяют степень привлекательности туристкой территории. Туристские дестинации формируются множеством акторов, в число которых входят и местные жители. Дестинации могут быть разных размеров - от целой страны, региона, острова, до города, деревни и даже отдельного парка развлечений.

Предлагая комплексную модель понятия «дестинация» мы ставили целью показать, что понимание туристской дестинации как концепта лежит над дисциплинарными границами. Это многосоставной концепт, каждый аспект которого находится в тесной взаимосвязи с другими. Для исследований в сфере туризма, вне зависимости от дисциплинарной принадлежности (маркетинг, социология, менеджмент, география и др.) принципиально важным является четкая экспликация ключевого понятия - «туристская дестинация».

Литература

1. Leiper N. Tourism Management. 3d ed. / N. Leiper. - Sidney: Pearson Education Australia, 2004. - 326 p.
2. Cooper C. Tourism: Principles and practices / C. Cooper, J. Fletcher, D. Gilbert, R. Shepherd, S. Wanhill. - Harlow: Pearson, 2005. - 736 p.
3. A practical guide to tourism destination management. - Madrid: WTO, 2007. - P.1.
4. Ritchie B. The competitive destination: a sustainable tourism perspective / B. Ritchie, G. Crouch. - Cambridge: CAB International, 2003. - 291 p.
5. Никитина О.А. Управление формированием интегрированных санаторно-курортных комплексов в регионе: дис… д-ра экон. наук / О.А. Никитина. - СПб., 2009. - 368 с.
6. Павлова Э.Н. Дестинация как концепт развития региональной системы непрерывного профессионального туристского образования: дис… д-ра пед. наук / Э.Н. Павлова. - М., 2009. - 618 с.
7. Зорин А.И. Дестинация / А.И Зорин, И.В. Зорин. - М.: ВЛАЦ, 2009.
8. Lew A.A. A framework of tourist attraction research / A.A. Lew // Annals of Tourism research. - 1987. - №14(4).
9. Framke W. The Destination as a Concept: A Discussion of the Business-related Perspective versus the Socio-cultural Approach in Tourism Theory / W. Framke // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. - 2002. - №2(2).
10. Medlik S. Dictionary of travel, tourism and hospitality. 2nd ed. / S. Medlik. - Oxford: Butterworth-Heinwmann, 1993. - 273 p.
11. MacCannel D. The Tourist. A new Theory of the Leisure Class. - Berkeley: University of California Press, 1976. - 264 p.
12. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий / Е.А. Джанджугазова. - М.: Академия, 2006. - 224 с.
13.
14. Buhalis D. Marketing the Competitive Destination of the Future / D. Buhalis // Tourism Management. - 2000. - №21(1).

Kiriyanova L.G. Destination as a Key Element of Tourism System and as a Complex Concept

This article discusses the key concept of the modern tourist"s discourse - "tourist destination". A comprehensive model of tourist destinations "as a concept. Released 5 major interrelated and band aspects of "destination": the geographical and territorial, infrastructure and resource aspect, marketing, social and managerial.

Keywords: tourism destination, destination definition, tourism.

Дестинация

"...Дестинация - место назначения туристского путешествия (туристской поездки, тура, экскурсии), место посещения (территория, местность, город, туристский центр) гражданами, не проживающими постоянно в данной местности и не относящимися к категории местного населения..."

Источник:

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Дестинация" в других словарях:

    дестинация - и, ж. destination f. Назначение, определение. Сл. 18. Оставить сии суда в диспозицию помянутого генерала, или адмирала; но дабы знали они, что им делать для дальнейшей оных дестинации, то вручите вы им копии с ордера. 1770. Ек. II Рескрипт контр… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    дестинация - сущ., кол во синонимов: 1 регион (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    дестинация - същ. предназначение, предопределение … Български синонимен речник

    Дестинация - направление движения транспортного средства (обычно самолета) … Лексикон туриста

    регион - левант, место, территория, субрегион, магриб, край, земля, район, местность Словарь русских синонимов. регион см. край 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Книги

  • Территориальный маркетинг. Теория и практика. Учебник , Сачук Татьяна Викторовна. В учебнике представлена современная концепция территориального управления. Рассматриваются основные вопросы территориального маркетинга: маркетинговая среда территории, субъекты и комплекс… Купить за 2895 руб
  • Территориальный маркетинг: теория и практика. Учебник. Гриф МО РФ , Т. В. Сачук. В учебнике представлена современная концепция территориального управления. Рассматриваются основные вопросы территориального маркетинга: маркетинговая среда территории, субъекты и комплекс… Купить за 2581 грн (только Украина)
  • Дестинация как инструмент формирования конкурентных преимуществ туристского региона , М. А. Морозов. В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности туристского продукта, особенности формирования туристской дестинации как части туристской системы. Проведенанализ использования термина…
Читайте также:
  1. Влияние туризма на развитие экономики дестинации, эффект мультипликации в туризме
  2. ГОСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.
  3. История и искусство России как туристские ресурсы. Понятие об археологическом изучении. Памятники истории, археологии, культуры, памятные места как объекты туристского интереса.
  4. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, курортные регионы, их режим. Виды курортов. Туристские услуги на этих территориях.
  5. Рекреационные ресурсы и туристские центры Дальневосточного района

Туристская дестинация - центр (территория) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов. Дестинация это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.

Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий:

· наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы;

· наличие достопримечательностей для привлечения туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями);

· наличие информационных (например, глобальных информационных систем "Amadeus", "Galileo", "Worldspan", "Sabre") и коммуникационных систем.

Особенности дестинации :

1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательность; удобства; доступность; вспомогательные службы (реклама, координация и управление ее развитием, предоставление необходимой информации и услуги по резервированию, обеспечению оборудованием); обеспечение дестинации руководящим персоналом.

2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие.

3. Дестинация неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации.

4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других.

Выделяют три типа дестинации .

1 тип - крупные столичные города или приравненные к ним, которые привлекают туристов своими достопримечательностями (познавательный туризм), хорошими возможностями для решения проблем бизнеса (конгрессы, бизнес-туризм, семинары, выставки).



2 тип делится на две подгруппы: центры целенаправленного развития туризма - деревни, города, в которых сохраняются обычаи, история, культура; притягательные для туристов центры не столицы, но города, имеющие высокую степень привлекательности благодаря своей истории, культуре, науке.

3 тип - центры, специально построенные для туристов.

19. Туристский продукт: понятие, структура

Туристский продукт - совокупность вещественных (предметы потребления), невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия.

Туристский продукт состоит из трех элементов : тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары

Тур - первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки

Дополнительные туристско-экскурсионные услуги - услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Дополнительные услуги не входят в основную стоимость путевки. К ним относятся: прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, рент-кар, хранение вещей, развлечения, резервирование мест, коммерческое TV, видео, приобретение билетов, пользование мини-баром и т. п. Эти услуги приобретаются туристами за дополнительную плату.



Товары - специфическая материальная часть туристского продукта, включающая туристские планы и карты городов, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т. п., и неспецифическая часть туристского продукта, куда входит большое число товаров, которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов.

Туристский продукт как товар характеризуется потребительской стоимостью, т. е. полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей.

Иногда туристский продукт ассоциируют с понятием «туристский пакет» - основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает четыре обязательных элемента : туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер

Туристский центр - место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные.

Транспорт - средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристского центра.

Услуги размещения - это конкретный отель, который предлагается туристу в туристском центре на время путешествия.

Трансфер - доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно. Трансфер - это любая перевозка туриста в границах туристского центра.

Аннотация . В статье рассматриваются особенности крупного города как туристской дестинации, приводится авторское определение понятий «крупный город как туристская дестинация» и обосновывается схема крупного города как туристской системы. Кроме того, формулируются требования к крупному городу, как туристской дестинации, раскрывается особенность крупного города как транзитной дестинации и как генератора выездных потоков туристов.
Ключевые слова: крупный город, туристский регион, подсистемы крупного города как туристской дестинации.

В настоящее время в научной литературе в нашей стране и за рубежом существуют различные точки зрения в понимании туризма как объекта научного исследования. Это связано с тем, что наука о туризме находится в постоянном развитии по мере того, как возникают и углубляются познания о новых явлениях и процессах, происходящих в этом «феномене XX века».

Особое место в методологии исследования туризма занимает системный подход. Он начал формироваться применительно к туризму зарубежными учёными лишь в послевоенный период в результате эволюции научных исследований: от доминирования чисто экономической проблематики к признанию равноправия всех аспектов в его изучении - экономического, социального и экологического. Данный процесс стал закономерным следствием перехода общества от индустриального периода своего развития к постиндустриальному.

В современной отечественной научной и учебной литературе наибольшее распространение получил подход Н. Лейпера к исследованию туризма применительно к такому территориальному образованию, как регион. Однако, как показали проведённые исследования, большинство отечественных исследователей, применяя концепцию туристской дестинации Н. Лейпера, предложенную им более 30 лет назад, как правило, ни теоретически, ни методологически не развивают её основные положения применительно к современным особенностям развития туризма не только в нашей стране, а и к различным территориальным образованиям, например, к крупным городам.

По нашему мнению, такой подход не вполне правомерен и необходима существенная доработка данной концептуальной модели применительно к крупному городу. Важнейшими причинами, обуславливающих эту необходимость являются следующие.

Во-первых, регион и крупный город, как совершенно разнородные территориальные образования, требуют использования различных подходов к процессу становления и развития в них туристского бизнеса.

Во-вторых, в отличие от туристского региона, крупный город представляет собой одновременно и регион, откуда туристы начинают своё путешествие в различные регионы нашей страны и мира (выездной туризм), и транзитный центр (так как является крупным транспортным узлом), и собственно туристскую дестинацию для туристов, которые посещают город с разнообразными целями - культурно-познавательной, деловой, гостевой, образовательной и т.д.

Результаты сравнения особенностей данных территориальных образований с точки зрения развития в них туризма представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика крупного города и региона с точки зрения развития туризма

Крупный город

Туристский регион

Имеет чёткие административно-территориальные границы

Не имеет чётких административно-территориальных границ (границы могут не совпадать с границами административно-территориальной единицы)

Имеет преимущественно антропогенное происхождение

Преимущественно природный и природно-антропогенный характер происхождения

Турпродукт дифференцированный (предлагаемые туристские услуги разнообразны и поэтому развиты различные виды туризма)

Турпродукт, как правило, не дифференцированный и носит в основном ограниченный характер (например, рекреационный)

Является одновременно регионом, генерирующим туристские потоки, транзитным регионом и регионом, являющимся целью путешествия - туристской дестинацией

Представляет собой регион, выступающий в качестве цели путешествия - туристскую дестинацию

Сезонность турпотоков, как правило, выражена не ярко

Ярко выражена сезонность турпотоков

Туристские ресурсы носят в основном антропогенный и природно-антропогенный характер

Туристские ресурсы носят природный, антропогенный и природно-антропогенный характер

Аттракторы расположены компактно, как правило, в центральной (исторической) части города

Аттракторы рассредоточены по территории региона

Транспортная и пешеходная доступность аттракторов высокая

Транспортная доступность аттракторов может быть затруднена

Высокий уровень конкуренции между туристскими предпринимательскими структурами

Уровень конкуренции между предпринимательскими структурами может быть недостаточно высок из-за ограниченности предложения

Высокая концентрация объектов инфраструктуры (как туристской, так и городской) на ограниченной территории

Объекты инфраструктуры дифференцированы по территории региона

Туризм является лишь одной из отраслей экономики города

Туризм является отраслью специализации (регион может развиваться исключительно за счёт туризма)

Не высокая продолжительность пребывания туристов (в среднем 6-7 дней)

Продолжительный период пребывания туристов (от 7 дней и более)

Учитывая вышеизложенное, крупный город как туристскую систему можно представить в виде совокупности трёх взаимосвязанных подсистем (рис. 1):

  • крупный город как туристская дестинация (первичная дестинация);
  • крупный город как транзитная дестинация (вторичная дестинация);
  • крупный город как источник (поставщик) туристов в другие дестинации.

Итак, в первую очередь рассмотрим более подробно особенности крупного города как туристской дестинации, так как именно в данном аспекте он выступает предметом настоящего исследования.

Само слово «destination» в переводе с латинского переводится как «местонахождение». В настоящее время термин «туристская дестинация» трактуется как географическая территория, имеющая определённые границы и обладающая набором природных, культурных и ак тивно-развлекательных мероприятий, скомбинированных с другими факторами (например, ночевкой) и, отвечающая тем самым интересам туристов.

При этом на первый план выходит критерий «привлекательности», которая может варьироваться в зависимости от потребностей туристов. По нашему мнению, именно в этом проявляется сущность и особенности данного понятия в условиях постиндустриального общества, для которого характерно расширение спектра потребностей туристов и местных жителей в познании и отдыхе, что, в свою очередь, стимулирует необходимость в формировании разнообразного предложения со стороны туристской дестинации с учётом имеющихся на её территории ресурсов.

Итак, представляется, что с учётом вышеизложенного можно предложить следующее определение крупного города как туристской дестинации - это территория, имеющая чёткие административно-территориальные границы, и представляющая собой совокупность таких компонентов, как высокоразвитая индустрия гостеприимства, транспортная доступность, разнообразие достопримечательностей, городская инфраструктура и городская среда обитания, целостность которых должна обеспечивать удовлетворение разнообразных потребностей туристов в течение всего периода их пребывания в крупном городе.

Рис. 1. Крупный город как туристская систем

Как видно из рис. 1, крупный город в качестве одной из подсистем включает в себя такую подсистему как транзитная дестинация или «вторичная дестинация». Суть её обособления вытекает из такой важнейшей характеристики любого крупного города как крупного транспортного узла, объединяющего в себе, как правило, несколько видов транспорта - авиа-, железнодорожного, морского, речного, автомобильного. Поэтому с точки зрения туризма крупный город представляет собой, так называемую необходимую «остановку в пути» при следовании туриста к цели своего путешествия - туристской дестинации. При этом крупный город как транзитную дестинацию можно рассматривать в двух аспектах:

  • как место, где происходит смена вида транспорта (например, с авиа- на железнодорожный)
  • как место временной «остановки в пути».

С точки зрения первого аспекта посетители крупного города не относятся к туристам, так как не осуществляют ночёвки в местах размещения (например, гостиницах или съёмных квартирах), а, следовательно, их расходы сложно учесть при определении вклада туризма в экономику города и в мультипликативном эффекте от него. Однако если учесть, что потоки транзитных пассажиров могут быть достаточно значительными в течение года и при этом значительно превышают численность населения города и тем более, посещающих его туристов, то, представляется необходимым учитывать это при развитии, в первую очередь, инфраструктуры города (транспортной, инженерной, дорожной и т.д.) и собственно транспортных предпринимательских структур.

Кроме того, даже непродолжительная остановка туристов по пути следования к цели своего путешествия - туристской дестинации - как правило, сопровождается различными небольшими покупками в близлежащих магазинах, в том числе сувениров, посещением предприятий общественного питания и т.д. Поэтому необходимо предусмотреть соответствующее развитие различного вида предпринимательских структур, обеспечивающих разнообразные потребности транзитных путешественников, которые они хотят удовлетворить за короткий промежуток времени.

Второй аспект крупного города как транзитной дестинации проявляется в том, что большое количество туристов посещают его течение 1-3-х дней, что является, по нашему мнению, следствием недостаточного уровня развития инфраструктуры гостеприимства и разнообразия достопримечательностей. Исключением здесь могут быть специально разработанные туры по городам той или иной страны (например, по городам «Золотого кольца России», или классический турпакет Санкт-Петербург - Москва для большинства иностранных туристов, посещающих нашу страну), в которых туристской дестинацией выступает страна в целом, а не отдельные её города или регионы.

Итак, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что важнейшими компонентами крупного города как транзитной дестинации выступает транспортная инфраструктура, в том числе уровень развития городского транспорта и инфраструктура его транспортных узлов (аэропортов, железнодорожных вокзалов и т.д.)

Третья подсистема крупного города как географического компонента туристской системы характеризует его как генератора (источника) выездных туристских потоков в другие туристские дестинации. Именно в этом качестве рассматривались крупные города до 90-х годов прошлого века. Это было связано, в первую очередь, с социально-экономическими причинами, такими как высокий уровень жизни в крупных городах, высокий уровень доходов, образования, подвижности населения и ряд других демографических характеристик их жителей (например, малочисленность семей, более поздний возраст вступления в брак населения и т.д.). Поэтому здесь начали появляться и развиваться крупнейшие аэропорты (сегодня так называемые аэропорты-хабы); электронные информационные системы, представляющие жителям крупных городов разнообразные курортные туристские дестинации (прообраз современных систем маркетинга туристских направлений); выставки и ярмарки туристских предложений; сетевые предпринимательские структуры в системе распределения туристских продуктов (сети турагентов и туроператоров), т.е. инфраструктура, связанная как с организацией отдыха горожан, так и побуждением их к приобретению соответствующих турпакетов. Причём туристские потоки из крупных городов также достаточно велики, но не учитываются при определении вклада туризма в экономику крупного города. Это связано с тем, что многие отечественные туристские компании представляют информацию в статистические органы далекие от реального положения дел на рынке.

На основании всего вышеизложенного можно сформулировать следующие особенности крупного города как туристской дестинации.

Во-первых, главная особенность крупного города с точки зрения системного подхода заключается в том, что он объединяет в себе три взаимосвязанные подсистемы - город как туристская дестинация, город как транзитный регион и город как территория, поставляющая туристов в другие туристские дестинации. Именно данную основополагающую особенность крупного города необходимо учитывать в процессе регулирования развития как туристского бизнеса в целом, так и его потенциала.

Во-вторых, крупный город представляет собой туристскую дестинацию только в том случае, когда обеспечивается «совокупность» следующих пяти компонентов: наличие высокоразвитой индустрии гостеприимства, широкий спектр достопримечательностей, позволяющих удовлетворять разнообразные туристские интересы и потребности, высокий уровень транспортной доступности, высокий уровень развития городской инфраструктуры и наличие благоприятной городской среды обитания.

В-третьих, уровень развития туристского бизнеса крупного города характеризуется, по нашему мнению, разнообразием туристских предпринимательских структур, способных вовлечь в свою хозяйственную деятельность его разнообразные туристские ресурсы (в том числе расширить их спектр за счёт не «типичных» туристских ресурсов) с точки зрения удовлетворения потребностей туристов, транзитных пассажиров и местных жителей.

Понятие «туристическая дестинация»: основные подходы к определению

Туристская дестинация – решающий элемент туристской системы. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов.

Понятие «туристская дестинация» введено в оборот отечественной туристики сравнительно недавно и является заимствованным из английского языка (англ. destination). В зарубежной литературе данное понятие широко применяется в научных и практических целях. В отечественной науке о туризме оно находится на стадии разработки, и его трактовка российскими учеными встречается в основном в диссертационных работах и монографиях.

В таблице 1.1 представлены определения понятия «дестинация», предлагаемые различными отечественными и зарубежными авторами.

Таблица 1.1 – Определения понятия «дестинация», предлагаемые зарубежными и отечественными авторами

Автор Определение
В зарубежной литературе
В. Альтхоф Определенное место назначения или целевой регион. В качестве дестинации могут высту­пать, например, места для загородных прогулок, сооружения для проведения свободного времени, коммуны, регионы, федеральные земли, Германия, Европейский союз
К. Каспар Пункт «кристаллизации туристского спроса» 28
Лейпер Географическая территория, обладающая привлекательностью для туристов 3
П. Пирс Место, посещение которого оставляет у туристов различные впечатления, опыт и эмоции
В отечественной литературе
М.А. Морозов Территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребности туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д. При этом автор выделяет первичную дестинацию, которая представляет собой главную цель поездки, и вторичную дестинацию, под которой понимаются остановки в пути при движении к первичной дестинации 44
Т.А. Себекина Место, имеющее реальную или умозрительную границу (физическую, политическую, географическую, рыночную): страна, область, остров и т.п., которое посещают туристы с определенной целью 52
А.Ю. Рябуха Дестинацией могут выступать либо местность, либо сооружения, обладающие туристским потенциалом, т.е. это то, что турист выбирает для своего посещения и что продают производители услуг 49
С.С. Николаев Под сформировавшейся туристской дестинацией понимается некая социально-географичес­кая местность (место, регион, город, деревня, парк
аттракционов), которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки. Она рас­полагает всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений 45

Примечание – Источник: .

Из определений, представленных в таблице 1.1, видно, что понятие «туристская дестинация» трактуется различными авторами неоднозначно. В результате складывается размытая и неопределенная картина, препятствующая четкому пониманию данного понятия. Можно выделить четыре аспекта, в рамках которых различными авторами формируются те или иные существенные признаки, характеризующие туристскую дестинацию: территориальный, экономический, социальный, управленческий.

Территориальный аспект. Оценка понятия «туристская дестинация» в рамках территориального аспекта основывается в первую очередь на критерии «привязанности» ее территории к конкретной географической местности. Большинство авторов связывают дестинацию с определенным местом в пространстве, изменение которого невозможно и по направлению к которому перемещаются туристы (П. Пирс, Лейпер, М.А. Морозов, С.С. Николаев, Т.А. Себекина). В определении А.Ю. Рябухи в качестве дестинации наряду с местностью рассматриваются также сооружения, которые могут быть не привязаны к какой-либо конкретной территории, т.е., по мнению автора, изменение местоположения дестинации является возможным. В определениях В. Альтхофа и К. Каспара вопрос пространственно-территориальной привязанности туристской дестинации остается неопределенным.

Экономический аспект. В определениях В. Альтхофа, Лейпера, П. Пирса, Т.А. Себекиной туристская дестинация представляется как некоторое место, посещаемое туристами. Она не рассматривается как экономическая категория, в то время как в определениях К. Каспара, М.А. Морозова, С.С. Николаева, одним из существенных признаков, характеризующих дестинацию, является туристский спрос. Следовательно, туристская дестинация понимается ими не только как привлекательная для туристов территория. В первую очередь она рассматривается как товар, имеющий свою потребительную стоимость и выступающий в качестве объекта рыночных отношений.

Кроме этого, в определениях С.С. Николаева и М.А. Морозова в качестве существенного признака выдвигается обязательное наличие туристской инфраструктуры (средства размещения, питания, развлечения, транспорта). Следовательно, туристская дестинация выступает не только в роли товара или продукта, но и представляет собой своего рода экономическое пространство.

Социальный аспект. В определении С.С. Николаева туристская дестинация трактуется как некоторая социально-географическая местность, т.е., по мнению автора, пространство туристской дестинации одновременно является жизненным пространством местного сообщества. В дефинициях других авторов социальный аспект остается неопределенным.

Управленческий аспект. Управленческий аспект как критерий, характеризующий понятие «туристская дестинация», заключается в рассмотрении туристской дестинации как объекта управления и подразумевает наличие субъектов управления. Вообще говоря, любая система представляется управляемой, когда в качестве субъекта управления выступают силы природного характера. Однако в данном случае нами в качестве субъекта управления рассматривается человек, и туристская дестинация в управленческом аспекте оценивается именно с этих позиций. На наш взгляд, признаком, позволяющим судить о наличии управленческого аспекта в определении понятия «туристская дестинация», является оценка ее как объекта рынка. Следовательно, в определениях К. Каспара, М.А. Морозова, С.С. Николаева и А.Ю. Рябухи туристская дестинация рассматривается как управляемая система. В дефинициях других авторов управленческий аспект не определен.

Причины неоднозначности толкования понятия «туристская дестинация» заключаются прежде всего в сложности, динамичности и противоречивости явлений, описываемых с помощью него, поэтому его определение нуждается в дальнейшем анализе и разработке.

Один из методов прояснения сущности понятия подразумевает рассмотрение его этимологии и области применения. В английском языке термин «дестинация» имеет несколько значений (назначение, предназначение, место назначения, цель путешествия, похода и т.д.) и не является узкоспециализированным, применяется наряду с понятием «туризм» и в других областях: при обозначении направления вылетов самолетов, при перемещении людей с различными целями и пр.

Рассмотрение понятия «туристская дестинация» как экономической категории и его определение добавляют к числу указанных существенных признаков, с одной стороны, критерий «наличие туристского спроса», в результате чего дестинация рассматривается как товар, с другой - критерий «наличие множества объектов и связей между ними», который позволяет рассматривать дестинацию как экономическое пространство. Указанные «экономические» критерии образуют два различных типа туристских дестинаций, которые, однако, могут сочетаться в рамках одной дестинации. Следовательно, дефинирование понятия «туристская дестинация» в разрезе различных «экономических» критериев будет разным в зависимости от целей исследования.

Другими словами, туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов. Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристические дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему. Термин «туристская дестинация» был введен Лейпером в середине 1980-х гг. Сейчас дестинация это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.

Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, можно выделить концепцию профессора Лейпера. Он рассматривает туризм как систему, состоящую из следующих основных элементов :

Географический компонент;

Туристы;

Туристская индустрия.

При этом географический компонент включает в себя три основных составляющих:

Регион, порождающий туристов;

Транзитный регион;

Регион туристской дестинации.

Регион, порождающий туристов, представляет не что иное, как место, откуда туристы начинают свое путешествие, и где они его заканчивают. Ключевыми вопросами изучения данного элемента являются характерные факторы, которые стимулируют спрос на туризм, и которые включают географическое расположение таких мест, их социально-экономические и демографические характеристики. Совершенно естественно, что основные маркетинговые операции индустрии туризма осуществляются именно здесь.

В регионе, порождающем туристов, постоянно идет процесс мотивации (и стимуляции) потенциальных потребителей к путешествиям.

Люди читают книги о разных странах, смотрят журналы, рекламную информацию (например, проспекты о курортах), телевидение, общаются со знакомыми и родственниками, наконец, принимают определенное решение и отправляются в путешествие.

Направляясь к цели своего путешествия, туристы на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней) могут остановиться в так называемом «транзитном регионе». Это, прежде всего, место пересадки с одного транспортного средства на другое (например, с самолета на автобус, который доставляет к цели путешествия), поэтому транспортное обслуживание здесь играет главную роль. Одной из функций транзитного региона также является предоставление туристам услуг предприятиями общественного питания (ресторанов, кафе, и т.д.). Однако туристы могут остановиться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей, если данная территория таковыми обладает и они представляют определенный интерес.

Транзитный регион (транзитный маршрут) является связующим звеном между регионом, порождающим туристов, и регионом туристской дестинации. Это понятие является одним из ключевых элементов данной схемы, т.к. именно через транзитный регион могут проходить разные туристические потоки. Однако, цель путешествия - это регион туристской дестинации. Остановимся более подробно на понятии дестинации, ее сущности и особенностях.

В рамках первого подхода дестинация описывается как территория, имеющая определенные географические границы (Лейпер).

Согласно другой точке зрения дестинация - это географическая территория, обладающая привлекательностью для туристов. То есть здесь на первый план выступает категория «привлекательности», которая может не совпадать для различных групп туристов. Например, туристы различного возраста, достатка, интереса, отдыхающие на одной ограниченной территории (кемпинг, отель) могут иметь совершенно разные цели путешествия. Одних больше привлекают пляжи и море, других - исторические места и музеи, для третьих важен активный отдых и развлечения и т.д. .

Дестинация (место назначения) привлекает путешественников для временного пребывания, т.к. она обладает такими характерными особенностями, которых нет в странах их проживания. Индустрия туризма этих мест занимается расселением (размещением), организацией питания, отдыха и развлечений, розничной продажей товаров туристического спроса и сувениров и т.п.

Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий: наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы; наличие достопримечательностей, интересующих туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации); наличие информационных (например, глобальных информационных систем «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристического рынка о дестинации.

Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие:

1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательность (природные богатства или созданные человеком, т.е. то, что побуждает туриста совершать путешествие); удобства (размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия, т.е. все то, что не только обеспечивает приют и пищу, но и создает общее ощущение радушного приема туристов данной дестинацией); доступность (удаленность дестинации от туристских рынков делает их уязвимыми к понижениям спроса, так как до подобной дестинации можно добраться только путем длительных поездок. Следовательно, развитие и поддержание эффективных транспортных связей с туристскими рынками необходимо для успеха дестинации. Но для туристов важна не только физическая доступность дестинации, т.е. внешние транспортные связи с ней, но и наличие развитых внутренних транспортных связей. Другими словами, для них важны такие услуги, как прокат автомобилей, предоставление местного транспорта для проведения обзорных экскурсий и трансферов до мест размещения в дестинации); вспомогательные службы, которые предоставляют такие услуги, как реклама дестинации, координация и управление ее развитием, предоставление населению и организациям необходимой информации и услуги по резервированию, обеспечению оборудованием (предприятия питания, спорта и т.д.), обеспечение дестинации руководящим персоналом.

2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие. Таким образом, важно поддерживать отличие условий дестинации от обычных «домашних» условий с помощью хорошего дизайна и управления, чтобы избежать разработки «унифицированного туристического ландшафта».

3. Дестинация неразделима, т.е. туристический продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации. Следует отметить, что процессы производства и потребления туристического продукта совпадают не только в пространстве, но и во времени, т.е. дестинации не могут быть запасены впрок (номера в гостиницах, театральные билеты и т.д. не могут быть отложены в «межсезонье» для последующей их продажи во время, например, театрального сезона). Таким образом, сезонность дестинации является наиболее важной проблемой, так как снижает их доходность и делает неэффективными с точки зрения использования основных средств дестинации. Для сезонной дестинации пик сезона (3-4 месяца) должен принести основной вклад в покрытие постоянных издержек, которые подлежат оплате в течение года.

4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других .

Итак, дестинация – это территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения т.д. и является целью его путешествия.

Рисунок 1.1 - Цикл развития дестинации

Примечание – Источник .

Дестинация может быть первичной и вторичной. Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиента интерес посетить ее и, соответственно, главная ее цель - удовлетворить этот интерес туриста за определенный промежуток времени (например, за неделю). Вторичная дестинация (или «остановка в пути») представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Поэтому ее основная задача - удовлетворение желаний туристов на один-два дня. Вторичная дестинация представляет собой достаточно интересное место. С одной стороны, она является лишь необходимой остановкой на пути к первичной дестинации, а с другой стороны, она может также выступать местом привлечения туристов на несколько дней для осмотра ее достопримечательностей .

С точки зрения посещаемости первичная дестинация должна привлекать туристов на достаточно длительное время. Привлекательность вторичной дестинации для туристов ниже и, следовательно, ее главная задача состоит в привлечении большего количества туристов, но на краткое время.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Первичная дестинация всегда характеризуется определенным местоположением, территорией (например, Дисней Лэнд), а вторичная должна обязательно удачно располагаться по отношению к транспортным коммуникациям.

Любая дестинация проходит определенный цикл развития, продолжающийся в среднем не менее 20-25 лет. На рис.1.1 показано, какие фазы развития проходит дестинация в процессе своей эволюции.

В начале развития туризма, в так называемую дотуристскую фазу, основными мотивами приезда людей в дестинацию являются встреча с родственниками или друзьями, а также деловые интересы. Некоторые из приезжих осматривают природные и культурные достопримечательности посещаемой ими территории. Естественно, что их потребности легко удовлетворяются сферой обслуживания, и они уезжаю с хорошими впечатлениями. На этой стадии развития дестинации лишь небольшая часть инфраструктуры (гостиницы, общественное питание) зависит от количества приезжих и сроков их пребывания.

Однако постепенно количество туристов увеличивается, так как они уже знают, что в данной дестинации их ждут хорошее обслуживание, интересная местная культура, природа и т.д. На это реагирует бизнес, развивая специализированные сервисные услуги для приезжих туристов. Территория начинает приобретать характерные черты туристской дестинации. Открываются новые рестораны, кафе и бары, которые предлагают туристам как привычные для них блюда, так и национальные; магазины начинают торговать сувенирами местного производства. Инвестиции в экономику дестинации приносят большую прибыль и, естественно, увеличиваются. Общественный и частный сектора находят новые возможности привлечения туристов и их обслуживания .

В туристскую зону приезжают все большие массы туристов, которые приносят в местную культуру свои традиции и культуру. Под их влиянием происходят изменения в традиционном укладе жизни коренного населения дестинации, что приводит к определенным переменам и во взаимоотношении между людьми. Наступает так называемая фаза туристического менеджмента, основными целями которого являются: продвижение дестинации на туристском рынке для привлечения такого количества туристов, которое бы обеспечило поддержание туристического бизнеса в данной дестинации на должном уровне, и выбор административных методов, обеспечивающих выгодные с финансовой точки зрения виды и формы туризма. На этой стадии решаются вопросы о том, какие сферы обслуживания развивать, как улучшить удовлетворение постоянно меняющихся потребностей приезжих, какими способами можно влиять на природу этих вкусов и желаний. При решении этих вопросов влияние дестинации становится все более активным и определяющим.

Кроме того, в дестинацию идет постоянный приток новой рабочей силы. Как правило, приезжают молодые рабочие и служащие со своими семьями и оседают на данной территории на довольно длительное время. Постепенно происходит ассимиляция местных жителей (аборигенов) с приезжими. Это приводит к утрате местных культурных обычаев и появлению новых, но уже не свойственных и не характерных для данной дестинации. Под влиянием этих процессов происходит изменение первоначальной природы дестинации. Под влиянием этих процессов происходит изменение первоначальной природы дестинации, она утрачивает свою исключительность, и начинается падение ее привлекательности для туристов.

Самая главная задача частного и общественного секторов в данный момент – быстро отреагировать на происходящие изменения. Прежде всего, необходимо создать новый маркетинговый план развития дестинации и найти перспективные сегменты туристического рынка, которые могут совершенно отличаться от рыночных сегментов первоначальной дестинации.

Цикл развития дестинации сходен с циклом развития любой системы, который включает в себя несколько стадий: зарождение, рождение, рост, насыщение, спад, исчезновение либо возрождение .

Многие туристические дестинации в своем развитии проходят стадии от зарождения до исчезновения, а затем осуществляется зарождение на принципиально новой основе. На цикл развития дестинации могут влиять различные факторы, например развитие транспорта. Так, с развитием железнодорожного транспорта близлежащие к местам проживания туристические курорты стали менее привлекательны и уступили место удаленным морским курортам. Развитие авиационного транспорта, особенно создание турбоактивных двигателей, снизило привлекательность местных морских курортов и способствовало развитию удаленных экзотических дестинаций.

Туристические дестинации являются весьма динамичными образованиями, изменяющимися с течением времени. Продолжительность их жизненных циклов и каждой стадии в отдельности различается в такой же мере, как и сами дестинации. Транспортная доступность, государственная политика в области туризма, наличие или отсутствие дестинаций-конкурентов - эти и другие факторы могут способствовать ускорению или, наоборот, затормозить прохождение разных стадий цикла. Известны случаи, когда развитие курорта приостанавливалось на одном из этапов эволюции. Те же туристические центры, проекты освоения которых обещают быструю и большую финансовую отдачу, обычно беспрепятственно достигают зрелости.

Весомый вклад в изучение туристских дестинаций в динамике внес американский ученый С. Плог. Он обоснованно предположил, что каждой стадии эволюции дестинации соответствует определенный тип посетителей. На ранних этапах становления дестинация привлекает аллоцентриков с присущим им духом приключенчества. Позднее, в периоды развития и укрепления, аллоцентриков сменяют среднецентрики, а в конце жизненного цикла (стагнация и упадок) – психоцентрики, ведущие спокойный образ жизни .

Вверх