По незнанию. Производные предлоги Какие можно сделать выводы

Как практикующий 45 лет юрист, могу утверждать, что иногда законные и обоснованные решения судьями всё-таки принимаются. Например, более десяти раз по надуманным основаниям следователи пытались не допустить меня к участию в уголовном деле и только дважды судьи признавали такие действия, бездействия и решения следователя незаконными и необоснованными.

Значит, могут осуществлять правосудие, как вид государственной деятельности с соблюдением особого порядка, закреплённого Конституцией России и процессуальным законодательством. Но делают это как остановившиеся часы – два раза в сутки показывают точное время.

Что же стало причиной того, что правосудие, как вид государственной деятельности, так работает?

Ответить на этот вопрос поможет анализ исполнения принципов уголовного судопроизводства.

Принципы уголовного процесса – это законодательные требования, обращенные к участникам уголовного судопроизводства.

Если следователь, дознаватель, прокурор в своей деятельности нарушают принципы уголовного судопроизводства, то данная деятельность не может считаться уголовно-процессуальной, а если их игнорирует судья, то не осуществляется правосудие.

Конституции России, в статье 46, устанавливает: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Это конституционное требование находит своё развитие в статье 6 УПК РФ, в которой предписывается, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением:

Защиту прав и законных интересов, потерпевших от преступлений, а также

Защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Проводимые исследования свидетельствуют о систематических масштабных нарушениях, связанных с защитой, потерпевших от преступлений.

Так, доктор юридических наук П.А. Скобликов считает , что одной из самых серьезных проблем современного уголовного судопроизводства является ограничение доступа к правосудию лиц, пострадавших от преступлений, прежде всего путем необоснованных и незаконных отказов в возбуждении уголовного дела. Часто в таких случаях можно вести речь о фактическом укрытии преступлений, которому придается вид законного решения».

Исследования доктора юридических наук А.В. Смирнова доказывают , что только 6% пострадавших от преступлений могут рассчитывать на защиту правоохранительных органов.

Поэтому ежегодно более 9 миллионов человек, пострадавших от преступлений не могут получить статус «потерпевший», из-за того, что по их заявлениям не возбуждают уголовные дела.

Эти данные подтверждаются и Генеральным прокурором Ю. Чайкой, который утверждает : «Всеми органами предварительного расследования закон нередко нарушается еще до возбуждения уголовного дела. Ежегодно прокуроры выявляют массу случаев, когда людям отказывают в приеме их заявлений о преступлениях при наличии бесспорных поводов и оснований для возбуждения уголовного дела.

Отмененные прокурорами постановления об отказе в возбуждении уголовного дела исчисляются миллионами. Нередко нарушаются правила проведения оперативно-розыскных мероприятий, причем зачастую вследствие незнания закона».

Но нам ежегодно докладывают, что раскрываемость преступлений стабильна, равна 56%, а, иногда, и о том, что в 50 регионах страны отмечается снижение преступности.

Не лучше обстоят дела и с защитой личности от незаконных и необоснованных обвинений, осуждений и ограничения её прав и свобод. Официальная статистика утверждает, что ежегодно возбуждается около двух миллионов уголовных дел, из которых половина прекращается по различным основаниям. Казалось бы, хорошо, что 50% заподозренных получают защиту ещё на досудебной стадии судопроизводства.

Но это не так. Статистика утверждает, что сотни тысяч россиян ежегодно не получают защиты от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения прав и свобод.

Гарант Конституции В. Путин в 2015 году публично сообщил , что в 2014 году 200 тысяч предпринимателей обобрали, путём неправомерного возбуждения уголовных дел. Казалось, что после этого примут необходимые меры, но нет, в 2015 г. таким же способом уже 230 тысяч предпринимателей.

Несмотря на то, что в каждом деле есть все данные на тех, кто творил такой произвол, ответственных за него они не нашли.

Почти 15 лет в России осуществляется особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, который противоречит требованиям Конституции России (статьям 2, 15, 18, 21, 49, 50, 51, 118, 120), а также Уголовно-процессуальному кодексу РФ (статьям 1, 6, 7, 9, 10, 14, 16, ч. 2 статьи 77 УПК РФ).

Однако ни Конституционный Суд РФ, ни гарант Конституции, ни юридическая общественность этого не замечают.

Из требований статьи 49 Конституции следует, что виновность каждого обвиняемого должна быть доказана в порядке, предусмотренном федеральным законом. Статья 1 УПК РФ предписывает, что порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК РФ является обязательным для участников уголовного судопроизводства. Поэтому всеми перечисленными лицами обязаны исполняться требования ч. 2 ст. 77 УПК РФ о показаниях обвиняемого: «Признание обвиняемым своей вины в совершении преступления может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказательств».

Следовательно, даже при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, судебного разбирательства без исследования собранных по делу доказательств быть не может, но оно в России осуществляется уже много лет.

По данным статистики Судебного департамента РФ, в 2016 году было осуждено 740 380 человек. Из них 502 666 осудили без исследования и оценки доказательств, собранных по уголовному делу. Только на одних признательных показаниях подсудимых.

При этом в суды направляют тысячи дел, которые могли быть прекращены на предварительном следствии.

Так, в 2016 г. судами было прекращено 16 269 уголовных дел в связи с отсутствием события, состава преступления или непричастностью к совершению преступления, а также 213 090 по иным основаниям.

В статье 10 УПК РФ предписывается, что никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключён под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ.

Заключение под стражу возможно только при наличии законного и обоснованного постановления о привлечении в качестве обвиняемого, но заключая под стражу, суды не проверяют исполнение порядка привлечения в качестве обвиняемого, что установлен в статье 171 УПК РФ. Они не проверяют, имел ли следователь достаточно доказательств, для обвинения лица в том преступлении, в котором обвинил.

Таким образом, судьи не исполняют то, что требуют принципы уголовного судопроизводства.

Изложенное делает особенно актуальной проблему реформирования законодательства и сложившейся правоприменительной практики в судах, которая противоречит Основному Закону страны.

Представляется, что гарант Конституции, формирующий состав исполнителей судебной власти, должен наладить работу судебной системы так, чтобы носители судебной власти были зависимы от требований Конституции России и порядка судопроизводства.

А как быть, если за 18 лет во власти В. Путин этого так и не осуществил, но вновь желает быть гарантом Конституции?

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

2. Неуместное употребление иностранных слов вследствие незнания их значения.

цитата из СМИ источник правильный вариант
1

Достаточно сложной дилеммой было разместить всех участников слета.

"Терек" от 27. 05. 05г. , стр. 3, "В преддверии лета".

Для меня большая дилемма, куда поступать…

проблема

2

Мое появление в этом платье произвело огромный дефолт…

СТС, "Снимите это немедленно", 07. 10. 05г.

Уровень дефолта к следующему году достигнет…

2. инфляция

3

Резюме об этом человеке довольно благоприятное.

ТВ НОТР, "Калейдоскоп", 30. 09. 05г.

Резюме у этой фирмы известно всем…

реноме
4

Все дистрибьюторы супермаркета одеты в униформу.

"Газета Юга" от 27. 03. 03г. , стр. 2.

Дистрибьюторы салона "САМСУНГ" невежливы.

продавцы
5

Данная фирма регулярно инсинуировала документы…

ТВ КБР, "Время местное", 21. 03. 02г.

Есть версия, что убийство Петра III было инсинуировано…

подделывала;

инсценировано

Приведем толкование ряда распространенных заимствований (из "Толкового словаря иноязычных слов Л. П. Крысина (М. , 1998) .

Автаркия - экономическое обособление страны, направленное на создание замкнутого национального хозяйства, способного обходиться без ввоза товаров из-за границы.

Брокер - посредник при заключении сделок на бирже.

Депозит - денежные средства или ценные бумаги, помещаемые в кредитные учреждения.

Дебитор - должник.

Дилер - лицо или учреждение - торговый представитель предприятия, фирмы; биржевой посредник, занимающийся куплей и продажей ценных бумаг.

Дилемма - положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен.

Дистрибьютор - лицо или учреждение, занятое размещением на рынке сбыта товаров, производимых каким - либо предприятием.

Инсинуация - клеветническое измышление.

Истеблишмент - правящие и привилегированные группы общества, а также вся система власти и управления, с помощью которой они осуществляют свое господство.

Мониторинг - систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксировать соответствие результатов этого процесса первоначальным предположениям.

Нувориш - богач - выскочка, человек, разбогатевший на спекуляциях.

Реноме - установившееся (обычно благоприятное) мнение о чем-либо.

Сервер - обслуживающее устройство в системах автоматической обработки информации.

Фиаско - неуспех, полная неудача.

По нашему мнению, ряд лексических ошибок связан с незнанием значений слов и устойчивых выражений и обусловленным этим незнанием их неправильным употреблением в речи.

3. Мы выяснили, что очень распространённой ошибкой оказалось употребление слова "обратно" вместо "снова", "опять": "Габардин пришел к нам обратно", "Рижский вокзал надо переименовать обратно. . . ", "Впоследствии Баланчин дал ей (балерине) эту партию обратно".

4. Нередко в СМИ предложение начинается со слов "в этой связи" ("В этой связи хочется вспомнить и о недавних событиях") . Чаще всего это словосочетание употребляется, когда в тексте не указано ни на какую связь предыдущего с последующим. Правильно: "В связи с этим. . . " . Благодаря такому сочетанию слов и устанавливается связь между уже сказанным и тем, о чем будет идти речь в дальнейшем.

5. К лексико-стилистическим погрешностям относится и незнание особенностей лексической сочетаемости слов в русском языке. Например: "Ухудшается уровень жизни народа" (правильно: "Снижается уровень жизни народа") . Неверно составлено и предложение: "Чтобы улучшить криминогенную обстановку в городе, правоохранительные органы работают в усиленном режиме" (криминогенный - способствующий совершению преступления) . Правильно: "Чтобы изменить криминогенную обстановку в городе. . . " или "Чтобы улучшить общую обстановку в городе. . . " .

6. Кроме того, нами, в процессе исследования, обнаружены случаи неверного употребления слов "главный" и "заглавный":

7. Мы пришли к выводу, что типичными для спонтанной речи являются погрешности следующего рода:

цитата из СМИ источник результат воздействия на речь учащихся
1

Только вмешательство спасателей помешало окончательному разграблению…

"Труд" от 18. 12. 03г. , стр. 4, "ЧП. "ножки Буша" разбегались, словно курицы". Удачливый герой удачлив во всем…
2

Часовая уборка пылесосом сжигает за час 250 калорий…

"Cosmo" № 3, 2005г. , стр. 321. Мы подвели итоги месячника за истекший месяц.
3

Уходящий 2003й год…был богат и на удачи, и на неудачи. Очень хочется думать, что 2004й год будет удачней.

"Терек" от 31. 12. 03г. , стр. 1 "Каким был 2003й" Пусть тебе сопутствуют фортуна, счастье и удача…
4

И не заставляет звёзд скакать через скакалку…

Будет конкурс по лингвистике и разным языкам.
цитата из СМИ источник результат воздействия на речь учащихся
55

При поступлении новой информации мы вас будем информировать…

ТВ КБР 14. 10. 05г. , 20. 45 "Новости", диктор Наталья Боровинская

Дикие звери водились в лесу повселесно. (из сочинения)

6

Время измерялось во все времена…

Из рекламы на ТВ

Мы видели их мертвые трупы…

7

Просто он сам такой простой человечек…

"Песня года", НТВ, 31. 12. 05г. (А. Б. Пугачёва)

Это аксиома, это вещь, которая не требует доказательств.

8

Ловят неуловимых боевиков…

"Сегодня", НТВ, 04. 01. 06г. (Ольга Белова)

В поле было полно цветущих цветов…

9

Его воображение уже разыгралось, и мы начинаем играть…

Реклама ТВ

Летом я читал Чехова, Толстого и русских классиков.

10

Рукав классической длины, длинный…

"Снимите это немедленно". СТС, 26. 12. 05г. (Саша Вертинская)

Он сел в калошу, опозорился…

11

Она отличалась лебединой красотой белого лебедя…

"Терек" от 12. 04. 03г. , стр. 3, "Танец и жизнь".

Юношеский максимализм присущ всем юным.

Этот ряд можно продолжать долго. Явления такого порядка в лингвистике принято называть тавтологией.

8. Логические ошибки:

цитата из СМИ источник
1

А если обращаются, значит, у них что-то с чем-то не в порядке…

"КП" от 14. 09. 05г. , стр. 2 "Картина дня" (цитируется г-н Черномырдин)
2

Нынешний сезон уже открыл для ценителей классической музыки ряд молодых исполнителей. Не был исключением и нынешний.

"КБП" от 04. 06. 05г. , стр. 4-5 "На одном дыхании"
3

Мужские и женские мозги – это две большие разницы…

"КП" за 16-23. 06. 05, стр. 10 "Клуб любознательных"
4

Через полчаса компьютерных игр у меня складывается впечатление, что я сошёл с ума. Поэтому я его выключаю.

"Cosmo" № 7, 2005г. , стр. 117 "Комментарий Ивана Урганта"

5

Приобретая пиротехнику, не покупайте её у лотошников…

"Терек" от 31. 12. 03г. , стр. 3 "Внимание: 01 предупреждает"
6

Дмитрия Певцова побрили наголого…

"КП" от 2-9. 06. 05г. , стр. 39 (заголовок)
7

Но и нам надо на пульсе руку держать, не пускать на самотёк молодёжь.

"КП" от 08. 11. 05г. , стр. 3 "Как нам избежать проколов"
88

В таком формате мы не думали над этой проблемой. Мы уделим серьёзное внимание этой проблеме. (из речи А. Канокова)

"КБП" от 25. 10. 05г. , стр. 1 "В ближайшее время в школах будут введены уроки ислама и православия"
9

Общаюсь с людьми, которые лицами-то особенно не хлопочут.

10

А когда я включала ТВ, я слышала совершенно другую речь.

"МК" от 24. 11. 05г. , "Кривой эфир"
11 Эта его любовь…Она же невероятная, жуткая…Она…во какая! Вот. "Без комплексов", ОРТ, 27. 12. 05г. (Лолита)
12

Прошли дни, прошли недели и результат проявился налицо…

Реклама ТВ
13

Черномырдин:

Надо не хотением достигать этого, а совсем другим местом. -Я думаю об этом всегда и далеко не безразлично.

Я не очень-то замечаю, кого ещё можно в президенты. -И очень жаль, что вот на таком, на полном скаку человеку надо будет уходить по Конституции.

Я думаю, что ему равных не будет. Вот пока ему их нет.

Хотя, должен сказать, ведь его тоже никто не знал до 1999года. Хотя Россия богатая страна – и на людей, и на умных людей.

Конечно, будут, они есть, которые достойны возглавить наше государство.

Я к этому не хотел бы даже притрагиваться. Вот не хотел бы сейчас.

"КП" от 18. 10. 05г. , стр. 8 "Политпарилка"
14

Вообще, экстремальщина оторвались на полную катушку…

"Вести КБР", 27. 06. 05г. , 20. 45
15

Президент…проводил разбор полёта…

"Сегодня", 22. 08. 05г. , 22. 00, Асет Вацуева
16

Было много симпатичной музыки.

"Пять звёзд", "Россия", 10. 07. 05г. (Л. В. Лещенко)
17

Давно было не видно Курникову.

"Вести", НТВ 13. 07. 05г.
18

Сейчас проходят молитвы у Стены Плача …

"Сегодня", НТВ, 05. 01. 06г. (Денис Сандро)
19

Не в лучшей бодрости духа…

"Сегодня", НТВ, 05. 01. 06г. (Алексей Пивоваров)
20

Сорок квадратов метров… Завтра мероприятия по прочёске местности будут продолжены…

"Сегодня", НТВ, 05. 01. 06г. (Абдул Мусаев)
21

Вы нарушили уголовный закон…

"Федеральный судья". ОРТ,12. 01. 06г. , (С. А. Пашин)
22

Задержан участник незаконного бандформирования…

"Дежурная часть". "Россия", 12. 01. 06г.
23

С течением топки через них начинают пробиваться

"Терек" от 11. 12. 03г. , стр. 4 "Чтобы избежать огненной стихии"
24

На концерты мы ходили и в экскурсию в музей…

"Терек" от 28. 08. 03г. , стр. 3 "Звёзды гаснут над "Алмазом"
цитата из СМИ источник
1

Хотя…трудно сравнивать такие дефолты, всё же заметно: основа у них общая…Хотя правые подают надежду на исправление…

"Труд" от 18. 12. 03г. , стр. 2 "Язык до дефолта довёл"
2

И это при том, что эти средства не были предусмотрены в бюджете.

"КП" от 01. 11. 03г. , стр. 6 "На Ставрополье началась вакцинация"
3

Меня, как бы, всё, как бы, устраивает…

"Три окна", ОРТ, 04. 12. 05г. (Н. Королёва)
4

Сейчас, на самом деле, мы хотим сказать, что, на самом деле, этот стиль ей к лицу… И, на самом деле, мы решились на минимум перемен…

"Снимите это немедленно", СТС, 08. 01. 06г. (Таша Строгая)
5

Ну, реально-то она не очень изменилась. Человек-то она реально тот самый… Не, ну реально!. .

"Снимите это немедленно", СТС, 08. 01. 06г. (Саша Вертинская)
4. Нарушение чистоты речи

1. Несомненно, разговорные элементы, просторечные вкрапления (именно вкрапления) имеют право на жизнь в публицистике. Однако чувство меры в использовании средств разговорного стиля у журналистов нередко отсутствует:

цитата из СМИ источник результат воздействия на речь учащихся
1

Посетители музея сплошь эмвэдэшники, музейщики постарались для них на славу…

"Жизнь" от 27. 02. 04г. , стр. 5 "Открытие музея"

Фортепианщики занимались в соседнем классе…

2

Премьер-министр утвердил поправки к ПДД, разрешающие ментам забирать любую машину.

"КП" от 02. 10. 03г. , стр. 3 из заголовка

Ментов в то время не было…

3

Да мне по фиг…

"Cosmo" № 12,2005г. , стр. 180 "Интервью. Стас Пьеха"

Офигенный случай случился в Афинах… Печорин был пофигистом.

4

Странные ребята: торгуют наркотой, пьют, шарахаются по улицам.

"КП" от 11. 11. 05г. , стр. 2 "Картина дня"

Вместо работы Раскольников шарахался по Петербургу…

5

"Пусть каждый ваш рабочий день скрашивает карнавал ваших любимых людей дома!" - пожелал наш звездун.

"КП от 12. 11. 05г. , стр. 14 "Брюзга недели"

Можно будет пофоткаться…

6

…жрать червяков в эфире…

"КП" от 22. 10. 05г. , стр. 14 "Скверный анекдот"

Тусовались у Шерер.

7

Вот пацан вчера только с зоны откинулся, с Ходором рядом был, всё расскажет!

"КП" от 29. 10. 05г. , стр. 2 "Сообщаем подробности"

Солженицын, откинувшись с зоны, принимается писать романы…

8

Вот простебала я Сергея Безрукова…

"МК" от 24. 11. 05г. , "Кривой эфир"

Все прикалывались над Пьером Безуховым…

9

Ну не понравились президенту их рожи…

"Новости", ОРТ, 13. 09. 05г. , 21. 00, В. Черномырдин

Морда лица у героя была так себе…

10

В Европе поражает умение горожан парковать свои бибики…

"Непутёвые заметки", Дмитрий Крылов, 20. 11. 05г.

Она снямкала все съестное в доме.

11 "Моя прекрасная няня", СТС (няня Вика)

Маргарита оказалась на чумовой вечеринке.

12

Пока варятся макароны, позырим кассету "Битлз".

"Три окна", ОРТ, 05. 11. 05г. , 10. 30, А. Макаревич.

К концу романа Наташа Ростова приобретает нью-лук…

Следует заметить, что разговорная тональность в информационно-аналитических программах нередко тяготеет к грубовато-просторечной, а то и вовсе подменяется ею. Свидетельство тому – откровенно грубая лексика: хавать, халява, козлы, облажаться.

2. Что касается иностранных слов, то необходимость некоторых из них несомненна, но зачем нам "конфронтация", "раунд", "саммит", "консенсус", "тинейджер", "шоу", "брейн-ринг" и сотни других! Современные масштабы заимствования губительны для русского литературного языка:

цитата из СМИ источник результат воздействия на речь учащихся
1

Я за их счет делаю себе пиар.

"МК" от 24. 11. 05г. , "Кривой эфир"

Поэт пиарил себя…

2

После полного апгрейда показался Дед Мороз…

"Сегодня". НТВ, 26. 12. 05г.

Это был апгрейд…

3

Сельская самодеятельность организовала грандиозное шоу для комбайнёров.

"Терек" от 18. 06. 04г. , стр. 2 "Делу - время, потехе - час".

Вечером я устроила для родителей шоу с истерикой.

4

Плюрализм мнений будет учтён.

"КБП" от 08. 12. 03г. , стр. 1 "Выборы сегодня"

В Думе наблюдается плюрализм партий.

5

Этот колхоз всегда в авангарде.

"Терек" от 07. 09. 03г. , стр. 2 "Передовые хозяйства района".

Наш класс был в авангарде по уборке школы.

Заключение

Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложений, его речь мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но "плохой", то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие "хорошей" речи включаются как минимум три признака: богатство, точность и выразительность. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. Точность речи - это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность создается с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта современного человека, следует не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений, однако добиться этого достаточно сложно в нынешней ситуации, когда СМИ, оказывающие значительное влияние на культуру речи общества, столь далеки от норм.

Мы провели мини-опрос тестируемых:

Читаете ли вы в обязательном порядке программные произведения?

а) конечно, причём в полном варианте-10%; б) стараюсь, но в сокращении-63%; в) нет-27% (!) .

Как часто вы читаете произведения мировой классики?

а) довольно часто-26%; б) редко-15%; в) читаю лёгкую литературу-19%;г) не читаю, нет времени-40% (!) .

Как часто вы пользуетесь лингвистическими словарями?

а) довольно часто-20%; б) время от времени-6%; в) не пользуюсь-74% (!) .

Как часто вы обращаетесь за информацией разного рода к СМИ?

а) очень часто-72%; б) время от времени-18%; в) редко-10%.

Знакомо ли вам понятие "культура речи"?

а) да-35%; б) что-то припоминаю-29%; в) нет-36%.

Может ли, на ваш взгляд, речь СМИ быть неверной, не соответствующей нормам?

а) вполне-12%; б) не думаю-26%; в) нет-62%.

Считаете ли вы возможным корректировать свою речь по речи СМИ?

а) конечно-61%; б) нет-14%; в) не всегда-25%.

Проанализировав материалы исследования и приняв во внимание результаты мини-опроса, мы пришли к выводу, что:

1) удельный вес речевой продукции СМИ в речевой практике общества повысился, повысилась и значимость текстов СМИ в общественном сознании, увеличилась сила воздействия СМИ на культуру речи людей.

2) нами констатировано, что влияние языка СМИ на культуру речи общества негативно, что является предметом тревоги за экологию русского языка, культуру речи современного общества.

Л. В. Щерба писал: "Все хотят говорить правильным хорошим русским языком, а где найти его нормы не знают. Ответ, собственно, конечно, крайне прост – читайте произведения … непререкаемых классиков нашей литературы – Горького, Чехова, Короленко, Тургенева, Гончарова и др. , и вы найдете у них искомую норму". На наш взгляд, ответ Л. В. Щербы очень актуален, но посредством данного совета выправить ситуацию будет довольно сложно (см. результаты мини-опроса) , поэтому мы предлагаем свою "Программу оптимизации культуры русской речи":

I. Ввести в школе предмет риторика.

II. Организовать для учителей-словесников курсы по риторике.

IV. Организовать в школах клубы любителей русской речи.

VI. Учредить премию СМИ, выступающим за чистоту и правильность русской речи.

VII. Организовать на одном из российских каналов выход передачи "Цензура" с мониторингом ошибок в речи телеведущих, распределив последних в номинациях:1) мисс/мистер антиправильность речи; 2) мисс/мистер антиточность речи; 3) мисс/мистер античистота речи и т. п.

VIII. Популяризировать словари, активно создавая их качественные интернет-версии. Данный шаг, на наш взгляд, обеспечивает доступность словарной информации.

IX. Объявить конкурс среди лингвистов на разработку программы ликбеза в культуре речи.

X. Учредить Всероссийский конкурс знатоков мировой классической литературы и культуры речи.

Мы считаем, что, следуя нашей программе, можно повлиять на состояние культуры речи современного общества, а также культуру общества в целом: "По отношению каждого человека к своему языку можно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа" (К. Г. Паустовский) .

Использованная литература

1. Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4.

2. Аванесов Р. И.. Русское литературное произношение. М. , 1972г.

3. Агеенко Ф. Л. , Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М. , 2000г.

4. Введенская Л. А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные посо­бия". Ростов н/Д: Феникс, 2001.

5. Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и
телевидения. М. , 2004 г.

6. Гвоздёв А. Н.. Современный русский литературный язык: фонетика и морфология. М. , 1973г.

7. Греков В. Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М. , Просвещение, 1968г.

8. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М. , 1998г.

9. Л. А. Вербицкая. Давайте говорить правильно. М. , 1993г.

10. Материалы СМИ.

11. Материалы сочинений и магнитофонные записи спонтанной речи учащихся 11-х классов МОУ "СОШ № 2 г. Терек".

12. Новинская Н. И. Орфоэпический словарь русского языка. М. ,2004 г.

13. Оганесян С. С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 1998г.

14. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. , 1991г.

15. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. М. , 1971г.

16. Скворцов Л. И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 – 1994г.

17. Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет // Русский язык в школе. № 5

Приложение

Процентное соотношение ошибок в культуре речи СМИ.

1. Орфоэпические ошибки – 40%

2. Орфографические ошибки – 15%

3. Пунктуационные ошибки – 6%

4. Грамматические ошибки – 9%

5. Ошибки в словоупотреблении – 30%

1. Орфоэпические ошибки –43%

2. Орфографические ошибки –10%

3. Пунктуационные ошибки –5%

4. Грамматические ошибки –10%

5. Ошибки в словоупотреблении –32%


СМИ в ходе реформирования жизни в РФ породил снижение качественного уровня их продукции и прежде всего в области языка. Новые кадры принесли в электронные, да и в печатные СМИ свой язык, свой уровень понимания культуры речи, свою лексику, иногда механически заимствованную из иностранных языков, и в первую очередь англо-американского. Недостаточно подготовленные новые кадры, пришедшие в СМИ в...

Современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком, также называется культура речи. Она содержит в себе три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Качественная оценка высказывания с...

О средствах речевого воздействия. ХХ век оставил на месте классической риторики и словесности лишь художественную литературу и предложил новый предмет - культуру речи как учение о нормах литературного языка, а в школе - аспект развитие речи. Анализ новых теорий и дисциплин, появившихся в конце ХХ века через развитие речевых технологий, показывает, что они исторически восходят к риторике, часто...

Задача ученых установить, какие проявления языкового вкуса соответствуют/не соответствуют основным процессам, тенденциям эволюции конкретного современного литературного языка, действующей системе литературных норм и динамике ее развития. Учение о культуре речи оценивает речевые факты, устанавливая степень их нормативности, уместности употребления в данной речевой ситуации, мотивированности их...

Многие учащиеся затрудняются в правильном написании омофонов, то есть слов, которые одинаково произносятся, но отличаются на письме. Причем, ошибаются в этом не только дети, но и взрослые люди. Чаще всего вызывает затруднение правописание производных предлогов, которые пишутся не так, как самостоятельные от которых они произошли. Одно из таких сочетаний - это выбор написания "вследствие" или "в следствии". И ученики, и взрослые люди часто делают в них ошибки. Дело в том, что запомнить их написание невозможно, словарь тоже не поможет, так как написание зависит от контекста.

Как же выбрать правильное написание?

Это нужно знать не только школьникам и выпускникам, которые собираются сдавать экзамены. Каждый взрослый человек, уважающий себя и людей, к которым обращается с письменной речью, должен быть грамотным. Но на деле большинство людей выбирает способ написания наугад.

Сложность в том, что не существует определенного правила, которое можно выучить, Чтобы грамотно написать "вследствие" или "в следствии" нужно просто понять разницу в их смысле. Существует так называемая которая и состоит в том, чтобы уметь чувствовать лексическое значение слов. Именно от него зависит, "вследствие" или "в следствии".

Разница между предлогами и самостоятельными частями речи

Чтобы правильно выбрать написание, нужно знать, чем различаются и слова, от которых они произошли.

1. Предлог "вследствие" не имеет самостоятельного значения, не отвечает на вопрос и не является членом предложения. Он употребляется только с самостоятельными частями речи.

2. Существительное можно заменить другим существительным, близким по значению, а предлог заменяется на другие предлоги, часто непроизводные: "Вследствие плохой погоды - из-за плохой погоды".

3. Сочетание существительного с предлогом можно разделить, вставив между ними какое-нибудь слово. Смысл от этого не изменится. "В прошлогоднем следствии". А с производным предлогом так сделать не получится.

"Вследствие" или "в следствии"

То, что существительные с предлогами всегда пишутся раздельно, знают все. Поэтому главное понять, как определить часть речи у этого слова. Прежде всего, нельзя брать его отдельно от контекста. Только прочитав предложение целиком, вы поймете, к какой части речи оно относится. И тогда можно выбрать правильное написание. Сравните два предложения: «В следствии по делу были обнаружены новые факты» и «Вследствие морозов уроки отменили». Почувствуйте смысл слова «следствие» в первом предложении. Оно имеет конкретное значение, означает явление, которое можно представить. Говорится в предложении именно о следствии. А во втором предложении омонимичное ему слово не несет никакой смысловой нагрузки - говорится в нем о морозах. Как еще можно доказать, что это самостоятельная часть речи? К этому слову можно задать вопрос: «В чем?» - «в следствии», между предлогом и существительным возможно вставить другое слово, например, «в прошлогоднем следствии». Во втором предложении это слово можно только заменить предлогом: «Из-за морозов уроки отменили». Предлог настолько тесно связан с существительным, что если его убрать, он все равно будет подразумеваться по смыслу.

Существительное

Сложность написания состоит еще и в том, что это слово в роли существительного имеет два варианта написания. Предлог "в" пишется отдельно в любом случае, а вот окончание может быть разным. Как и у других существительных, его выбор зависит от падежа. Если слово употреблено в предложении в то окончание будет "е". "Во что?" - "В следствие вовлечены новые сотрудники". Но в таком варианте это слово употребляется редко. Чаще всего встречается написание "в следствии". Это форма существительного в "В чем?" - "В следствии по делу обнаружены новые факты". Поэтому не нужно запоминать, как пишется существительное "в следствии". Если вы знаете орфографические правила и сможете определить, что это именно существительное, то трудностей его написание у вас не вызовет.

Предлог "вследствие"

Как и все производные слово похоже на самостоятельную часть речи только по произношению. Пишется он всегда одинаково: слитно и на конце буква "е". Главное понять, что перед вами в данном контексте именно предлог. Для этого нужно:

Попробовать задать к нему вопрос. Получится ответить на него только вместе с существительным: "вследствие чего?" - "вследствие морозов".

Заменить его предлогом "из-за". Смысл предложения не должен измениться.

И главное, как определяется, что в предложении это предлог - по смыслу. Он не несет никакой смысловой нагрузки.

Какие можно сделать выводы?

Получается, что правописание "вследствие" - "в следствии" не регулируется никакими правилами. Какие же нужно предпринять шаги, если вы встретили в тексте это слово и не знаете, как его писать? Рассмотрим три варианта:

1. "Вследствие болезни он остался дома". Обращаем внимание на смысл слова. Оно обозначает причинно-следственную связь и не несет самостоятельного значения. Говорится в предложении о болезни, а слово "вследствие" зависимое. К нему нельзя задать вопрос: "вследствие чего?" - "вследствие болезни". Кроме того, это слово можно заменить предлогом "из-за" - "Из-за болезни он остался дома". Делаем вывод, что слово это - производный предлог и пишется слитно с буквой "е" на конце.

2. "В следствие по делу были внесены новые факты". Говорится в предложении о следствии, как о явлении. К этому слову можно задать вопрос: "во что?" - "в следствие". Заменить его можно только другим существительным: "в документы". Кроме того, между "в" и самим словом можно вставить другое слово: "в прошлогоднее следствие". Вывод: это существительное, поэтому "в" пишется отдельно. А так как стоит оно в винительном падеже - "во что?" - то на конце пишется буква "е".

3. "Эти улики участвуют в следствии". К слову можно задать вопрос - "в чем?" - "в следствии", оно означает определенное явление и его можно заменить словом "расследование". Поэтому в этом предложении "в следствии" пишется раздельно с буквой "и" на конце, ведь стоит слово в предложном падеже.

Получается, что всем, кто сомневается, как писать: "в следствии" или "вследствие" правило искать и учить не нужно. Необходимо уметь различать производные предлоги и самостоятельные части речи.

Вверх